Фабрика звёзд GT Academy. Русская версия

В прошлый уик-энд состоялся марафон «24 часа Дубая», который стал проверкой на прочность очередного победителя российской части GT Academy – им в этом году стал Станислав Аксёнов

В прошлые выходные состоялся ежегодный марафон «24 часа Дубая». Едва ли эта гонка на слуху у поклонников автоспорта, как легендарный «Ле-Ман», тем более, в эти дни проходил и ралли-рейд «Дакар», но для россиян она имеет особое значение. Второй год подряд в суточной гонке принял участие экипаж выпускников GT Academy, в составе которого был и Станислав Аксёнов. Именно он смог преодолеть жернова отбора в британском Сильверстоуне и заслужил место в кокпите «боевого» Nissan 370Z GT4. А мы стали свидетелями его победы в GT Academy, а заодно и выяснили, что это такое реалити-шоу с красивой картинкой или отбор, выявляющий прирождённых гонщиков.


На самом деле, в Сильверстоун я должен был поехать ещё в 2012 году – дебютном для российской GT Academy. Однако тогда даты пересеклись с пробегом из Мельбурна в Санкт-Петербург, поэтому пришлось ждать второго шанса и слушать рассказы коллег о том, как там было круто и как им довелось прокатиться по легендарному британскому кольцу на «формулах». Да и отборочная часть GT Academy до последнего держала в напряжении – шутка ли, как только Nissan и PlayStation объявили о старте проекта в России, за руль симулятора Gran Turismo 5 схватились и картингисты, и участники тайматак-чемпионатов. Поэтому сражение назревало жаркое.

content image for: 45172

Победу тогда одержал Марк Шульжицкий, чьё имя прежде не было на слуху у окологоночной тусовки – 23-летний парнишка из Владивостока сумел обойти опытных соперников и попал в обойму Nissan. Поползли слухи и разговоры, что критерии отбора GT Academy необъективны и не обошлось без влияния российских членов жюри и телевизионщиков, которым нужно было крутое шоу. Однако Шульжицкий смог доказать, что не зря носит комбинезон с логотипом японской компании – лишь потерянное время из-за досадной аварии напарника в прошлогоднем марафоне «24 часа Дубая» не позволило экипажу одержать уверенную победу в своей категории!

content image for: 45172

Потом было несколько стартов в Blancpain Endurance Series и FIA GT, а под занавес сезона Марка Шульжицкого наградили участием в этапе чемпионата мира по гонкам на выносливость за рулём прототипа категории LMP2! Гонку «6 часов Шанхая» Марк проехал в компании с опытным шведом Бьорном Вирдхаймом, и лишь слабый темп третьего члена экипажа, американца Эрика Люкса, не позволил экипажу подняться на пьедестал почёта – Шульжицкий сотоварищи занял пятое место. Выходит, не зря в Ниссане сделали ставку на Марка? Или научить пилотировать гоночную машину на серьёзном уровне можно даже того, у кого прежде не было богатого спортивного опыта?


В Сильверстоун мы приехали перед финальным днём соревнований, когда на место заводского гонщика Nissan претендовало всего 4 человека. Напомним, чтобы попасть в число счастливчиков, нужно было показать лучшие круги в пробной версии новой видеоигры Gran Turismo 6 (сейчас уже вышла и полная), а затем уже преодолеть сито испытаний в Сильверстоуне. Сначала – медосмотр и физическая нагрузка: бег, велосипед, отжимания, тест на реакцию. Их необходимость не вызывает сомнений – во время гонки организм испытывает стресс, сердцебиение заметно учащается, а пилот должен сохранять концентрацию на протяжении всего заезда.


Но к чему в лагере подготовки полоса препятствий? Участники разбиваются на команды и бегут с брёвнами по лесу, лезут через «заборы» и ползают по уши в грязи под сетками. Что это? Выработка командного духа? Не секрет, что программа GT Academy готовит именно гонщиков «эндуранса», которые будут выступать в многочасовых заездах и меняться со своими напарниками. Или дело лишь в красивой телевизионной картинке? Туда же можно отнести и аналог гонок на выживание – за рулём хэтчбека Nissan Micra надо продержаться как можно дольше, пытаясь при этом обездвижить соперников на аналогичных машинах. Это что, автоспорт?


Впрочем, и традиционные дисциплины вызвали ряд вопросов. Финалистов GT Academy мы застали в разгаре заездов на коротеньком кольце Stowe, вписанном в Сильверстоун неподалёку от этого известного поворота. Включаю секундомер – интересно же, кто из них быстрее. Но каким же было наше удивление, когда расхождение достигало пары секунд. А ведь это четвёрка лучших! Как же так? Ответ пришёл, стоило самому оказаться за рулём Nissan 370Z после небольшой разминки на площадке. Оказывается, инструкторы отмечают не быстрейшие круги, а то, какой прогресс показывает «академик».

content image for: 45172

Поэтому нужно точно следовать подсказкам инструктора, чтобы он поставил максимальный балл. «Что? Вот здесь заходить левее? Но тогда пострадает выход на прямую!» – пытался я переубедить сидящего справа дядечку. Тот был неумолим, так что я решил сделать так, как он сказал. И тут же время круга ухудшилось на секунду! И о каком объективном отборе может идти речь при таком раскладе? Очевидно же, что наибольший прогресс покажет тот, кто изначально ехал медленнее всех. Но и это реверанс в сторону многочасовых заездов – гонщик должен придерживаться темпа, выбранного инженером, и неукоснительно выполнять его указания. Это может позволить «сэкономить» пит-стоп при бережливом отношении к шинам и снижении расхода топлива.


Схожая картина наблюдалась и тогда, когда мы пересели в купе Nissan GT-R, причём нас выпустили уже на часть основного кольца – Silverstone National. Ох, в симуляторе она предстаёт совсем в ином виде, а в реальности гораздо шире, да и расстояния между поворотами кажутся большими! Но GT-R даже в условиях влажного асфальта – чертовски быстрый и очень дружелюбный суперкар. А по скоростной и не очень знакомой трассе ехать на нём гораздо интереснее, чем по российским «затычным» автодромам. Жаль, что дали всего лишь три круга, и то без засечки времён. Да-да, помню, главное – баллы! И на «формулах» прокатиться не удалось, в отличие от прошлогодней группы.

content image for: 45172

Впрочем, темп участников GT Academy инструкторы тоже принимали во внимание, так как ехать стабильно медленно всё же проще, чем стабильно быстро. А для проверки навыков контроля автомобиля на скользких покрытиях для них устроили даже заезды на грунте, причём на всё тех же Nissan 370Z. И «формульные» заезды проводились не только в Сильверстоуне, но и на треке Рокингем. В общем, ездовой программы было достаточно, чтобы определить четвёрку финалистов.


И как бы ни жаловались выбывшие участники на несправедливость оценок, странные упражнения и прочие факторы, но победитель GT Academy определился в настоящей очной борьбе на трассе. Всё по классическому сценарию – тренировочные заезды, короткая квалификация, расстановка по стартовой решётке и гонка. Пикантности ситуации придавал и начавшийся дождь. Фавориты были известны – это 21-летний Артём Вохринцев из Екатеринбурга и 22-летний москвич Станислав Аксёнов. Причём шансы Вохринцева казались выше – он три года занимался картингом и 9 месяцев был учеником мотоциклетной школы в Испании. К тому же, именно он взял поул-позицию.

content image for: 45172

Аксёнов же, напротив, никакого гоночного опыта не имел, а за руль реальной машины садился лишь для того, чтобы... сломать её! Станислав работал в дилерском центре одной из компаний и занимался «добиванием» выходящих из строя узлов для их последующей гарантийной замены. Тем удивительнее, что Nissan 370Z он не только не поломал, но и вышел в лидеры после того, как погасли стартовые светофоры! А дальше ему оставалось лишь не уступить позицию взявшему себя в руки Вохринцеву. Артём после проигранного старта явно был быстрее, но обойти Аксёнова так и не смог – Станислав пересёк финишную черту первым.

content image for: 45172

Впрочем, до оглашения результатов ещё не было ясно, кто же победил. Часть финалистов бурно обсуждала, что одной лишь победы в гонке недостаточно – Вохринцев на протяжении всей GT Academy смотрелся предпочтительнее. Другие отвечали им, что Артём в самый неподходящий момент разнервничался и завалил старт – а за это ни одна гоночная команда по голове не погладит. Да и что скажут телевизионщики? Картинка всё объясняет без лишних слов – заезд выиграл Аксёнов. И в итоге именно Станислав был объявлен победителем GT Academy 2013 года!


Но всё могло сложиться иначе – и участники, и инструкторы признавали, что явным лидером и фаворитом в борьбе за победу в GT Academy был Роман Кузин. Неудивительно! Какими бы ни были правила гоночного реалити-шоу, а опыт есть опыт. Ведь за плечами 34-летнего нижегородца не только многочисленные старты в любительских соревнованиях (включая чемпионский титул в серии RHHCC в 2013 году), но и пара гонок в Чемпионате России RRC. На его судьбу в проекте не повлияла авария в Рокингэме – на влажном асфальте Кузин не удержал «формулу» (по его признанию, он уже «валил» на пределе) и финишировал в бетонном отбойнике. Роман подумал, что если его не «ушли» из GT Academy по причине возраста, то после этого происшествия точно выгонят.


И что? Не выгнали! Пришлось Роману добровольно сложить полномочия, отказавшись от дальнейшего участия, ибо в его победе после Рокингэма не сомневался уже никто. Но зачем? Неужели Кузину не хотелось стать пилотом Nissan? Всё дело в дальнейшей подготовке – разумеется, сразу после GT Academy никто не посадит за руль «боевой» машины и не выпустит в жерло вулкана настоящих гонок. Сначала нужно пройти интенсивный курс тренировок, а затем проявить себя в национальных соревнованиях в Великобритании, чтобы получить международную лицензию. А это занимает почти три месяца, в течение которых оплачиваются разве что карманные расходы, а жить нужно в условиях общежития.

content image for: 45172

Естественно, Кузина, как человека семейного и работающего, это устроить не могло – он участвовал в GT Academy лишь для собственного удовольствия и получения опыта. Но и уйти в финальный день – некрасивый шаг, поэтому пришлось отказаться от решающего заезда. Лучшим «из остальных» и стал Станислав Аксёнов. Но, несмотря на такую «скомканную» победу, он смог получить лицензию и вышел на старт гонки «24 часа Дубая» в экипаже с выпускниками GT Academy 2014 из других стран – Флорианом Страуссом (Германия), Николасом МакМилленом (США), Мигелем Файша (Португалия) и опытнейшим испанцем Лукасом Ордонесом, победителем первой GT Academy в 2008 году.


В отличие от прошлогодней гонки «24 часа Дубая», когда оба экипажа GT Academy заняли первые два места на старте в классе SP2, нынешний марафон начинался не слишком удачно – Лукас Ордонес смог застолбить на Nissan 370Z GT4 только лишь четвёртую позицию. Но уже через 2 часа после начала заезда оба Ниссана вышли в лидеры, а большинство соперников столкнулось с техническими неполадками и поломками. В результате спустя сутки белое купе под номером «123» принесло победу «академикам», а их коллеги взяли «бронзу»!


Что ждёт Станислава Аксёнова после победы в марафоне «24 часа Дубая»? Пойдёт ли он по стопам Марка Шульжицкого в чемпионаты Blancpain Endurance Series или FIA GT? Это мы узнаем только весной, перед началом гоночных сезонов. А пока дадим несколько советов тем, кто захочет попробовать силы в GT Academy 2014, – не зацикливайтесь только на особенностях поведения виртуальных Ниссанов на трассах Gran Turismo 6. Займитесь физической подготовкой, учите английский язык и обязательно потренируйтесь на «реальных» заднеприводных автомобилях – это повысит шансы на итоговую победу в GT Academy, где, как мы убедились, хотя бы мало-мальский опыт может иметь решающее значение.

Другие русские

Марафон «24 часа Дубая» становится всё популярнее у пилотов из России - на старт этой гонки вышло аж 12 наших соотечественников! Неудивительно, ибо это хорошая возможность потренироваться перед началом гоночного сезона в Европе. И, что отрадно, многие россияне смогли показать весьма достойные результаты.


На четвёртом месте в топ-классе A6 Pro на Ferrari 458 Italia GT3 финишировал Вадим Когай, а на третьей ступеньке подиума в зачёте A6 Am (также на Ferrari) оказался Илья Мельников. «Серебро» в моноклассе Porsche 997 Cup завоевал Владимир Лункин, а на победу долгое время претендовал чисто российский экипаж: Сергей Борисов, Иван Самарин, Николай Грязин, Василий Грязин и Алексей Веременко.


Но, к сожалению, на Porsche под номером «33» после контакта с одним из круговых была повреждена полуось, которая привела к поломке КПП и потере часа на её замену. В итоге лишь пятое место в 997 Cup, но главное, что ребята могли похвастать хорошей скоростью! Льву Фридману, Ринату Салихову и Михаилу Малееву до финиша, к сожалению, добраться не удалось. Возможно, они попытаются отыграться в следующем дубайском марафоне.

Вадим Гагарин
Фото: компания Nissan и Creventic

Подпишитесь на нас