Шипы по требованию: будущее зимних покрышек

Помните пятнадцатый эпизод бондианы под названием «Искры из глаз»? В ней агент 007 пытается оторваться от погони по льду замёрзшего озера. Одно нажатие на кнопку и покрышки Aston Martin ощетиниваются доброй сотней шипов! Киношная фантастика? Уже нет…

Помните пятнадцатый эпизод бондианы под названием «Искры из глаз»? В ней агент 007 в исполнении Тимоти Далтона пытается оторваться от очередной погони по льду замёрзшего озера. Одно нажатие на кнопку и фрикционные покрышки Aston Martin ощетиниваются доброй сотней шипов! Киношная фантастика? Уже нет: такие шины показала компания Nokian.

content image for: 79269

В заполярном Ивало компания Nokian обосновалась всерьёз и надолго: здесь финские шинники построили огромнейший полигон, который используется для испытания новых и доводки существующих моделей зимних покрышек. Потому что именно зимние шины — основа благополучия компании! Год назад финны презентовали революционную модель Hakkapeliitta 8. В ней — 190 шипов. Сто девяносто! Так обильно «гражданские» шины (опустим тему спортивных покрышек) не шиповали никогда. И это при том, что все остальные производители были вынуждены уменьшить количество «зацепов» из-за новых законодательных требований (подробнее об этом казусе — в материале «Зимние шины: шипы по осени считают»).

В следующем сезоне Нокиан продолжит следовать взятому курсу: теперь инженеры компании столь же обильно нашпиговали шипами «резину» для внедорожников и кроссоверов. Об этом — осенью, когда будет снято эмбарго, а сейчас... Огромный — длиной 650 и шириной 20 метров — ангар, подсвеченный фарами машин. Просто дойти до его середины — подвиг, потому что вместо нормального пола... каток. Идеально гладкое, невероятно скользкое ледяное зеркало! Здесь эксперты-шинники оценивают разгон и торможение, поскольку покрытие внутри ангара не зависит от солнца, ветра, перепадов температуры и всегда стабильно.

content image for: 45403
Источник: Алексей Кованов

«Мы будем находиться здесь буквально несколько минут! Смотрите, фотографируйте, но никаких вопросов!», — огорошили журналистов представители Nokian. Что за шпионские страсти? Но задать этот вопрос никто не успел: мимо пролетел серебристый Porsche Cayenne. Вот зажглись стоп-сигналы, однако машина остановилась крайне неохотно — потому что покрышки фрикционные (о том, как показывают себя «липучки» и «шиповки» на разных покрытиях, рассказывает материал «Зимние шины: «липучки» против «шипов»). Кайен уходит на второй круг, снова разгон и торможение, но теперь тяжёлый кроссовер встаёт как вкопанный!

Секрет успеха — в необычных шинах. Под рулём казалось бы обычного Cayenne зелёным светом мерцает кнопка, нажимая на которую, водитель управляет шипами: хочешь — шипы спрячутся и покрышка станет фрикционной, а хочешь — шина «выпустит когти». Бондиана! Однако Матти Морри, ведущий технический эксперт Nokian Tyres, осторожен: «Не ждите, что на следующей неделе новая модель появится на прилавках магазинов. Это только концепт, демонстрация наших возможностей...». Или нокиановский технарь лукавит? Просто так выкидывать деньги на ветер финны точно не станут.

content image for: 45403
Источник: Алексей Кованов

Впрочем, сделать шипы выдвигающимися — это только половина дела. Важно, чтобы характер «универсальной» покрышки оставался сбалансированным, независимо от того, выпущены или спрятаны «зацепы». А это гораздо сложнее. Современные «липучки» и «шиповки» очень сильно отличаются друг от друга: состав резиновой смеси, форма и количество прорезей-ламелей, рисунок протектора — всё разное! Также серьёзной проблемой является надёжная фиксация шипа. Будет ли крепко держаться выдвигающийся «коготь»?

Также остаются открытыми вопросы стоимости, долговечности и массы (последний момент не менее важен). А уж сделать из новой «резины» фантастическую по своей универсальности «всесезонку» и вовсе невозможно. Хотя хотелось бы: все 12 месяцев не меняешь покрышки, а при наступлении холодов просто выпускаешь шипы. Но это утопия — летняя и зимняя шины также имеют множество отличий (вспомните, как дубеет летняя «резина» на морозе). Все эти нюансы эксперты Nokian прекрасно знают. И знают, что этот путь пыталась пройти американская компания Q Tyres...

content image for: 45403
Источник: Алексей Кованов

В 2007 году штатовские специалисты придумали и реализовали проект Q Celsius — в состав покрышки включили отдельную пневматическую камеру, которая по команде водителя надувалась и выталкивала из протектора шипы. И вроде американцам удалось найти деньги для запуска революционного проекта, а китайские шинники были готовы наладить производство новой модели, но... Замысел так и остался нереализованным — про Q Celsius больше никто никогда не слышал.

Поскольку нокиановская новинка очень плавно выпускает и убирает «когти», похоже, что финны использовали похожий принцип: из жёстких металлических обойм «зацепы», скорее всего, выпускаются при повышении давления во внутренней камере-контуре. Однако это исключительно наши догадки, поскольку позиции «Смотрите, фотографируйте, но никаких вопросов» финны следовали неукоснительно. Хотя вопрос — только один: «Это всерьёз или просто эффектный пиар?». Уж очень удачной получилась задумка для нашей средней полосы, когда температура воздуха регулярно «скачет через ноль».

Алексей Кованов
Фото автора

Алексей Кованов