Geely — где вы раньше жили

История китайской автомобильной марки

Еще совсем недавно словосочетание «китайский автомобиль» вызывало в лучшем случае брезгливость. Общим мнением было то, что китайские авто совершенно ненадежны, а в дороге просто опасны, ведь во время аварии сомнутся, словно домик из фольги. Однако сегодня продукция китайского автопрома уже далеко не редкость на дорогах Беларуси. Кроме того, отдельные его представители получили «одобрямс» на самых высоких уровнях белорусского правительства. Белорусско-китайские Geely уже поступили в продажу, а значит, самое время поближе познакомиться с восточной компанией, которая пришла в нашу страну.

Крестьянское авто

Китайский автопром – понятие довольно молодое. Первые автомобили начали производится в КНР в середине 50-х, это были копии советских грузовиков ЗИЛ и ГАЗ. Следующие тридцать лет именно грузовики составляли почти всю продукцию китайской автомобильной промышленности. Рядовой китаец был беден, а значит личный автомобиль был ему ни к чему. Именно поэтому в 80-х сенсацией стала история о простом китайском крестьянине, которому удалось скопить на Toyota. История оказалась фальшивкой, однако стала сигналом, что в Поднебесной наклевываются перемены.

Правительство КНР решило внедрять легковые автомобили в жизнь китайского народа. В страну хлынули авто из Японии, СССР и США, что за несколько лет привело к существенному торговому дефициту и руководство Китая решило прикрутить импорт и одновременно помогать отечественным и совместным предприятиям. Именно тогда сформировались многие китайские автомобильные компании, до сих пор получающие крупные субсидии от государства.

Китайский Генри Форд

Однако тогда, в 1986 году, пока рождался будущий гигант китайского автопрома, перед фирмой Geely (в переводе с китайского – «счастливый» или «везучий») стояли куда более скромные задачи. Они занимались производством холодильников. Только через 8 лет существования Geely вышли на рынок транспортных средств, но пока только двухколесных. Компания выпустила первый в Китае скутер, который мгновенно получил огромную популярность и разошелся десятками тысяч экземпляров по всей республике.

content image for: 41639

С самого момента зарождения компании до сегодняшнего дня в ее главе стоит невероятно предприимчивый человек по имени Ли Шуфу. Именно ему пришло в голову переквалифицироваться с холодильного оборудования на транспорт, выкупив у государства полуразрушенный завод. Господин Ли (отметим, что Ли — это фамилия) имел инженерное образование, однако опытом создания автомобилей не обладал. Взамен он обладал и обладает невероятной предприимчивостью, чем с лихвой искупает все остальные недостатки. Скептики не редко твердили Шуфу, что у него ничего не выйдет с производством автомобилей, на что тот отвечал, что автомобиль — это всего лишь четыре колеса и два дивана, так что ничего сложного в этом нет.

Отметим, что Geely является одной из немногих китайских компаний, которая является полностью частной. Многие автомобильные предпириятия в Китае остаются во владении государства, или некогда в нем находились. В коммунистическом Китае частный бизнес вполне возможен, хотя и сталкивается со всевозможными трудностями, такими как отсутствие кредитования. Сейчас затруднений в деньгах компания не испытывает, а вот 10 лет назад отсутствие поддержки было весьма ощутимым. В то же время, частное владение Geely помогло избегать бюрократической волокиты при выпуске новых моделей, а так же свободно увольнять неэффективных работников.

content image for: 41639

Первый автомобиль Geely появился в 1998 году, им стал народный седан Geely Haoqing SRV, который продавался без изменений до 2003 года. Это был крошечный автомобиль с объемом двигателя 1 л и мощностью чуть более 50 л.с. Однако именно такие машины лучше всего расходились в КНР. В первый же год выпуска автомобилей Geely удалось продать 200 машин. Уже через 4 года продажи измерялись десятками тысяч. Сейчас Geely является одним из лидеров внутреннего рынка, однако амбиции Ли Шуфу идут значительно дальше.

Завоевание Запада

Впервые руководство Geely предложило купить подразделение Volvo у Ford в 2008 году. Через два года марка полностью перешла под контроль китайской фирмы. С того момента, как Geely поглотили Volvo прошло уже 3 года и все это время китайская компания мало вмешивалась в политикку шведского бренда. Китайское руководство решило действовать осторожно. До сегодняшнего момента приобретение марки Volvo вылилось только в создание заводов шведской марки в Китае, которые собирают автомобили для внутреннего рынка. Публично Ли Шуфу озвучил лишь одну претензию к Volvo. Оказалось, что шведские авто недостаточно роскошны для китайского рынка, а дизайн слишком сдержанный.

content image for: 41639

Еще одним прорывом Geely на запад стало приобретение создателя лондонских кэбов Manganese в 2013 году. Как и в случае с Volvo китайцы буквально появились на пороге обанкротившейся фирмы с пачкой денег и приобрели ее. Результатом пока все довольны: исторического производителя удалось спасти, а рабочие места сохранить.

В данный момент автопром Китая является самым крупным в мире. Объемы продаж китайских авто превышают объемы европейских, американских и японских вместе взятых. Только 44,6% авто остается внутри страны, остальные направляются в развивающиеся страны, такие как Бразилия, Чили, ЮАР, а также в Россию, Беларусь и Украину. По мнению международных экспертов, качество китайских автомобилей все еще отстает от европейских или японских аналогов. Однако, учитывая темпы роста, китайский автопром полностью догонит мировой в 2018 году. Что не так уж и далеко, если задуматься.

Андрей Свиридовский