Fun Fuel Economy: 300 километров «антигонок»

Водитель фуры сигналит и мигает дальним. Обгоняющий по встречке отец семейства крутит пальцем у виска. Но я спокоен. Я — человек с железными нервами. Я — робот. Я — участник ежегодных соревнований Skoda Economy Run

Уже более тридцати лет подряд славный чешский городок Млада Болеслав, где и была в незапамятные времена основана компания Skoda, собирает любителей сверхэкономичной езды. Невероятно, но факт — десятки экипажей находят удовольствие в борьбе за каждый миллиграмм топлива, передвигаясь в стиле восьмидесятилетней старушки, недавно получившей права и заснувшей за рулём. Чтобы почувствовать всю прелесть подобных «гонок», корреспондент «Авто Mail.Ru» отправился на соревнования под названием Economy Run 2013.

content image for: 43875

Соревнования начались с раздачи казённых автомобилей безлошадным участникам (многие почитатели экономии приехали на своих авто). По правилам, в машине должно находиться два человека — пилот и штурман, которым во время соревнований по неведомым нам причинам нельзя меняться местами. Наш экипаж волею судеб состоял из трёх человек, чему мы лишь обрадовались — не придётся скучать, тащась по трассе сонной черепахой. Позвякивая ключами от своей двухлитровой дизельной Octavia последнего поколения, я с подозрением поглядывал на конкурентов — в ряду стояли и компактные представители семейства Rapid (в России они пока не продаются), и совсем крошечные жертвы урбанизации Citigo (у нас их тоже на прилавках нет). Тут же притаилось и несколько престарелых Фабий, и даже один видавший виды старец Favorit.

Однако на брифинге организаторы Economy Run развеяли все сомнения в необъективности сравнения автомобилей из разных классов — результаты будут ранжироваться с учетом коэффициента, учитывающего вес, объём двигателя и прочие характеристики. От сердца отлегло, и в душе затеплилась надежда на победу.

content image for: 43875

Не тут-то было, ветераны соревнований, на протяжении долгих лет боровшиеся за миллилитры топлива в баке, посоветовали нам и думать забыть о призовых местах. Мол, тут с наскока не победить — надо и на местности ориентироваться, и с автомобилем слиться воедино, и опыт всему голова. Ну ничего, главное — участие.

Помимо разнообразной атрибутики с символикой соревнований, нам выдали и наклейки на задний бампер с надписью на чешском, в примерном переводе означающей «Еду как могу». Как выяснилось позже, весьма полезная вещь — не заявив себя в качестве участника экономичного пробега, на дороге можно услышать массу нелестных слов по поводу своего стиля вождения. Да и заявив, тоже. Так или иначе, мы обклеились наклейками, ознакомились с маршрутом на карте, запаслись провиантом и отправились на старт. Так же сделали ещё более 60 экипажей.

content image for: 43875

Перед стартом все автомобили в обязательном порядке поехали на заправку. Специальные люди (не знаю, как их назвать в рамках специфики соревнований, фуел-бои, что ли) залили нашу Octavia под завязку и опломбировали лючок. И капот заодно. Так что схитрить путем долива топлива не удастся, разве что на дороге проголосовать и прицепиться за кем-нибудь сердобольным на трос (надо быть откровенным — мозг сразу стал подбрасывать альтернативные варианты достижения победных результатов).

Далее старт в соответствии с порядковым номером, в моем случае — 28. Тут выяснилось, насколько серьезно участники относятся к соревнованиям, — с парковки до линии старта никто и не думал ехать своим ходом, затратив на это три капли топлива, всех руками толкали услужливые организаторы. Поддавшись традиции и духу соперничества, и я не стал заводить мотор, и вот торжественное фотографирование и — поехали!

content image for: 43875

Маршрут Economy Run предполагал прохождение около трёхсот километров по шоссе, витиеватым дорожкам местного значения и рельефным участкам, изобилующим спусками и подъёмами. Трасса была проложена таким образом, чтобы водитель проявил навыки экономии во всех возможных режимах движения. На деле не обошлось и без пробок. Но первое препятствие, с которым нам пришлось столкнуться — roadbook, насыщенный поворотами и развязками с названиями на чешском, указаниям которого нужно было следовать неукоснительно. Ошибки в навигации были чреваты, во-первых, излишним расходом топлива (промахнулся мимо поворота — придётся разворачиваться, теряя драгоценные миллилитры), а во-вторых, возможной дисквалификацией — на трассе действовали шпионы организаторов, фиксирующие любые отклонения от маршрута и прочее хулиганство.

К счастью, в нашем экипаже с топографией все оказалось в порядке, и мы запутались в хитросплетениях чешских дорог лишь пару раз. А вот с экономичным вождением всё шло не так гладко. Очевидно, водитель экипажа Economy Run должен быть выкован из стали: нежно нажимать на педаль газа, когда на протяжении нескольких часов сзади тебе бибикают обычные «неэкономные» участники движения, — дело не для слабонервных.

content image for: 43875

По паспорту у Octavia 2.0 TDI расход в так называемом смешанном цикле составляет 5,1 л/100 км, городской 6,4 л/100 км, а загородный 4,3 л/ на 100 км. Чтобы как минимум не превысить заводские показатели (а для победы в соревнованиях этого совершенно недостаточно), пришлось двигаться накатом везде, где только возможно, держать обороты двигателя в районе полутора тысяч и стараться не тормозить в поворотах. Ещё показалось разумным не открывать окна, дабы не ухудшать аэродинамику и конечно не включать климат-контроль, изредка протирая тряпочкой запотевшие окна (это ещё что — матёрые участники на автомобилях с механикой признались, что глушили двигатель на спусках). После первых ста километров движения в таком стиле нервы у экипажа начали сдавать.

Кстати, годами ранее смекалистые «шкодарановцы» даже заклеивали малярным скотчем все щели и отверстия своих автомобилей в угоду улучшению аэродинамики. Ну и конечно снижали вес машин всеми возможными способами — выкидывали из салона всё до последнего болтика, снимали обшивку дверей, безжалостно лишали багажник запаски и домкрата. Теперь подобные манипуляции запрещены регламентом — автомобили должны соответствовать заводской комплектации, что проверяется перед стартом технической комиссией.

content image for: 43875

В дороге я ориентировался по показателю мгновенного расхода, стараясь держать его в приемлемых величинах. И всё равно лоб покрывался испариной, когда во время старта с места на дисплее появлялись убийственные 40 литров на сотню. Большим вопросом стал эталон поведения при езде в гору: то ли пытаться вытянуть еле-еле, держа мгновенный расход в пределах девяти литров, то ли поддать газку на все пятнадцать, но побыстрее вскарабкаться. Коллега с автотехническим образованием силился произвести на скорую руку, а точнее голову, необходимые расчёты, но в пылу сражения ничего путного из этого не вышло.

Преодолев первые 180 километров, мы добрались до обеденного чекпойнта. Оказалось, не смогли уложиться в норму времени и получили за это пять штрафных минут. Да-да, экономичная езда, по замыслу организаторов, не должна быть черепашьей — экипажи, плетущиеся со скоростью гужевой повозки, подлежали нещадному наказанию, а то и дисквалификации. Средняя скорость на маршруте должна составлять около 55 км/ч, и, как мы убедились на собственной шкуре, этот показатель тоже контролируется и влияет на финальный результат.

content image for: 43875


content image for: 43875

Второй этап соревнований оказался короче — 130 километров, но проходить его было куда сложнее. Нервная система решительно капитулировала и нога всё чаще придавливала педаль куда больше положенного. К нашей радости, подобные проблемы испытывали и остальные экипажи — некоторые, психанув, даже обгоняли нас по встречке. В итоге, несколько раз мы срывались на обычную (а с точки зрения соревнований — излишне динамичную) езду в потоке, чем, безусловно, подпортили окончательный результат.

Финиш логично оказался на той же заправке, что и на старте. Пока бензобак заливали под горловину, мы с замиранием сердца смотрели на дисплей колонки, и... окончательное значение остановилось на 13,8 потраченных литров. Всё, теперь можно было со свистом резины рвануть на парковку. Да здравствует топливная свобода!

content image for: 43875

Результаты соревнований не заставили себя долго ждать. В своём классе В 3000, среди автомобилей с объёмом двигателя более 1,2 литра, мы заняли почётное одиннадцатое место. Средний расход составил 4,640 литра на 100 км, а средняя скорость — 52,81 км/ч. Победителем стал чешский экипаж на Fabia I 1999 года выпуска с мотором объёмом 1,4 литра — ребята показали расход 3,950 л/100 км и 54,37 км/ч. В классе В 1200 победу также одержали чехи на Фабии 2003 года выпуска. Передвигаясь со средней скоростью 53,58 км/ч, этот экипаж затрачивал 2,6 л на 100 км пути.

content image for: 43875

Что ж, не удалось нам, привыкшим к пробочной расточительности москвичам, одолеть экономных хозяев соревнований. Если вам кажется, что мы недостаточно постарались — пожалуйте на Skoda Economy Run в следующем году. А мне всё-таки ближе те гонки, где за утопленную в пол педаль газа меня не будут ругать.

Максим Кудымов
Фото автора и Skoda

Максим Кудымов