Как сделать российские дороги безопаснее: пять простых решений

Количество погибших в ДТП в России снижается крайне медленными темпами, причем это признали даже в правительстве. Все говорит об одном — нужно принимать срочные меры, направленные на повышение безопасности. Но с чего начать?
Тимофей Исаев

Количество погибших в ДТП в России снижается крайне медленными темпами, причем это признали даже в правительстве. Все говорит об одном — нужно принимать срочные меры, направленные на повышение безопасности. Но с чего начать? «Авто Mail.Ru» уверен: многие решения в сфере строительства дорог не требуют колоссальных затрат, однако могут спасти тысячи жизней.

29 декабря 2013 года в Москве в районе метро Каширская произошло страшное ДТП, в котором погибло три человека и еще трое получили ранения. Причиной аварии стал выезд на встречную полосу. «Неужели на дороге с восемью полосами отсутствует отбойник или разделительная полоса?», — спросите вы? Увы, но это так. В ходе реконструкции Каширского шоссе было принято странное решение демонтировать заграждения!

«Я уверен, что это — исключительно нерациональное и губительное для людей решение, — рассказал «Авто Mail.Ru» руководитель Московского центра Probok.net Александр Шумский. — Оно призвано действовать, прежде всего, в угоду бюрократическим войнам. Никакой другой версии, для чего это делается, у меня больше нет».

С ним соглашается и член экспертного совета при комитете Госдумы по транспорту, член общественного совета при Межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета РФ Сергей Груздь. «Демонтаж действительно только увеличит количество лобовых столкновений и жертв на дорогах. Это настоящее вредительство. Так считаю и я, да и в ГИБДД это же отмечают, я читал их отчеты. Демонтаж — это крайне опасно. И осуществляется он, на мой взгляд, ради реверса. Там находится аэропорт Домодедово, и демонтаж увеличит пропускную способность. Но такие жертвы ради этого реверсивного движения совершенно ни к чему!», — заявил он.

По статистике, сегодня выезд на «встречку» занимает 3-е место среди причин серьезных происшествий на дорогах. Еще один ярчайший пример — ДТП, унесшее жизнь председателя правительства Республики Дагестан Гаджи Махачева и его родственников, произошедшее на Кутузовском проспекте. Если на одной из важнейших правительственных трасс отсутствует отбойник, что говорить про остальную страну?

Решение: разделять встречные потоки физической преградой

Спорить не будем: соблюдение ПДД обязательно для всех участников движения, никаких исключений из-за статуса водителя быть не должно. Но при этом нужно понимать наличие физической преграды полностью пресекает возможность выезда на «встречку». Именно такая практика принята в большинстве стран, значительно продвинувшихся в сфере дорожной безопасности.

На данном видео можно наглядно убедиться в эффективности физического разделения встречных потоков. ВАЗ-2109 занесло (как избежать этой ошибки, вы можете узнать из нашей статьи
. Однако, несмотря на тяжесть аварии, самых тяжелых последствий удалось избежать. Во второй части видео приведена авария, произошедшая в Подмосковье в 2013 году. Будь на месте ремонта отбойник, возможно, последствия были бы куда менее трагичными. Кстати, это видео наглядно демонстрирует, что каким бы «крутым» и мощным не был внедорожник, использование ремней безопасности обязательно для всех. О них читайте в статье

Лучше всего, когда встречные потоки разделяет полноценный металлический отбойник или бетонный разделитель. Но на дорогах с низкой интенсивностью движения может быть достаточно и специальных тросовых ограждений. Такие устройства активно применяются на дорогах США, Скандинавии и Белоруссии. Они обходятся дешевле обычных отбойников, однако способны поглотить кинетическую энергию автомобиля и значительно снизить тяжесть последствий аварии.

Еще одну проблему российских дорог наглядно выявили аварии на МКАД, произошедшие в январе этого года. 12 человек погибли! Причина оказалась в бетонных блоках, установленных в левом ряду московской кольцевой для ограждения места проведения ремонта. Из-за недостаточного информирования о приближении к месту дорожных работ водители слишком поздно их замечали. Нет, никто не спорит. ПДД нужно соблюдать. Но в большинстве случаев у людей практически не оставалось шанса избежать аварии.

Казалось бы, ситуация полностью противоположная описанной в начале нашей статьи. Однако на деле эта история оказалась не такой простой.

Слово — координатору движения «Синие ведерки» Петру Шкуматову, без записи в блоге которого эта история так и могла остаться лишь цифрами статистики на бумаге. «Мы считаем, что история с блоками вскрывает множество проблем. Даже ГИБДД, по сути, подтверждает, что это грандиозное нарушение правил работ на дорогах и нарушение технической безопасности, — рассказал Шкуматов «Авто Mail.Ru». — Мы встречались с гаишниками, они составили 20 протоколов именно за нарушение правил проведения работ. Но, что самое интересное, ГИБДД не может это прекратить. То есть, если вы выкопали яму, не пометили ее, и туда начали сваливаться автомобили, то ГИБДД не предпишет вам вернуть все обратно. Она может только выписать штраф и все. А по статье 10.1 ПДД водитель должен быть готовым ко всему. Получается, круг замыкается, и во всем всегда виноват сам водитель. Дорожники же не отвечают ни за что. А ГИБДД, отвечающая за безопасность, не может прекратить опасные работы».

Данный случай — далеко не единичный. О местах проведения дорожного ремонта в России зачастую предупреждают лишь знаки «Дорожные работы», а ведь иногда дорожники и вовсе не ставят никаких знаков, и понять, что идет ремонт, можно лишь по снятому асфальту...

Когда данный материал готовился к выходу, на столичной МКАД произошла еще одна авария. Да, формально не прав водитель красного автомобиля. Но ведь шансов заметить место ремонта у него практически не было!

Решение: изменение ГОСТов и тщательное ограждение мест ремонта

Решение данной проблемы необходимо начать с изменения государственных стандартов на проведение дорожных работ. В настоящее время ГОСТ 52289-2004 не делит дороги на категории, в результате чего расстояние перед местом работ, на котором должны размещаться временные знаки, в любом случае будет одинаковым — 150-300 метров. Учитывая, что тормозной путь со 100 км/ч на сухом асфальте составляет около 65 метров, даже у опытного водителя, заметившего знак, может просто не получиться остановиться вовремя.

Дополнительное решение этой проблемы лежит в другой сфере — юридической. Дорожники должны нести повышенную ответственность, ведь сейчас, если верить протоколам, виноватым зачастую остается водитель, «который не учел сложные дорожные условия». Впрочем, это — уже другая история.

Вот как организованы дорожные работы на автобане в Германии. Торможение искусственными препятствиями начинается сильно заранее, за несколько километров, причем им предшествует временный знак.

Отдельного разговора заслуживает травматизм пешеходов. По статистике, в 2012 году количество погибших пешеходов составило 8 220 человек или почти 30% от общего количества жертв аварий. Эту ситуацию не обошли стороной в ГИБДД — в конце 2013 года Росстандарт утвердил новые требования к пешеходным переходам. Если кратко, полосы на «зебре» будут наноситься на желтый фон, знаки будут располагаться на световозвращающих щитах, а также широко станет применяться дополнительная разметка, «лежачие полицейские» и специальные мигающие жёлтые фонари.

Вроде бы, все правильно, и пешеходные переходы станут безопаснее. Но есть опасность, что данная мера будет работать лишь временно, а то и вовсе вызовет обратный эффект. Процитируем книгу американского эксперта Тома Вандербильдта «Трафик. Психология поведения на дорогах»: «Средства успокоения движения снижают скорости и уменьшают интенсивность дорожного движения. Но, как и при лечении, нужно аккуратно подбирать лекарство и дозу. Многие считают, что знаки Stop прекрасно справляются с задачей. Но чем больше их на улице, тем чаще водители их игнорируют». Таким образом, данные меры являются недостаточными, поскольку со временем водители привыкают к новым знакам и уже не обращают на них внимания.

Решение: островки безопасности и освещаемые пешеходные переходы

Впрочем, некоторые решения, существенно повышающие безопасность пешеходов, не требуют больших капиталовложений. Прежде всего, стоит сконцентрироваться на том, как сделать видимым самого пешехода, а не знак. То есть речь идет об элементарном освещении!

Еще одно недорогое решение — установка островков безопасности, причем обязательно огражденных защитными отбойниками. Такое решение работает как в городских условиях, так и за городом.

Давно замечено, что водители охотнее пропускают пешеходов на однополосной дороге. А что же делать на трассе с тремя и более полосами? Убеждены, там должны остаться только регулируемые пешеходные переходы (или их надо делать подземными-надземными).

Отдельной темы заслуживает безопасность дорожного движения на придомовых территориях и во дворах. К сожалению, какой-либо статистики ДТП, произошедших возле жилых домов, включая наезды на пешеходов, официально не публикуется. Да и сотрудника ГИБДД нечасто увидишь в таких местах, разве только полицейские приедут выписывать справку о ДТП...

Тем не менее, повышению безопасности на дворовых территориях стоит уделить особое внимание. Именно здесь чаще всего страдают самые незащищённые участники движения — дети. В настоящее время многие дворы в крупных российских городах превратились не просто в место парковки автомобилей, а еще и в «проторённую тропу», по которой водители объезжают пробки.

Конечно же, назвать такую ситуацию нормальной нельзя, прежде всего, с точки зрения ПДД. Если вы забыли, напоминаем, согласно пункту 10.2., скорость движения автомобиля в жилых зонах и на дворовых территориях составляет не более 20 км/ч. Но порой одних правил недостаточно.

Решение: меры по успокоению движения

Физическая преграда — самый эффективный способ заставить водителя снизить скорость. ГОСТ Р 52605–2006 допускает установку искусственных неровностей перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями и детскими площадками. Однако у стандартных «лежачих полицейских» есть минусы: во-первых, подобные неровности негативно сказываются на состоянии подвески небольших и среднеразмерных автомобилей, во-вторых, конструктивные особенности кроссоверов и внедорожников позволяют подобные преграды просто игнорировать.

Относительно недорогим и при этом эффективным решением могла бы стать замена простых лежачих полицейских на более широкие и длинные неровности, которые заставляют снижать скорость независимо от типа автомобиля.

Наконец, еще одной неотъемлемой чертой безопасной дороги является наличие разметки. Зачастую возникает ощущение, что к ней в России относятся лишь как к «красивым линиям на дороге», не видя реального средства повышения безопасности. К примеру, обновление разметки в крупных городах обычно происходит в период с 15 апреля по 15 сентября. А в остальное время? В результате весной многие дороги остаются фактически «голыми». Излишне говорить, что зачастую это приводит к печальным последствиям, особенно в тёмное время суток.

Решение: наносить разметку круглогодично

Возможно, кому-то данное решение покажется дорогим. Однако мы считаем его жизненно важным, поскольку разметка напрямую влияет как на безопасность, так и на комфорт от передвижения по дорогам.

Отдельного внимания заслуживает так называемая шумовая разметка. Это — специальные линии, которые наносятся, как правило, на осевых загородных дорог и автомагистралей. За счет особого способа нанесения, такая разметка издает шум и вибрацию при наезде и способна взбодрить зазевавшегося или уже уснувшего водителя. Но самое главное, хорошая разметка способна светиться! Речь идет о специальных катафотах, вмонтированных в дорожное полотно и помогающих лучше ориентироваться в пространстве.

Безусловно, данные меры не являются исчерпывающими. Программа повышения безопасности на дорогах должна включать в себя не только применение физических средств повышения безопасности, но и курсы по переобучению водителей, и массовую информационную кампанию, и многое другое. Однако хотелось бы, чтобы начало было положено именно за счет более качественного оснащения дорог. Ведь умудряются же россияне ездить по автотрассам Европы или Америки и не попадать в аварии. Так что, наверное, дело не в нашем менталитете...

Тимофей Исаев