По «Яс Марине» – на гоночном «Радикале»!

Как оказаться на трассе Формулы-1 за рулём настоящего гоночного болида? Стать профессиональным пилотом сможет далеко не каждый, а вот выиграть такой приз мог любой желающий. Компания «Газпром нефть» отправила в Абу-Даби 20 победителей своего конкурса
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Как оказаться на трассе Формулы-1 за рулём «боевого» спортпрототипа? Стать профессиональным пилотом? Это долго, невероятно сложно, очень дорого, да и талантом надо обладать недюжинным. Можно приехать на трек и арендовать там автомобиль, но и такой шаг потребует солидных вложений. А вот выиграть подобный приз мог любой, кто принял участие в акции «Проверь себя на гоночной трассе в Абу-Даби», организованной компанией «Газпром нефть». Удача улыбнулась 20 счастливчикам, для которых эта поездка, несомненно, стала одной из лучших в жизни. С ними в Эмираты отправилась и группа журналистов, включая и автора этих строк.

Условия были предельно просты – для того, чтобы попасть в число участников розыгрыша, необходимо было как минимум 7 раз по 30 литров заправиться на одной из АЗС «Газпромнефть», а также «отметиться» в творческом конкурсе. 19 победителей определило жюри, а ещё одного выбрали посетители сайта внутренним голосованием. Что характерно, почти все они оказались из разных уголков страны – от Москвы и Санкт-Петербурга до Новосибирска и Сургута, конкурс проводился в 18 регионах. Комментарии были разными: «Заправлялся топливом G-Drive, но на победу даже не рассчитывал, думал, что всё разделят по «своим»; мне позвонили, когда я был в отпуске; я подумал, что меня разыгрывают по телефону». В общем, в реальность происходящего многие поверили только тогда, когда сели в лимузин в аэропорту Дубая и отправились в Абу-Даби.

Ещё одним сюрпризом стало участие в этой акции Романа Русинова – пилота команды G-Drive Signatech Nissan в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC). С Романом я уже знаком по конкурсу «Спорткар года», общались мы и во время марафона «24 часа Дубая», прошедшего в январе. Русинов должен был провести мастер-класс для победителей акции. Но всю дорогу в роскошный отель Yas Viceroy – тот самый, что находится прямо на трассе Формулы-1 и красиво светится в тёмное время суток – меня не покидали мысли: «Неужели нам и правда доверят гоночную технику? Ведь уровень подготовки у всех разный, а большинство и вовсе никогда не выезжало на трек».

Утром проснулся от рёва гоночных моторов! Сначала свой заезд откатали местные спортпрототипы Yas Supersport SST, затем аналог Формулы-3000 (правда, строго за автомобилем инструктора), купе Aston Martin V8 Vantage категории FIA GT4 и дорожные Renault Clio RS, которые используются тут для прохождения базовых курсов. На «Яс Марине» почти каждый день кипит жизнь с 9:30 утра и до позднего вечера! Причём доступен автодром и для любительских трек-дней, куда может приехать любой желающий. После занятий гоночной школы там вовсю развлекались арабы на Ferrari, Porsche, Lamborghini и других суперкарах.


У нас же первый день ушёл на знакомство с Дубаем – экскурсия по городу, посещение острова Пальма Джумейра, башни Бурдж Халифа (самого высокого здания в мире – 828 метров), торгового центра Dubai Mall с самым дорогим в мире «поющим» фонтаном, а по пути в отель мы заехали ещё и в одну из крупнейших мечетей, названную в честь шейха Зайда ибн Султана ан-Нахайяна (первого президента ОАЭ). В этот «туристический» набор входило и ещё кое-что интересное – комплекс Ferrari World. Музеи, магазинчики, рестораны – это хорошо, но первым делом мы устремились в сторону Formula Rossa – самой быстрой в мире американской горке!

Это не для слабонервных! Вдоволь насмотревшись на искажённые лица, начинаешь испытывать смешанные чувства. Но обратного пути нет – сдаю вещи в камеру хранения, надеваю обязательные защитные очки, сажусь внутрь и пристёгиваюсь. Поезд из нескольких тележек подъезжает к старту и... Пытаюсь орать, но ускорение такое, что крик застревает где-то в горле! За 5,8 секунды Formula Rossa достигает 240 км/ч, взмывает вверх на 52 метра, а потом зависает в высшей точке. Предельная перегрузка – 4,8g! За эти 93 секунды, что длится заезд, успеваешь пережить всю гамму эмоций – от ужаса до восторга, а в голове роятся мысли: «Выпустите меня! Когда это всё закончится? Как же круто!» Неудивительно, что на аттракцион выстраивается трёхчасовая очередь из любителей пощекотать собственные нервы.

Сел бы второй раз в вагончик Formula Rossa? Сложно сказать. Я уж лучше сам окажусь за рулём, если дело касается скоростной техники. И вот оно – долгожданное утро. И снова эти назойливые мысли: «А вдруг дадут проехать всего пару кругов? Или и вовсе посадят справа от инструктора?» Но, похоже, всё серьёзно. Сначала – брифинг, где Роман Русинов вкратце объяснил основы движения по гоночной трассе, напомнил про флаги и поведение. А ездить нам предстояло на прототипах Yas Supersport SST – за этим хитрым «местным» названием скрывается британский Radical SR3 RS. Почему из всего многообразия парка трассы Yas Marina были выбраны именно «Радикалы»?

Ответ прост. Yas Supersport SST имеет два места – справа сидит инструктор, у которого есть дублирующие педали. Подстрахует в случае чего... Всё, как в обычной автошколе! Только вместо площадки – действующая гоночная трасса Формулы-1, а Radical с фиберглассовым кузовом, огромным задним антикрылом и секвентальной КПП – это совсем не раздолбанная «девятка». Подбираю комбинезон, натягиваю шлем и пролезаю внутрь. Как же тут тесно! Хорошо, что руль съёмный – иначе в кокпит не попадёшь. Посадка полулежачая, а в поле зрения попадают лишь выпуклые колёсные арки. Зажигание, жму кнопку пуска двигателя, и сзади оживает четырёхцилиндровый агрегат объёмом... 1,3 литра. Что?!


Не спешите с выводами. Мотор здесь от одного из самых быстрых мотоциклов планеты – Suzuki Hayabusa. Причём двигатель доработан и выдаёт свыше 210 лошадиных сил при 10 500 об/мин! Вроде и немного, но и весит Radical SR3 RS всего 570 кг с учётом 75-килограммового водителя. На разгон до «сотни» Radical тратит всего 3,1 секунды, а спустя ещё 14,6 достигает 200 км/ч! К поездке я подготовился – несколько часов утюжил «Яс Марину» в симуляторе Формулы-1. И могу в очередной раз констатировать, что современные игры позволяют сократить время освоения трассы – не отвлекаешься на то, чтобы запомнить, в какую сторону будет следующий поворот, да и расстояния похожи. Полезно! Согласен с этим и Русинов, который в гонке «24 часа Дубая» ехал в одном экипаже с первым победителем российской GT Academy – Марком Шульжицким. Ещё год назад паренёк из Владивостока был обычным геймером, а сейчас из любителя Gran Turismo 5 вырастает профессиональный пилот.


Ехали мы по укороченной версии формульного кольца – его северной части длиной 3,25 км. Оно и к лучшему – от трассы «откусили» одну из самых неинтересных частей с кучей повторяющихся медленных поворотов. Трек хорош! Причём дело не только в конфигурации. Идеальное покрытие, никаких волн, ухоженные поребрики. Уровень! Со второго круга начинаю ускоряться. Выход из шпильки, третья, четвёртая, пятая – коротенькие передачки переключаются моментально (сцепление в секвентальной КПП используется только для старта). Помогает и громкий вой мотоциклетного двигателя – на «слепой» гоночный тахометр и дублирующие его лампы, загорающиеся при приближении к «отсечке», не отвлекаешься (нам запретили превышать отметку 9 500 об/мин).


А вот этого я совсем не ожидал – на скоростях свыше 200 км/ч шлем начинает подниматься вверх! Кажется, что ещё чуть-чуть – и он улетит вместе с головой. Инстинктивно наклоняешься и вжимаешь её в плечи, а рука тянется подтянуть ремешок. Но делать этого, конечно, не нужно – никуда «каска» не денется. Теперь понятно, почему столько внимания уделяется аэродинамическим свойствам шлемов пилотов, которые ездят на формулах и открытых спортпрототипах. Второй момент – это тормоза. Radical SR3 на километровой прямой «Яс Марины» успевает разогнаться до 230 км/ч, я жму педаль на отметке 200 метров и... останавливаюсь раньше, чем нужно. Что ж, надо отодвигать точку торможения – замедление на гоночных сликах фантастическое! Нужно время на адаптацию после дорожных шин...

Три круга по трассе Yas Marina Circuit: к сожалению, это единственная сессия (вторая по счёту), которая записалась на камеру. На заднем кожухе от постоянной вибрации выключилась запись, да и тут после жёсткого наезда на поребрик не выдержал штатив

Но самый кайф – это в скоростных связках! Быстро пролетаю стартовую прямую (красиво тут, чёрт подери!), а после двойного левого поворота начинается очень коварная и хитрая дуга со «слепым» апексом. И вот здесь надо не бояться, а топить на всю катушку. Но поначалу сделать это нереально – мозг просто отказывается верить в такой «держак» (помимо сликов, Radical имеет и солидную прижимную силу). Перегрузки такие, что шея начинает напрягаться, пытаясь удержать голову в шлеме. Круг за кругом пытаюсь проходить этот отрезок смелее – вот уже четвёртая передача вместо третьей. И финишный флаг. Как, уже всё? К счастью, нет, всего лишь смена и пауза на отдых.

На вторую сессию справа от меня садится Роман Русинов (он поездил с каждым участником). Отодвигаю торможение на прямике к отметке «150», мы всё активнее догоняем и обгоняем другие машины из нашей группы, и я пробую переходить «вниз» без сцепления. Получается быстрее, но нужно не забывать немного подгазовывать при каждом переключении. Роман комментирует: «Заходи в шпильке ещё позже, тогда выход на прямую будет лучше». Подгоняет он меня и в скоростной секции: «Жмись туда, к поребрику». Класс! Лёгкий, отзывчивый и очень устойчивый Radical дарит невероятные эмоции от вождения.


В общем, я не сильно расстроился из-за того, что нам не дали поездить на Формуле-3000. Темп за инструктором явно был бы не слишком высоким, так как он всегда ждал бы отстающих. К тому же, за пару заездов я уже более-менее освоился с коробкой, привык к поведению машины и ехал в своё удовольствие, попутно пытаясь работать над ошибками. А под конец нас ждал «десерт» – гоночное такси в исполнении Романа Русинова. Вот тут-то я и узнал, как должен ехать этот прототип. Торможение – ещё на 50 метров позже, а в скоростную связку Роман входит с полным газом на пятой передаче! И перегрузки ощущаются гораздо сильнее – Radical заявляет, что SR3 RS способен двигаться по дуге с боковым ускорением 2,5g.


Из «Радикала» я вылезал с улыбкой и чувством полного удовлетворения, хотя мне доводилось ездить и по нескольким трассам Формулы-1, и за рулём гоночной Audi R8 LMS (пассажиром, кстати, тоже), но отсутствие крыши над головой дарит совсем другие ощущения. Что и говорить об остальных – для многих это был первый в жизни выезд на трек и сразу на таком уровне. Событие! Равнодушных не осталось, и радость на лицах победителей красноречиво говорила – эту поездку они будут вспоминать ещё очень долго.

Вадим Гагарин