Юбилей Peugeot 205: священная корова

24 февраля состоялся дебют Peugeot 205 — самого главного автомобиля в летописи французской фирмы. «Авто Mail.Ru» вспоминает историю легендарного «пыжика».
Михаил Михайлов


На самом краю

Почему все без исключения любят сказку про Золушку? Наверное, потому, что в жизни чудесные метаморфозы из бедной падчерицы в прекрасную принцессу случаются крайне редко. Зато когда случаются, то сразу попадают в историю.

Peugeot 205 появился на свет в тот момент, когда судьба одной из старейших автомобильных компаний планеты висела буквально на волоске. Никто не мог и предположить, что этот маленький автомобиль не просто вытащит Peugeot из финансовой пропасти, но более того — выведет фирму на совершенно новый уровень, превратив «льва» в одного из крупнейших и успешнейших автопроизводителей Европы рубежа веков. А начиналось все и впрямь довольно тускло и печально...

Если в двух словах описать положение Peugeot в конце 70-х годов прошлого века, то этими словами будут упадок и убытки. Причем за обе напасти французы могли корить исключительно самих себя. После достаточно бурного роста 60-х годов, когда Peugeot запомнилась такими яркими моделями, как 204 и 504, руководство компании провернуло пару откровенно неудачных стратегических сделок. Сначала в 1976-м Peugeot приобрело обанкротившийся Citroen, но хуже того — спустя два года президент фирмы Жак Кальвэ подписал договор о покупке компании Chrysler France, куда входили бренды Simca и Rootes. Недаром же по ту сторону Атлантики так жаждали избавиться от разорительного европейского филиала, что назначили за него чисто символическую цену — 1 франк. В Peugeot клюнули на приманку и... попались на крючок.

Долги, устаревшая модельная линейка, низкое качество продукции и неэффективное производство Chrysler France как тяжелый камень потянули Peugeot ко дну.

Главный враг

Не добавляло позитива и то, что гамму самого львиного бренда в основном составляли устаревшие или не самые удачные модели. Едва ли не единственное исключение — свежая и весьма ладная 505-я, но и она — машина достаточно большая и сравнительно дорогая — не могла сделать погоду для производителя автомобилей сегмента масс-маркет. А вот компактные «пыжики», что слишком уж консервативный 104-й, что на тот момент безнадежно устаревший 204-й, в подметки не годились современному, прогрессивному и модному Renault 5, буквально оккупировавшему чарты продаж не только французского, но и всего европейского рынка.

Маленький «Рено» стал настоящим откровением для своего времени. Очень компактная — всего 3,5 метра в длину — «пятерка» обладала удивительно грамотной компоновкой силового агрегата, высвобождавшей место в салоне, отменной аэродинамикой, низкой снаряженной массой и соответственно отменным сочетанием цена/вместимость/динамика.

Собственно говоря, именно удивительно удачный «Рено ле Сэк» высшие менеджеры Peugeot и видели своим главным соперником, если не сказать злейшим врагом. И с этим «злом» надо было как-то бороться. По счастью, о слепом копировании конструкции конкурентов речи не шло. Напротив, в Peugeot решили сделать автомобиль, который во всем хоть немного, но превосходил бы Renault 5. Будущему 205-му, а речь, как понимаете, именно о нем, надлежало решить и еще одну серьезнейшую проблему — привлечь на свою сторону молодых покупателей. Ведь в 70-х клиентура марки представляла собой в лучшем случае людей среднего и старшего возраста, а молодые и активные явно отдавали предпочтение более ярким и смелым с дизайнерской точки зрения моделям Renault.

Словом, картина получалась безрадостная. Новый маленький Peugeot должен был сделать по сути невозможное — не только обойти лучший на тот момент супермини Пятой республики в плане удобства и практичности, но, до кучи, еще и перевернуть имидж марки, сделав его более привлекательным для молодых покупателей. При этом план Б на случай неудачи отсутствовал — тяжкое наследие Chrysler France упрямо тянуло всю компанию в бездну.

Творческий тандем

Итак, задача предельно ясна — нужно сотворить чудо, — но с чего начать? В первую очередь, в Peugeot решили напрочь отказаться от строгого и угловатого дизайна, стремительно выходившего из моды. Много позже, что называется, задним числом, внешность 205-го будут в равной степени приписывать себе как сотрудники центра стиля Peugeot в парижском пригороде ле Гаренн, где трудились такие корифеи жанра, как Жерар Вельтер и Поль Брак, так и штат итальянского дизайн-ателье Pininfarina. Но правда как всегда где-то посередке. К работе над новым автомобилем, получившим внутренний индекс М24, зимой 1977-го приступили оба коллектива. Причем французы и итальянцы не столько соревновались между собой, разрабатывая конкурирующие проекты параллельно, сколько творили в тандеме, дополняя идеи и замыслы друг друга.

Борьба за новаторский стиль оказалось непростой. Первый же прототип получился до боли консервативным и закостенелым по духу — по сути скучный прямоугольный 104-й немного увеличили в размерах. «С такой машиной Renault 5 не то что не одолеешь, но и не побеспокоишь толком!» — решили наверху боссы Peugeot, и проект быстрехонько отправился в корзину.
Зато уже следующая стилистическая концепция «плавных и аэродинамичных линий», изначально предложенная специалистами Pininfarina (вполне естественно, ведь у итальянцев имелся солидный опыт по части эффектных с точки зрения аэродинамики концепт-каров), а затем уже доведенная до ума французами, указывала правильное направление.

По выражению шеф-стилиста Peugeot Жерара Вельтера, «от дизайна отдельных линий мы перешли к дизайну объема». Из облика машины исчезли острые углы, рубленые линии, обособленные элементы. Все эти слишком отвлекавшие взгляд от целостности облика решения-индивидуалисты, уступили место мягкой скульптурности и смысловой законченности в каждом обводе. Слишком замысловато? А вы просто посмотрите на фотографии 104-й и 205-й модели, и слова Вельтера перестанут казаться простым сотрясанием воздуха.

Дольше всего пришлось повозиться с рисунком передних фар и особенно решеткой радиатора. Обычная сетка, знакомая по моделям 104 и 305, выглядела безнадежно старомодной, и в конце концов ее заменили знаменитыми «львиными усами» — тремя парами прямоугольных реек, тянущихся от фирменной эмблемы до самых передних фар. К слову, это решение на десятилетия вперед станет фирменной чертой всех «пыжиков» — «усы» решетки радиатора засветились даже на хэтчбеке Peugeot 307 образца 2001 года!

Не в последнюю очередь в облике 205-го обращает на себя внимание и минималистский дизайн интерьера. Ответственный за разработку салона Поль Брак, в прошлом поработавший и на BMW, и на Mercedes-Benz, назвал его «стилем вертолетного кокпита». Опущенная ниже уровня глаз водителя линия торпедо, приборная панель и органы управления при большой зоне остекления создавали внутри маленького по сути автомобиля длиной не больше 3 м 70 см ощущение простора и воздушности. Как видим, концепция — компактный снаружи, просторный внутри — далеко не нова...

«Вера» и «МакФерсон»

Мы упомянули о том, что приобретение Chrysler France здорово ослабило финансовое здоровье Peugeot, но ведь у медали всегда две стороны. Так что при разработке нового 205-го весьма кстати пришлись наработки Simca в области городских автомобилей. Вот откуда растут ноги компактной и эффективной по характеристикам передней подвески типа МакФерсон и задней полунезависимой торсионной.

Не забудьте и полностью переработанную линейку моторов серии XU и TU (между прочим, модернизированные двигатели последней серии используются на некоторых моделях Peugeot до сих пор!), а также более чем прогрессивную по меркам тех лет компьютеризированную систему проектирования. Технологический проект с романтическим названием Vera, позволил французам при помощи компьютеров просчитать необходимый запас прочности силовых элементов кузова. Это не только помогло снизить массу конструкции, но и оптимизировать процесс сборки, банально сократив количество сварных соединений. Скучно? Возможно, но и это в конечном итоге внесло лепту в гениальность конструкции.

Новый Peugeot 205 официально представили публике 24 февраля 1983 года. И едва ли журналисты, отправлявшиеся на первый тест-драйв модели, организованный французам на земле своей бывшей колонии в Алжире, ожидали от очередного супермини чего-то из ряда вон. Но уже первые же тесты показали — у Peugeot по меньшей мере получилась интересная машина: свежая внешне, просторная внутри и очень азартная в поворотах. Даже гражданские версии со скромненькими бензиновыми моторами объемом от 1 до 1,4 литра не только справлялись с комфортным и в меру быстрым перемещением из точки А в точку Б, но и радовали отточенной переднеприводной управляемостью в поворотах.

Машинку сразу полюбили. В популярном конкурсе «Европейский автомобиль года» 205-й занял второе место, немного уступив только FIAT Uno (последнее неудивительно, учитывая, что итальянские журналисты, входившие в жюри конкурса, всегда голосовали только за своих, игнорируя любые объективные факторы). Но главное — продажи стартовали буквально с места в карьер.

Реальный GTI

Настоящая же истерия по 205-й началась чуть позже, когда примерно год спустя после дебюта гражданской версии на рынок вышел заряженный 205 GTi.

Как мы помним, французы буквально c самого начала пытались привить 205-му гены привлекательности, способные приворожить молодых покупателей. И понятно, что одним свежим дизайном здесь не обойтись. Что же еще требуется? Конечно, спортивная версия! Причем до сих пор Peugeot как раз и не славилась подобными моделями. О чем говорить, если 104 ZS — самая-самая из 104-х — и внешне выглядела пресно, да и в поворотах зажигала, мягко говоря, не ахти...

Peugeot 205 GTI оказался сделан совершенно из другого теста. Трехдверный кузов с удачно проставленными спортивными акцентами — толстый боковой молдинг, овальные элементы на задней стойке крыши, эффектные колесные диски с круглыми сверлениями — приковывали к поджарой и стройной машине всеобщее внимание. Ну а сев за руль, ты и вовсе забывал обо всем на свете. Высокооборотистый 1,6-литровый бензиновый четырехцилиндровый мотор выдавал 105 лошадок, но для легкой скорлупки кузова 205-го этого было вполне достаточно. До сотни машинка разгонялась за 9,6 секунды, ну а что она творила в поворотах — с ума сойти можно! Немного позже появилась и более мощная версия GTi со 130-сильным мотором 1,9 л.

Достаточно сказать, что многие автомобильные журналисты того времени стали в массовом порядке пересаживаться на 205 GTI, используя его как автомобиль на каждый день. Такого сочетания острой и в тоже время послушной управляемости никто от Peugeot не ожидал. Ну а гоночные успехи раллийного 205 Turbo 16 окончательно вознесли машину на Олимп европейской популярности.

Его года — его богатство

Для массового автомобиля нет лучшего мерила успешности, чем статистика продаж. И в этом 205-й может по праву считаться лучшим из лучших. Машина, выпускавшаяся, в отличии, скажем, от VW Golf и Toyota Corolla, лишь в одном поколении, обошедшемся, к слову, без рестайлинга и фейслифта, за свой 15-летний жизненный цикл разошлась тиражом в более чем в 5,5 миллиона экземпляров. Если Peugeot 104 в начале 80-х занимал лишь 1% французского рынка легковых автомобилей, то 205-й стал самой популярной моделью страны, сместив с трона казалось неприкасаемого Renault 5.

Ну а про выигрыш в имидже и говорить нечего. Из унылого, чисто пенсионерского бренда, Peugeot, благодаря гоночным успехам Turbo 16, великолепной управляемости GTi и всеобщему очарованию стандартной 205-й, превратилась в одну из самых динамичных и модных масс-маркет марок Европы.

Правда, сегодня, спустя 30 лет после дебюта 205-й, дела «львиной компании» опять идут не лучшим образом. И теперь в Парижской штаб-квартире Peugeot на улице Великой Армии надеются, что подвиг «священной цифры», как еще при жизни называли 205-ю, сможет повторить ее правнук — новый 208-й. Хочется верить, что у него тоже все получится.

Данила Михайлов


Семерка самых известных и самых необычных Peugeot 205


1. 205 GTI

Извечный спор фанатов хот-хэтчей о том, кто же лучше — Golf GTi Mk.II или 205 GTI, наверное, не имеет однозначного ответа. У каждой из сторон есть свои веские доводы. «Фольксвагеновцы» упирают на большую мощность «Гольфа», однако апологеты Peugeot справедливо считают, что шасси 205-го было настроено искусней. Неудивительно, что из двух версий французского GTi большим уважением у пуристов хот-хэтчей пользуется менее мощная 1,6-литровая 105-сильная. Пусть она уступала более мощному 1,9 л (130 л.с.) по максималке, но за счет лучшей массы филигранней проходила повороты. Жаль только, что феноменальный успех 205 GTI другие «пыжиные» хот-хэтчи с тех пор повторить так и не смогли.
Извечный спор фанатов хот-хэтчей о том, кто же лучше — Golf GTi Mk.II или 205 GTI, наверное, не имеет однозначного ответа. У каждой из сторон есть свои веские доводы. «Фольксвагеновцы» упирают на большую мощность «Гольфа», однако апологеты Peugeot справедливо считают, что шасси 205-го было настроено искусней. Неудивительно, что из двух версий французского GTi большим уважением у пуристов хот-хэтчей пользуется менее мощная 1,6-литровая 105-сильная. Пусть она уступала более мощному 1,9 л (130 л.с.) по максималке, но за счет лучшей массы филигранней проходила повороты. Жаль только, что феноменальный успех 205 GTI другие «пыжиные» хот-хэтчи с тех пор повторить так и не смогли.


2. 205 Turbo 16

Одна из первых гоночных машин, разработка которой велась параллельно с созданием серийной версии. Peugeot 205 Turbo 16 представлял собой гоночную конструкцию до мозга костей — среднемоторная компоновка, мощный турбомотор, система полного привода, которой никогда не было на гражданских 205-х, кузов из углепластика... При этом внешне T16 поразительно напоминал серийную модель. А одинаковые дверные ручки, передние фары, облицовка радиатора и лобовое стекло делали сходство очевидным. Редко когда гоночный монстр так напоминал серийный прототип, как в случае с 205-м. Безусловно, немалая заслуга в популярности модели лежит на плечах 205 Turbo 16, который за два с половиной года участия в первенстве мира по ралли выиграл два чемпионских титула, завоевав славу одного из успешнейших ралли-каров в истории.
Одна из первых гоночных машин, разработка которой велась параллельно с созданием серийной версии. Peugeot 205 Turbo 16 представлял собой гоночную конструкцию до мозга костей — среднемоторная компоновка, мощный турбомотор, система полного привода, которой никогда не было на гражданских 205-х, кузов из углепластика... При этом внешне T16 поразительно напоминал серийную модель. А одинаковые дверные ручки, передние фары, облицовка радиатора и лобовое стекло делали сходство очевидным. Редко когда гоночный монстр так напоминал серийный прототип, как в случае с 205-м. Безусловно, немалая заслуга в популярности модели лежит на плечах 205 Turbo 16, который за два с половиной года участия в первенстве мира по ралли выиграл два чемпионских титула, завоевав славу одного из успешнейших ралли-каров в истории.


3. 405 Turbo 16



4. 205 CTi



5. 205 Fourgonette



6. 205 Kombi


7. 205 Lacoste