Украина: 5 автомобильных потрясений уходящего года

Редакция «Авто Mail.Ru» в Украине вспоминает, как прошел 2013 год, что пережили украинские автомобилисты и какие сюрпризы приготовили им чиновники

Уходящий 2013 год стал годом, который простые автомобилисты будут вспоминать еще очень долго. Так сложилось, что именно на этот период времени припало наибольшее количество перемен, происходивших за всю историю независимой Украины. И, как бы печально это не звучало, практически все перемены были встречены автомобилистами в штыки. Редакция «Авто Mail.Ru» в Украине вспоминает, как прошел год.

«Убитые» дороги

Прошедшая зима выдалась на славу, многие владельцы машин наконец-то дошли до автомобильных магазинов и укомплектовали свои автомобили такими «гаджетами», как лопата, «прикуриватель», многие брали с собой песок, соль и прочие зимние «помощники». Но зима не собиралась покидать просторы нашей родины, после чего нанесла сокрушительный удар в конце марта, вывалив на дороги весь снег, который у нее еще остался.

Все это, а также десятилетия отсутствия нормального ремонта трасс и улиц, постоянная нехватка денег в бюджете и другие факторы сказались на дорожном покрытии. В Украине никогда не было нормальных дорог, но этой весной их не стало вообще. Киев превратился в одну большую яму, ключевые межрегиональные трассы напоминали полигон после военных учений с обильным бомбометанием. Даже украинский «автобан» Киев — Одесса не оправдал ожиданий и стал настоящей звездой записей видеорегистраторов. Видео на Youtube обубликовал пользователь Elunya Elena.


К большому сожалению, ситуация за год не изменилась. Увольняли чиновников, ругали дальнобойщиков, ввели новую службу контроля, а «Укравтодор» все так же продолжал заниматься ямочным ремонтом. Украинцы снова встретили зиму со слегка подлатанными, но все такими же «убитыми» дорогами. Самую точную характеристику нашему дорожному покрытию дал один из ведущих всемирно известный телепередачи Top Gear, заявив, что у нас нет дорог - одни ямы.

Новые ПДД

Весна встретила водителей новыми правилами дорожного движения. По своей сути они не изменились, но кое-какие интересные нюансы в них появились. Общественность сразу назвала ПДД новым способом сбора денег прямо на дорогах, при этом некоторые инициативы были восприняты двояко. Главный контраргумент драйверов - зачем менять ПДД, когда система все равно не даст жить нормально. Тем не менее, уже все привыкли к новым пунктам правил и стараются не забыть о нововведениях.

Главной переменой в ПДД стало использование ближнего света фар или дневных ходовых огней за городом с 1 октября по 1 мая. По мнению ГАИ, такая мера существенно повысит безопасность на дорогах. Стражи порядка ссылаются на мировой опыт и уверяют, что это позволит избежать ДТП. Сами автомобилисты встретили новое правило неоднозначно и разделились на два лагеря. Одни уверяют, что фары не помогут никоим образом, лучше делать дороги и экономить на лампочках. Вторые - это те, кто и без ПДД всегда ездят с включенным светом и не понимают, как можно отрицать очевидное. Впрочем, правило есть, штраф предусмотрен, так что деваться некуда.

Новые правила ввели дополнительные дорожные знаки и разметку, которая пополнилась линиями серого и оранжевого цвета. Постоянные дорожные знаки теперь имеют преимущество перед разметкой, если они противоречат друг другу. Самым коварным нововведением стал знак 5.63.1 «Начало плотной застройки», который ограничивает скорость передвижения до 60 км/ч. К нему украинцы не привыкли и порой просто его не видят на дороге.

content image for: 41554

Появились понятия газон, маневрирование, изменилось определение темного времени суток. Так, на газоне теперь запрещено парковаться, маневрирование - это начало движения, перестроение транспортного средства из одной полосы в другую, поворот направо или налево, разворот, съезд на обочину, движение задним ходом и прочие «рядовые» действия водителя.

Отказ от фенов

Ловить нарушителя «феном» - это настоящая забава правоохранителей. Они регулярно устраивали охоту на резвого водителя, прячась за кустами. Впрочем, после того, как грамотность водителей резко возросла и все наперебой начали спорить с инспекторами по поводу правдивости показаний радара, силовики решили отказаться от такого устройства и перейти на новый уровень.

content image for: 44792

Еще в конце 2012 года министр внутренних дел Виталий Захарченко дал распоряжение руководству ГАИ перейти на использование современной техники для определения нарушений ПДД. Такие изменения, по его словам, уменьшат коррупцию в рядах милиции, предотвратят жалобы на некорректную работу приборов и повысят доходы бюджета от уплаченных штрафов. Руководство ГАИ Украины решило полностью отказаться от использования приборов измерения скорости, называемых в народе «фенами». Но рай для автомобилистов так не наступил. Теперь их усиленно ловят новой техникой, а уже в скором времени начнут рассылать «письма счастья». «Фены» решено заменить уже знакомыми нам «Визирами» и американскими приборами TruCAM. Кроме того, по всей Украине уже работают радарные комплексы «Гарпун», а также проходит тестирование система видеофиксации с расширенными возможностями, для которой закуплено оборудование из Китая. Украинцы живо обсуждают, как такую систему «надуть»: кто-то бумажку на номер клеит, а кто-то прикрывает номера сетками, инфракрасными рамочками и прочим китайским ширпотребом.

Спецпошлины

Весна уходящего года принесла еще один большой сюрприз автомобилистам. Кроме разбитых дорог и новых ПДД, правительство Украины ввело временную специальную пошлину на все импортируемые автомобили с объемом двигателя от 1,0 до 2,2 л. Решение Межведомственной комиссии по международной торговле о введении пошлин было официально опубликовано 14 марта 2013 года в газете «Урядовий кур’єр» и начало работать 13 апреля. К уже имеющейся 10-процентной пошлине на ввоз иномарок прибавилась специальная пошлина вне зависимости от страны производства автомобиля. Для автомобилей с объемом двигателя от 1 000 до 1 500 куб. см пошлина составит 6,46%, для автомобилей с объемом двигателя от 1 500 до 2 200 куб. см - 12,95%. Дополнительной пошлиной решили не облагать автомобили с бензиновым двигателем большего или меньшего объема, а также дизельные авто и электрокары. Позже к перечню добавились гибридные автомобили.

content image for: 44783

За такое развитие событий выступили украинские автопроизводители, которые уже неоднократно высказывались за подорожание импорта во имя спасения украинского автопрома. Автоимпортеры, несмотря на недовольство, забили склады по максимуму и пошли на повышение ввозной пошлины. Кто-то сразу поднял цены, другие решили переключаться на дизельные версии. В любом случае расходы легли на плечи простых украинцев, которые не успели сгонять в автосалон до введения пошлин.

Утилизация

Еще одним спорным моментом украинского авторынка стало осеннее введение утилизационного сбора на автомобили. Это действие стало ответной реакцией на шаги России, поскольку именно туда уходило более половины всей продукции украинских автозаводов. Лоббируя свои интересы, украинские автопроизводители смогли убедить власть в том, что такие заградительные меры обязательно помогут автопрому подняться и стать на крыло. Изначально ставка сбора взималась в зависимости от объема двигателя, но позже была унифицирована, и уже с 2014 года утилизационный сбор будет единым для всех автомобилей независимо от года выпуска и объема двигателя - 5,5 тыс. грн для легковых машин и 11 тыс. грн — для грузовиков и автобусов. Грубо говоря, украинцам накинули еще по 5 тыс. грн к ценнику.

content image for: 44792

Отметим, что такие меры оживили спрос перед их введением, но существенно снизили его после. Динамика продаж стала удручающей, а народ за невозможностью приобрести что-то «импортное», перешел на ЗАЗы, которые выбились в лидеры рейтингов продаж. Кроме того, на украинских предприятиях начали создаваться так называемые утилизационные центры, поскольку это может освободить их от уплаты сбора. Впрочем, появились ли они на практике, никто так и не понял. Очереди представителей мировых брендов, которые хотели бы производить свои автомобили в Украине, также не наблюдается, зато от «китайцев» отбоя нет. Обещанные программы стимулирования спроса также не запущены. Одним словом, входим в новый год с полной неопределенностью и начинаем все чаще поглядывать на подержанные иномарки.

Безусловно, уходящий год получился очень насыщенным. Здесь было много потрясений, но их удалось пережить. Более того, то количество шуток, которые стали плодами событий украинской автожизни, будет передаваться из поколения в поколение и, очень на это надеемся, вызывать только приятные воспоминания и улыбки на лицах. Украинский автомобилист входит в новый год подготовленным и осведомленным, а это не может не радовать. Всем удачи на дорогах!

Михаил Козлов