Российский автопром недобрал до миллиона

Текст: Дмитрий Киселев Фото: www.roslada.ru В 2002 году на автомобильных и автосборочных предприятиях в России было произведено примерно 994 тысячи легковых автомобилей, что на 16% меньше показателей 2001 года.
content image for: 4253
В 2002 году в России произведено меньше миллиона машин, тогда как годом ранее эта цифра зашкаливала за миллион и составила 1 186 680 автомобилей.

Главной причиной стали введенные в действие с октября 2002 года новые ставки ввозных таможенных платежей на семилетние автомобили иностранного производства. Ловя последнюю возможность обзавестись недорогим и относительно надежным подержанным автомобилем-иномаркой, российские автомобилисты кинулись скупать иномарки, пока те еще можно было растаможить по старым ставкам. Хотя о введении новых пошлин говорилось давно, ажиотажный спрос на иномарки стал настоящим сюрпризом для отечественных автозаводов, уже принявшихся было расширять производство и повышать цены. Особенно от ажиотажного спроса пострадал АвтоВАЗ, цены на продукцию которого в течение года выросли на 7,2%, а продажи в результате снизились на 8,46%. Несмотря на это, ВАЗ сохранил лидерство среди отечественных предприятий по количеству произведенных автомобилей. С его главных сборочных конвейеров и с конвейера опытно-промышленного производства сошли 702 966 автомобилей, что, как уже говорилось, на 8,46% меньше, чем в 2001 году, когда было произведено 767 313 машин. О кризисе сбыта и остановках конвейера на ВАЗе «Газета.Ru» писала в материалах Вместо цен АвтоВАЗ сократит персонал и ВАЗ стоит, цены падают

Уменьшение производства на ВАЗе коснулось всех моделей. В 2002 году с главного конвейера завода сошло 215016 машин «десятого» семейства, что на 10 тысяч меньше, чем год назад; 206661 автомобиль семейств Самара и Самара-2 (на 20 тысяч меньше чем в 2001 году), 199487 автомобилей классической компоновки (разница также в 20 тысяч не в пользу 2002 года) и 65261 Нив (уменьшение производства на 6 тысяч). Помимо этого ВАЗ поставил около 6 тысяч машинокомплектов своим дочерним компаниям: ВАЗИнтерСервис, Лада-Консул, Бронто, Спец-Авто, Супер-Авто и Лада-Тул. Правда, по непонятным причинам, некоторые из них информацию о производстве держат в секрете. ВАЗИнтерСервис в 2002 году произвел 2 673 автомобиля, из них пикапов ВИС 2345 – 1 788 шт., ВИС-2346 – 191 шт., ВИС-2347 – 174 шт., а также их модификации: ВИС-23461 – 424 шт., 23462 – 9 шт., 23464 – 20 шт. «Бронто» собрал 891 машину, «Лада-Тул» – около 500 (точную информацию нам не дали), «Спец-Авто» – 17 машин. Совместное предприятие GM-АвтоВАЗ план свой выполнило – 456 произведенных «Шеви-Нив». На второе место среди российских производителей легковых автомобилей вышло ОАО «Ижмаш-авто». Ижевский автозавод в 2002 году. произвел 78236 автомобилей, что на 63,6% больше, чем в 2001 году. 48% машин, выпущенных на «Ижмаше», произведено из машинокомплектов Волжского автозавода, это ВАЗ-2106 – 36 661 шт., ВАЗ-2104 – 866 шт., ВАЗ-2107 – 98 шт., 52% – марки Иж: ИЖ-2126, ИЖ-21261 – 27 733 шт., ИЖ-2126-060 – 180 шт., ИЖ-2717– 12 381 шт., ИЖ-27171– 86 шт. «Ижмашу» почти удалось выполнить план – 80 тыс. автомобилей в 2002 году. В нынешнем году ижевцы надеются довести выпуск до 100 тыс. машин. ГАЗ утверждает, что выполнил все показатели производственного плана за 2002 год. По итогам года нижегородское предприятие находится на третьем месте. По данным пресс-службы автозавода, на конвейерах Горьковского автомобильного в 2002 году собрано 198 135 автомобилей, что на 3,5% больше, чем в 2001 году: 65 648 легковых, 132 487 грузовых, из них 32 229 микроавтобусов. В 2002 году сборочным автозаводам ГАЗ поставил 6 604 машинокомплекта. Впрочем, увеличение выпуска по сравнению с прошлым годом не спасло ГАЗ от остановки конвейера. За последние месяцы минувшего года ГАЗ несколько раз останавливал производство своих легковушек.


Переварить эти дешевые и довольно прочные, но устаревшие автомобили в больших количествах рынок просто не в состоянии. Руководство завода сделало выводы из этого, и в дальнейшем производство легковых ГАЗов будет только снижаться, а основной акцент предприятие сделает на легких грузовиках: «Газелях» и «Соболях». Подробнее об этом – в материале «Волга на три месяца станет иномаркой» .

Как результат, при общем росте производства легковых автомобилей – «Волг» выпущено на 15 тысяч меньше. На четвертой позиции среди производителей легковых машин – сызранский сборочный завод «РосЛада», который вместе с «ИЖмаш-авто» входит в группу компаний СОК. В прошлом году в Сызрани собрали 41 100 вазовских «шестерок» и «девяток», что примерно соответствует показателям 2001 года – рост производства на полторы тысячи машин. За ним следует Завод микролитражных автомобилей, входящий в объединение КамАЗ. ЗМА в минувшем году выпустил 38710 машин «Ока», что на тысячу больше чем в 2001 году. Еще 19 265 автомобилей «Ока» собрали на СеАЗе – и здесь в абсолютных величинах тот же рост производства, что и у коллег из Татарстана. Снизилось производство на УАЗе. В Ульяновске собрали 69 599 автомобилей, в том числе 33 648 внедорожников, что на 4,3% меньше, чем в 2001 году. Остальные автомобили с родины Ленина к легковым не относятся.

Зато производители российских иномарок: всеволожский «Форд» и калининградский «Автотор» на жизнь не жалуются. В 2002 году Ford продал в России 6669 автомобилей, большая часть из которых пришлась на Ford Focus – 53,6%. Из них 1670 было российской сборки. Данных о производстве «Фокусов» в пресс-службе «Форда» нам не предоставили, сославшись на «политику компании». ЗАО «Автотор» увеличило в 2002 году объем производства на 16,3% до 5 714 автомобилей. В том числе в 2002 году произведено 3 473 автомобиля KIA (+24,88%) и 2241 автомобиль BMW (+5,11%). Из них 1736 автомобилей KIA Rio, 1332 – KIA Sportage, 317 – KIA Magentis, 1231 – BMW 3-й серии и 1010 – BMW 5-й серии. В 2002 году лидером продаж стал KIA Rio. Увеличив производство в минувшем году, в нынешнем производители иномарок замахиваются на новые вершины. Так, Ford надеется реализовать в России в 2003 году в общей сложности 18 тыс. автомобилей. Ставка, разумеется, будет сделана на Focus, ради которого всеволожский завод планирует перейти на режим работы в две смены. Что же касается таганрогского завода, то он сработал на прошлогоднем уровне, собрав около 2000 Hyundai Accent. Точная цифра – за семью печатями. Подводя итоги, заметим, что доля производства иномарок в России постепенно растет. Если заводу во Всеволожске удастся выйти на проектную мощность, то доля русских иностранцев в общем производстве уже существенно изменится. С учетом снижения производства на ВАЗе и ГАЗе, возможно, цифра в миллион автомобилей в год будет достигнута как раз за счет «Форда» и «Шеви-Нивы».