Российские автомобилисты хотят страховаться за $100

В понедельник страховщики открыто выступили против рассчитанных правительством тарифов обязательного автострахования и даже отправили протестующее письмо премьр-министру. А «Газета.Ru» подвела итоги опроса читателей на ту же тему. Большинство не готово платить больше $100.
content image for: 3834
Чем дальше, тем сложнее выглядит проблема расчета стоимости обязательной автостраховки. Сегодня Российская ассоциация автостраховщиков (РАСОВТ) на специально собранной конференции однозначно заявила, что те тарифы, которые разработал Минфин, могут дестабилизировать страховой рынок и привести к массовому отзыву лицензий у компаний. Между тем страховой департамент Минфина, занимавшийся расчетом тарифов, уверен, что все посчитал правильно. Напомним, что Минфин определяет базовую ставку в 1950 руб. РАСОВТ же хочет поднять базу в полтора раза – до 2800 руб. (базовые ставки умножаются на коэффициенты, о которых "Газета.Ru" неоднократно рассказывала).

А у автомобилистов свое мнение насчет страховки. Вот результаты проведенного «Газетой.Ru» опроса. Из 3 тыс. проголосовавших большинство, что удивительно, выбрало отнюдь не ответ "вообще не хочу платить". Наоборот, большинство готово платить за обязательную страховку до $100. Это 37% опрошенных – сознательность автомобилистов растет не по дням а по часам. Следующая по численности группа – готовые заплатить не больше $50. Таких 29%. Тех же, кто готов заплатить до $150, и тех, кто вообще не хочет платить, примерно поровну – 14 и 13% соответственно. А вот сумма $200, судя по опросу, уже по ту сторону добра и зла. 3% читателей готовы платить, если понадобится, до $200, а 4% – кажется, по сути это та же группа – ответили "сколько надо, столько и заплачу". Эти результаты существенны для судьбы страховки. Ведь скорее всего те, кто не сможет платить, будут просто ездить без страховки, и вся система обязательного страхования развалится.

Страховщики, впрочем, считают, что система развалится по другой причине – потому что страховые фирмы не справятся с выплатами по страховым случаям. Понедельничную пресс-конференцию страховщики начали, как всегда, с утверждения, что Минфин недостаточно полно учитывает все факторы, влияющие на цену страховки. Правда, с конкретными цифрами у спорящих о страховке почему-то всегда путаница. По заявлению РАСОВТ, если будет принята ее базовая ставка, сумма собранных премий должна составить от 700 млн до 1 млрд долларов. А что касается выплат, то надо считать исходя из аварий – полтора миллиона ДТП в год при средней сумме ущерба 6 тыс. руб. на одну аварию. Получается 9 млрд рублей, или $300 миллионов. Что касается цифры аварий – 1,5 млн – то это официальная статистика ГАИ, умноженная примерно на десять – якобы столько на дорогах "неучтенки". Игорь Жук, гендиректор «Согласия», привел «Газете.Ru» другие цифры. Он считает, что не премии, а выплаты должны составить от 700 млн до 1,5 млрд долларов. А аварий втрое больше, чем по официальной статистике. Кроме того, утверждают страховщики, ДТП становится все больше, а машины дорожают. Когда введут обязательную страховку, люди и вовсе перестанут бояться и начнут биться почем зря. Вообще, по словам страховщиков, страхование автогражданской ответственности – один из самых сложных видов страховки. И многим здесь даже приходится работать себе в убыток, только ради привлечения клиентов в другие страховые сферы. У страхнадзора свое мнение на этот счет. Практически противоположное. Компетентные источники в департаменте сообщили «Газете.Ru», что, с их точки зрения, количество аварий со вступлением в действие закона расти не будет. Ведь страховые тарифы хитро устроены – чем меньше человек попадает в аварии, тем тариф ниже. Поэтому клиентам страховых фирм при мелких происшествиях часто бывает экономически целесообразнее рассчитаться с пострадавшим без привлечения своего страховщика. Они теряют некоторое количество денег, зато сохраняют незапятнанной страховую историю. Так что роста аварий не будет. А при оценке их реального количества и ущерба

надо учесть тот факт, что нынешние незарегистрированные аварии – это самые мелкие и несерьезные из всех происходящих. Поэтому и финансовая нагрузка, связанная с выплатами по ним, может быть невелика. Сложных вопросов еще много. Например, с окупаемостью. Страхнадзор считает, что страховщики не должны ничего зарабатывать на обязательной автогражданке. А их вложения в этот вид бизнеса, связанные с организацией общероссийской базы данных, по мнению министерства, должны окупаться очень медленно. Страховые же фирмы полагают, что вложения хорошо бы окупить через год. И, разумеется, в страхнадзоре утверждают, что учли все факторы при расчетах. Все цифры были представлены на суд независимых экспертов, которые сочли их правильными. Страховщики то же говорят о своих цифрах. Есть свое мнение и у Госдумы. Некоторые депутаты предлагают, чтобы страховые тарифы определяло вообще не правительство, а Дума. Хотя едва ли ей это под силу.

Изо всей этой неразберихи можно сделать, пожалуй, только один довольно неприятный вывод: ниже минфиновских цифр тарифы уж никак не опустятся. То есть если говорить о страховке в Москве, это минимум 3900 руб., или $120. Ну а если москвич окажется молодым, неопытным и аварийным, сумма может вырасти в несколько раз. В среду правительство должно рассмотреть предложенные тарифы. Судя по всему, ни страхнадзор, ни РАСОВТ легко сдавать позиции не намерены.