«Спорткар года-2013». День неожиданных открытий

Наше участие в премии «Спорткар года» становится доброй традицией – редактор Авто Mail.Ru вновь вошёл в состав жюри, выбирающего лучшие из лучших спортивных автомобилей. И без сюрпризов не обошлось

Этого дня я ждал с нетерпением! Ждал, вспоминая прошлогодние выборы «Спорткара года», когда мы утюжили асфальт подмосковной трассы «АДМ», что в Мячково, в компании целого автопарка «заряженных» машин. То была не просто возможность оценить автомобили в максимально схожих условиях, пересаживаясь из одного в другой, – это настоящий фестиваль рёва моторов, визга шин и запаха высокооктанового бензина. Разумеется, я обрадовался, войдя в состав жюри премии «Спорткар года-2013». И мне она запомнилась неожиданными открытиями.

content image for: 43274


Но сначала напомним «правила игры». Премию «Спорткар года» уже девятый раз организует журнал «Автомобили», который привлекает российских журналистов и лучших пилотов для оценки новых спортивных машин, выходящих на наш рынок. Времени круга специально избегают – во-первых, чтобы избежать соревновательного элемента, а, во-вторых, чтобы секундомер никак не влиял на субъективную оценку. Эмоции и удовольствие от вождения – вот, что главное в спорткаре! К тому же, в рейтинге учитываются и сугубо потребительские характеристики: удобство посадки, обзорность, качество интерьера.

Состав жюри по сравнению с прошлым годом претерпел некоторые изменения: Алексей Попов, видимо, улетел комментировать очередной Гран-При Формулы-1, не принимала участия Наталья Фрейдина (бывшая участница чемпионата FIA GT3), а места Павла Фёдорова (телеканал «Авто Плюс») и Ильи Гуревича занял их коллега Кирилл Ларин. В остальном – те же лица: Александр Кобенко (главный редактор журнала «Автомобили»), Михаил Петровский (главный редактор Drive.ru), Николай Панули (коллекционер и ценитель спортивных машин прошлого), Станислав Грязин (двукратный чемпион России по ралли), Евгений Новиков (наша главная раллийная надежда на мировой арене), Алексей Васильев (чемпион России по кольцевым гонкам) и Роман Русинов, который вчера стал первым россиянином, победившем на этапе WEC – чемпионата мира по гонкам на выносливость.

content image for: 43274


Но главное, что мероприятие переехало из Мячково на самый современный российский автодром Moscow Raceway! Прекрасный асфальт, отличная инфраструктура и интересная конфигурация – не зря эта трасса уже принимала этапы Мировой серии Renault, WTCC и DTM. Именно по DTM-овскому варианту (с небольшим «хвостиком» перед выходом на прямик) нам и предстояло ездить. А на чём? Тут, признаться, меня ждало небольшое разочарование – количество машин сократилось с 17 до 15. Вроде бы и незначительно, но в списке не обнаружилось таких марок, как Ferrari и Lamborghini, которые порадовали своей эмоциональностью и взрывным характером в прошлом году. Однако, вскоре выяснилось, что повода для расстройства нет. Наоборот, состав «Спорткара года-2013» оказался невероятно сбалансированным! Забегая вперёд, скажу, что откровенно непригодных для гоночной трассы автомобилей на этот раз не оказалось.

content image for: 43274


Итак, как и прежде, 15 машин были разбиты на три категории (по их стоимости). Группу «Эксперт» (до 1,5 млн рублей) представляли Ford Focus ST, Peugeot RCZ, Toyota GT86, Mini Cooper S Roadster и Opel Astra OPC. В «Престиж» (1,5 – 3,5 млн рублей) попали BMW M135i, Mercedes-Benz SLK 55 AMG, Chrysler 300C SRT8 и Porsche Cayman S, а топ-класс «Премиум» представляли BMW M6 Gran Coupe, Cadillac CTS-V Coupe, Maserati Quattroporte, Audi RS 4 Avant, Mercedes-Benz C 63 AMG Coupe и Jaguar F-Type V8 S. Предугадать победителей до начала мероприятия не брался никто. А значит, скорее за руль!

content image for: 43274


Стоит отметить, что на автомобилях жюри ездит в порядке строгой очерёдности. Чтобы избежать путаницы, каждому выдаётся бюллетень, в котором указана последовательность заездов. Я начал день с превосходной ноты – сначала уселся за руль Porsche Cayman S, а затем перебрался в Jaguar F-Type V8 S! Что сказать про Porsche? Да нечего говорить – эталон компактного спорткара! Отличная эргономика, волнующий «металлический» рокот шестицилиндрового оппозита, острые реакции и невероятная живость в повадках. В прошлом году меня впечатлил Boxster S (читайте материал «Porsche Boxster S. Настоящий»), а «родственный» ему Cayman S лишь уверил меня – это было не случайно!

content image for: 43274


С «Ягуаром» я уже знаком – мы провели вместе два незабываемых дня на северо-востоке Испании (читайте в материале «Jaguar F-Type. Гордость Британии»). Узкие серпантины, горный перевал с хлопьями снега, тающими на кожаной обивке кресел, тоннели, разрываемые звуком 495-сильной компрессорной «восьмёрки»... А на Moscow Raceway добавился бесконечный дрифт – благо, ширина полотна и асфальтовые зоны вылета позволяют хулиганить от души. Коробку и двигатель – в режим Dynamic, систему стабилизации – отключить. Дым-машина! Очень громкая дым-машина! Два круга по трассе, на лице улыбка, в ушах звенит. Jaguar F-Type – один из самых эмоциональных родстеров, честно заслужил от меня 10 баллов в графе «удовольствие от автомобиля». Впрочем, как и Cayman S.

content image for: 43274


Следующий – Mercedes-Benz SLK 55 AMG. Вроде, ингредиенты все похожи – V8 спереди, пусть и атмосферный (421 л.с.), задний привод, «автомат»... Но, признаться, меня терзали сомнения – слишком уж врезался в память невыразительный CLS 63 AMG в прошлом году. Не убедил и руль со вставками из алькантары – кого сейчас этим удивишь? Как я ошибался! Родстер с трёхлучевой звездой оказался очень сбалансированным и приятным в управлении. Звук мотора, конечно, не сравнится с громоподобным ягуаровским V8, но тоже чертовски хорош. А как мягко SLK 55 AMG уходит в скольжения, как легко контролируется! И если я заранее знал, что Porsche и Jaguar дадут «прикурить», то Mercedes меня крепко порадовал.

content image for: 43274


Заднеприводная тема продолжилась «Тойотой», но купе GT86 оказалось... с «автоматом». И это напрочь убивает весь характер. Машине катастрофически не хватает мощности и крутящего момента (200 «лошадей», 205 Н∙м), а «автомат» ещё и лишает прозрачности и честности в отношениях GT86 с водителем – гораздо сложнее почувствовать тот момент, когда задняя ось сорвалась с траектории окончательно и бесповоротно. На этом фоне уже не радуют ни хорошее шасси, ни классная посадка за рулём. Хотите GT86? Берите исключительно с «механикой»! Не впечатлила меня и 320-сильная BMW M135i, с которой был связан небольшой курьёз – изначально предполагалось, что на «Спорткаре года» будет полноприводная модификация. Во всех протоколах написали xDrive, а уже на трассе выяснилось, что привод у неё – на задние колёса. Но и ей не хватает однозначности в повадках, а в поворотах она чаще всего скользит наружу передней осью.

content image for: 43274


Когда я увидел на пит-лейн Chrysler 300C SRT8, то подумал, что это чья-то шутка. Да, 6,4 литра рабочего объёма могучего V8, да, 472 «лошадки», да, задний привод. Но длина за 5 метров вынуждала задать немой вопрос: «Что здесь делает этот чемодан?!» И салон не претендует на звание спортивного, имеет кучу эргономических недостатков и раздражает аляповатой подсветкой приборов. Но это оказалось «откровение номер 2» – стоило мне выехать на трассу и нажать на газ, как эта «баржа» моментально закинула корму. Да это полный сундук дрифта! Благодаря трёхметровой колёсной базе и солидной тяге, на «Крайслере» очень легко эпатировать публику управляемыми заносами с дымящими покрышками. И в поворотах он держится неплохо для двухтонного «американца». Запоминающаяся машина!

content image for: 43274


content image for: 43274


Переднеприводные машины у меня начались с Mini Cooper S Roadster. Смешной автомобильчик! Низкая крыша-кепка, крупные «блюдца» приборов... Да и на ходу Mini оказался не промах, несмотря на автоматическую коробку – короткая колёсная база делает его очень проворным. Но не цепляет. Не хватает искры, изюминки. Зато она есть в Peugeot RCZ! Я слышал немало хороших отзывов от коллег относительно французского купе, но познакомиться лично с RCZ по разным причинам у меня не складывалось. А зря! Эластичный 200-сильный турбомотор, сближенные передаточные числа МКПП – разгоняется RCZ очень шустро. К тому же, здесь можно отключить систему стабилизации и тогда RCZ легко закручивается в поворот под сброс газа. И избытка тяги не чувствуется, RCZ весьма эффективен на выходе. Кстати, на грядущем автосалоне во Франкфурте Peugeot представит 270-сильный RCZ R с механической блокировкой дифференциала.

content image for: 43274


Порадовал и Ford Focus ST, у него схожие с RCZ повадки и очень сбалансированное шасси! «Острый» руль (1,8 оборота от упора до упора!) не превращает Focus ST в истеричку, зато поворачивать его надо на меньшие углы. А как Ford «метёт хвостом»! Резкий сброс газа в крутом повороте – и только успевай ловить. Жаль, что водительское кресло стоит высоковато, а рычаг КПП мне показался излишне длинноходным. Opel Astra OPC мне хорошо знакома по выступлениям в любительском чемпионате RHHCC. И она разительно отличается от «Фокуса» и Peugeot, исповедуя строго кольцевой стиль езды. В занос «Астру» сорвать можно только «ручником» – невероятно стабильная машина. А на Moscow Raceway порадовали отличные тормоза и эффективная работа блокировки дифференциала, Astra OPC выстреливает из поворотов без пробуксовки, хотя двухлитровый турбомотор выдаёт 400 Н∙м крутящего момента.

content image for: 43274


Более того, Astra OPC смогла сопротивляться натиску 450-сильной Audi RS 4 Avant – синий универсал настигал синий хэтчбек только на прямиках! Хотя Audi – отнюдь не промах. В прошлом году я уже ездил на RS 4 Avant на трассе Red Bull Ring (подробности – в материале «280 км/ч с холодильником на борту»), но именно на Moscow Raceway Audi раскрылась во всей красе. Да, на входе в поворот «сарай» немного упирается (сказывается приличная масса), но потом вступает в работу активный задний дифференциал, который буквально ввинчивает RS 4 Avant внутрь! Направил машину, нажал газ в пол и поехал! Фантастика.

content image for: 43274


Вообще, нынешний «Спорткар года» для меня прошёл под знаком атмосферных V8, ибо ещё одним открытием стал Mercedes-Benz C 63 AMG Coupe. Мотор – последний из могикан. «Восьмёрка» объёмом 6208 «кубиков» вот-вот окончательно уйдёт на покой. И очень жаль! Приятный, бархатистый звук, абсолютно линейная тяга и невероятная динамика в сочетании с отличной управляемостью и адекватной работой коробки 7-ступенчатой AMG Speedshift MCT – вот козыри C 63 AMG Coupe. Мы точно будем скучать по этому двигателю и смахнём скупую слезу, когда фанатичные экологи безжалостно поставят на нём крест.

content image for: 43274


На BMW M6 Gran Coupe (V8, 560 сил) я уже ездил по Moscow Raceway, но в дождевых условиях (подробности – в материале «1680 «лошадей» на троих»). И, как и предполагал, на сухой трассе, да ещё и в укороченном варианте, проявить она себя не смогла – слишком велика масса, да и на фоне других заднеприводных «зажигалок» M6 Gran Coupe кажется излишне вальяжной. Туда же – и новый седан Maserati Quattroporte GTS (V8, 530 сил) с «уставшими» тормозами, странной центральной консолью и ужасающе переведённым бортовым компьютером. Надпись «Спортивный режим на» меня поставила в тупик, пока я не додумался, что это интерпретация «Sport Mode On». Как-то несолидно для машины стоимостью почти от 8,5 миллионов рублей. И это ещё самый простой пример.

content image for: 43274


А финальную точку поставил «томагавк» Cadillac CTS-V Coupe. Чёрт подери, это летающая кувалда! Небо прохудилось, щётки едва успевают смахивать потоки воды, а под капотом – исполинский компрессорный V8, который выдаёт 564 «лошади» и 747 Н∙м крутящего момента. За короткий прямик чёрный молот разгоняется до 220 км/ч и кладёт на лопатки саму M6 Gran Coupe. Но Cadillac излишне брутален. Отвлёкся на мгновение – получи дубиной по голове! Пока ему ещё стоит поучиться хорошим манерам у европейских «коллег».

content image for: 43274


И какие машины стали обладателями почётного звания «Спорткар года»? После подсчётов баллов стало ясно – выиграли фавориты. В младшей категории приз взял хэтчбек Opel Astra OPC – достойных соперников у «Астры» на этот раз попросту не было. В средней группе кипела острая борьба – выиграл Porsche Cayman S, но он набрал всего на 10 баллов больше, чем Mercedes-Benz SLK 55 AMG! А вот в топ-классе всё было ясно без слов – просто по лицам людей, выходящих из Jaguar F-Type V8 S. Заслуженная, убедительная победа – из девяти членов жюри лишь один поставил «Ягуару» 9 баллов по параметру «удовольствие от автомобиля». Остальные удостоили британца высшей оценки. А увидеть F-Type в действии можно было на прошедшем в субботу «Фестивале скорости». Об этом мы скоро расскажем.

Рейтинг автомобилей по суммарному количеству баллов (независимо от группы):

  1. Jaguar F-Type V8 S - 821 (победитель в категории «Премиум»)
  2. Porsche Cayman S - 820 (победитель в категории «Престиж»)
  3. Mercedes-Benz SLK 55 AMG - 810
  4. Mercedes-Benz C 63 AMG - 799
  5. Audi RS 4 Avant - 787
  6. BMW M6 Gran Coupe/Maserati Quattroporte GTS - 763
  7. BMW M135i - 759
  8. Opel Astra OPC - 714 (победитель в категории «Эксперт»)
  9. Mini Cooper S Roadster - 693
  10. Chrysler 300C SRT8 - 682
  11. Cadillac CTS-V Coupe - 672
  12. Ford Focus ST - 670
  13. Peugeot RCZ - 665
  14. Toyota GT 86 - 645

Вадим Гагарин

Вадим Гагарин