ПДД-2013: главные изменения и новые знаки

В Украине начала действовать новая редакция правил дорожного движения, вступившая в силу 15 апреля
Михаил Козлов

В Украине начала действовать новая редакция правил дорожного движения, вступившая в силу 15 апреля

По большому счету, новые ПДД не особо повлияют на жизнь простых автомобилистов и пешеходов, но кое-какие коварные изменения произошли. Это касается нескольких терминов и дорожных знаков, которые могут использоваться инспекторами в своих интересах. Но, обо всем по порядку.

По мнению ГАИ, новые правила еще больше приближают нас к европейским требованиям и стандартам. Главным новшеством, в этом случае, стало обязательное использование дневных ходовых огней или ближнего света. Правилами вводится понятие ДХО – это внешние световые приборы белого цвета, предусмотренные конструкцией транспортного средства, установленные впереди транспортного средства и предназначенные для улучшения его видимости во время движения в светлое время суток.



Данный пункт может трактоваться неоднозначно. К примеру, если автовладелец самостоятельно установил себе ДХО, ГАИ может придраться к словам «предусмотренные конструкцией транспортного средства» и оштрафовать водителя. Цвет ДХО должен быть белым, но многие автомобили американского производства оснащаются постоянно горящими оранжевыми ходовыми огнями. Одним словом, если есть сомнения, лучше включить ближний свет и не провоцировать ГАИ.

Использовать ближний свет или ДХО в обязательном порядке следует за городом в любое время суток с 1 октября по 1 мая. Использовать задние противотуманные фары следует только в условиях недостаточной видимости. Новые ПДД гласят, что недостаточная видимость – это видимость дороги по направлению движения менее 300 м в сумерках, тумане, дожде, снегопаде и при других осадках. Стражи порядка уточнили понятие «темное время суток» и убрали его временные рамки. Теперь темное время суток – это часть суток от заката до восхода.

Еще одним забавным нововведением является термин «Усовершенствованное покрытие». Это цементобетонное, асфальтобетонное, железобетонное или армобетонное сборное покрытие, тротуар из брусчатки и мозаики, сборные покрытия из мелкоразмерных бетонных плит, щебня и гравия, обработанные органическими и вязкими материалами. В ПДД появился дорожный знак 1.40, обозначающий конец этого самого усовершенствованного покрытия. Знак, обозначающий начало, отсутствует. Собственно, как и подобное покрытие на дорогах нашей страны.

Новые ПДД прописывают своеобразную субординацию и приоритетность «регулировщиков» движения. Главными являются живые гаишники, стоящие на перекрестках и улицах. Далее идут светофоры, знаки и дорожная разметка. Если знаки и разметка противоречат друг другу, стоит придерживаться указаний знаков. На перекрестке при повороте налево необходимо уступать дорогу встречным автомобилям и тем, кто совершает разворот.

Автомобили и другие транспортные средства, перевозящие детей и имеющие соответствующий знак на своем борту, обязаны совершать высадку и посадку только с включенными проблесковыми маячками оранжевого света или аварийной сигнализацией. В это же время, водители попутных транспортных средств обязаны снизить скорость или остановиться, чтобы избежать наезда на детей.

Составители правил решили раз и навсегда прекратить спекуляции по поводу того, возможен ли обгон справа. Для этого они четко прописали, что обгон – это опережение одного или нескольких транспортных средств с выездом на полосу встречного движения. Все остальное обгоном не считается, что может дать повод лихачам чудить на обочинах, в карманах для остановки транспорта и прочих расширениях проезжей части.

А теперь о самых каверзных моментах. Парковка на газонах запрещена, но споров по этому поводу будет много. Составители ПДД допустили большую оплошность в описании термина «Газон». Газон – участок однородной территории с дерновым покрытием, которое искусственно создается путем посева и выращивания дернообразующих трав (в основном многолетних злаков) или одерновки. С одной стороны – запрет по делу, не стоит уничтожать зеленые зоны, но кто и как будет определять степень «одерновки» покрытия, искусственности его посева и выращивания? И что делать зимой, когда все газоны скрыты под плотным слоем снега и льда? Так что будем ждать первых разбирательств, хотя термин можно было прописать более точно.


Еще одно коварное нововведение, это новый дорожный знак, ограничивающий скорость. Если за знаком 5.63.1 вас остановит инспектор и расскажет о максимальных разрешенных 60 км/ч, то вы плохо читали новые правила и этот материал. Знак «Начало плотной застройки» приравнивается к знакам с названиями населенных пунктов на белом фоне и имеет такие же ограничения. Будьте внимательны и не превышайте скорость.



Наши печальные дороги решили порадовать разнообразием разметки. Теперь украинцы будут наблюдать на асфальте синюю парковочную, оранжевую временную, желтую запрещающую и предупреждающую, а также белую и красную линии. Последняя будет обозначать велодорожки, переходы для слепых пешеходов.



Как уже упоминалось ранее, составители правил решили отказаться от некоторых инициатив. Так, водителям рекомендуют менять резину в зависимости от сезона, но это требование не является обязательным. Вторым моментом стал отказ от обязательного использования пешеходами, идущими по проезжей части, и водителями, находящимися возле автомобиля в темное время суток, светоотражающих жилетов или элементов одежды. Этот пункт мог бы существенно облегчить жизнь автомобилистам и спасти ее пешеходам. На привыкание к измененным ПДД украинцам и гостям страны дали один месяц, гаишники обещают не штрафовать нарушителей и вести разъяснительную работу.