Решение о введении повышенных пошлин на все импортные автомобили должно вступить в силу уже завтра, 13 апреля. Автоимпортеры постарались забить склады автомобилями под завязку, а украинцы направились в автосалоны за новыми машинами.
Ругая власть за то, что решила сделать автомобили еще более недоступными, граждане Украины доказали, что новые иномарки в стране могут продаваться, причем очень хорошо. Достав все свои сбережения, украинцы пошли покупать то, что есть, мол, завтра будет дороже. Автоимпортеры и производители возрадовались небывалому росту продаж, март оказался рекордным месяцем не только в этом году, но и весьма неплохо показал себя после кризиса. Самый «веселый» момент настанет, если повышенные пошлины все же отменят, примером тому стал 2009 год.
Тогда рынок был подогрет разговорами о пошлинах, импортеры затарились новенькими автомобилями, покупатели пошли в автосалоны, но все это оказалось страшилкой. Впрочем, на этот раз чиновники настроены более решительно и декларируют железное намерение довести дело до конца и хотя бы несколько лет ввозить автомобили в Украину только после уплаты дополнительной пошлины.
Кому же отдали предпочтение простые автомобилисты в марте, отдав свои кровные за новенького железного коня? Бессменным лидером остался корейский бренд Hyundai, который продолжает держаться на плаву благодаря своему бестселлеру, «российскому» Hyundai Accent. К слову, этот автомобиль также подпадает под действие новых пошлин, и подорожание может слегка подпортить его позиции на рынке.
На втором месте с небольшим отрывом от преследователей, но с собственным рекордом продаж, оказался китайский бренд Geely. Китайцы лучше всего продавали модели CK, Emgrand EC7 и MK-2. Выросшие продажи самого дешевого автомобиля из модельного ряда китайского бренда, да и одного из самых дешевых автомобилей, продающихся в Украине, говорят о том, что граждане решили во что бы то ни стало распрощаться с деньгами еще до введения пошлин и готовы покупать даже дешевых китайцев.
Третья позиция досталась автомобилям Kia. Треть продаж данного бренда пришлась на долю Kia Rio – аналога Hyundai Accent, произведенного той же компанией на том же заводе в России. Любят украинцы небольшие седаны. Их хлебом не корми, а недорогой седан с большим багажником подавай. Также Kia неплохо продавала Sportage и Soul. Новый Kia cee’d автомобилисты еще не успели распробовать, поэтому его продажи незначительны.
На четвертом месте оказался немецкий бренд Volkswagen со своим «российским» народным седаном Polo. Конечно, до того же Акцента еще ой как далеко, но и позиция в рейтинге неплохая. Пятая позиция занята продуктами компании Nissan. Достичь таких вершин удалось благодаря хорошим продажам кроссовера Juke. Он пришелся по душе жителям Украины, автомобиль можно часто встретить на улицах городов. И кто говорил, что он просто ужасен? Даже если и так, то замученные всеми кризисами украинцы явно решили разбивать стереотипы. Сможет ли «Ниссан» потеснить конкурентов с земными седанами кроссовером с инопланетной внешностью – покажет время, но даже пятое место говорит о многом.
А где же то, что «зроблено рідними руками»? Его оказалось настолько мало, что в пятерке брендов продукции украинского автопрома места не нашлось. ЗАЗ и «еврокаровская» Skoda оказались на шестом и десятом местах соответственно. Зато их позиции весьма крепки в личных модельных зачетах. Любимица украинской публики, Skoda Octavia, на замену которой уже пришел Rapid, оказалась на четвертом месте. Продукция запорожцев в лице ZAZ Vida и ZAZ Sens заняла пятую и восьмую позиции.
Как будет развиваться рынок после введения новых пошлин на автомобили, мы узнаем уже в ближайшее время. Апрель может стать еще одним рекордным месяцем, поскольку импортеры постараются продать все, что только можно, после чего грозит наступить период затишья и выжидания. Впрочем, они могут принять правила игры, если государство не уступит. Тогда следует ожидать повышения цен на все популярные иномарки. Но что-то нам подсказывает, что украинцы достанут еще более старые сбережения и снова пойдут в автосалоны.