Автопром – это большой кусок хлеба с маслом

Обрадует это русских или нет, но украинцы защищают свой автопром гораздо более жестокими способами, чем мы. В России только пошлины повышают – а украинцам с сегодняшнего дня вовсе запретили покупать новые «Жигули», чтобы быстрее переходили на продукцию ЗАЗа. Они бы и рады, да денег нет.
content image for: 4192
В соответствии с новым письмом Державной митной службы України российские автомобили оказались на Украине в совершенно особом положении. Во-первых, их ввоз решили квотировать. Годовой объем квоты составляет ровно 15 777 штук. А во-вторых, и это мера беспрецедентно суровая, таможня ограничила не только фирмы, торгующие автомобилями, но и физических украинцев: ввоз новых «Жигулей» отныне запрещен для всех. Все дело в развитии местного украинского автопрома. Развивать его именно таким способом украинцы пытаются уже давно. В 1998 году на мощностях бывшего Запорожского автомобильного было создано украинско-корейское СП АвтоЗАЗ-Daewoo, которое должно было заполнить украинский рынок корейскими моделями местного производства. Партнеры вложили в производство по $150 млн. Корейцы – деньгами, запорожцы – производственными мощностями. А самое главное – государство сразу же, еще до начала производства, оказало новорожденному СП мощную поддержку, не ограничив, а попросту запретив ввоз на территорию Украины иномарок старше пяти лет. Более свежие машины, по мнению украинского правительства, из-за своей дороговизны угрозы для АвтоЗАЗ-Daewoo не представляли. Позже, в 1999 году, Украина ввела дополнительный 20-процентный НДС на ввозимые российские автомобили. Но из всего этого протекционизма ничего не получилось. Даже припертые к стенке и лишенные выбора, украинцы были просто не в состоянии покупать запорожские Daewoo. Для достижения рентабельности ЗАЗу надо было продавать, по расчетам корейцев, не менее 38 тыс. автомобилей в год. А СП за всю свою четырехлетнюю жизнь собрало 56 тыс. машин, да и продало не все – лишь 52 тысячи. Сейчас история повторяется почти в точности. Как недавно рассказывала «Газета.Ru», ЗАО «ЗАЗ» – так теперь официально называется запорожский завод – ведет переговоры с потенциальными иностранными партнерами. Главные среди них – Opel и АвтоВАЗ.

А государство загодя расчищает рынок для автомобилей, которые еще не начали производиться. Как рассказал в одном из недавних интервью председатель совета директоров ЗАЗа Олег Папашев, ЗАЗ ведет переговоры с «Опелем», и немцы не хотят вкладывать деньги только потому, что их продукция не будет должным образом защищена от конкуренции. Хотя в Европе почему-то Opel до последнего времени справлялся без дополнительной таможенной защиты. Все дело в том, что, как сказал тот же Папашев, «автомобильный рынок – это довольно большой кусок хлеба с маслом», и местный производитель хочет получить его целиком. На это и направлена последняя мера – запрет ввоза «Жигулей» частникам без специальной лицензии, получать которую никто из них, конечно, не будет. Да и подержанные «Жигули» ввозить хоть и не запрещено, но теперь уже невыгодно, так что едва ли какой-нибудь украинец на это пойдет. В частности, за автомобиль 2000 года надо заплатить на таможне 0,6 евро за кубический сантиметр объема двигателя (900 евро в случае стандартного 1,5-литрового мотора плюс 20-процентный НДС, причем 20% считаются от суммы таможенной стоимости и пошлины). Чем старше ввозимые «Жигули», тем больше за них надо платить. Самое интересное, что все это делается, хотя альтернативы «Жигулям» на украинском рынке еще нет. «Таврия» слишком маленькая, а недорогие иномарки украинской сборки существуют только в проекте. Реальна, как ни смешно, только сборка «Мерседесов»: в прошлом году ЗАЗ изготовил 86 E-классов, о начале производства которых «Газета.Ru» с радостью сообщила в материале «В Запорожье за «Мерседесом». Но для любителя «Жигулей» это тоже не вариант. В общем, украинским автолюбителям сейчас хуже, чем нам. Обычно людей такие вещи если не радуют, то, по крайней мере, некоторое удовлетворение приносят.