Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 февраля 2013 10:01, Статьи

Юбилей Peugeot 205: священная корова

24 февраля состоялся дебют Peugeot 205 — самого главного автомобиля в летописи французской фирмы. «Авто Mail.Ru» вспоминает историю легендарного «пыжика».
21 мая
Peugeot 205
avto super!! prishlos vlojit deneg ponachalu....no​ teper...-raboch​ij kon!!!! konechno dizain UJAS!!! no technicheskie kachestva neplohie. skoro budu menjat....razvi​vatsa..tak skajem....i rastavatsa bu...
3.7
20 сентября
Peugeot 205
Автомобиль замечательный! Есть масса положительных оспектов (складывающиеся​ задние сидья для увеличения обёма багажного отделения, высокая посадка или клиренс, топливный фильтр с системой подогрева, д...
4.7
Другие отзывы о Peugeot 205 Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей


Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 1

На самом краю

Почему все без исключения любят сказку про Золушку? Наверное, потому, что в жизни чудесные метаморфозы из бедной падчерицы в прекрасную принцессу случаются крайне редко. Зато когда случаются, то сразу попадают в историю.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 2

Peugeot 205 появился на свет в тот момент, когда судьба одной из старейших автомобильных компаний планеты висела буквально на волоске. Никто не мог и предположить, что этот маленький автомобиль не просто вытащит Peugeot из финансовой пропасти, но более того — выведет фирму на совершенно новый уровень, превратив «льва» в одного из крупнейших и успешнейших автопроизводителей Европы рубежа веков. А начиналось все и впрямь довольно тускло и печально...

Если в двух словах описать положение Peugeot в конце 70-х годов прошлого века, то этими словами будут упадок и убытки. Причем за обе напасти французы могли корить исключительно самих себя. После достаточно бурного роста 60-х годов, когда Peugeot запомнилась такими яркими моделями, как 204 и 504, руководство компании провернуло пару откровенно неудачных стратегических сделок. Сначала в 1976-м Peugeot приобрело обанкротившийся Citroen, но хуже того — спустя два года президент фирмы Жак Кальвэ подписал договор о покупке компании Chrysler France, куда входили бренды Simca и Rootes. Недаром же по ту сторону Атлантики так жаждали избавиться от разорительного европейского филиала, что назначили за него чисто символическую цену — 1 франк. В Peugeot клюнули на приманку и... попались на крючок.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 3
В середине 60-х Peugeot 204 был самым продаваемым автомобилем Франции, но в 70-х устарел окончательно и бесповоротно

Долги, устаревшая модельная линейка, низкое качество продукции и неэффективное производство Chrysler France как тяжелый камень потянули Peugeot ко дну.

Главный враг

Не добавляло позитива и то, что гамму самого львиного бренда в основном составляли устаревшие или не самые удачные модели. Едва ли не единственное исключение — свежая и весьма ладная 505-я, но и она — машина достаточно большая и сравнительно дорогая — не могла сделать погоду для производителя автомобилей сегмента масс-маркет. А вот компактные «пыжики», что слишком уж консервативный 104-й, что на тот момент безнадежно устаревший 204-й, в подметки не годились современному, прогрессивному и модному Renault 5, буквально оккупировавшему чарты продаж не только французского, но и всего европейского рынка.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 4
Peugeot 104 нельзя назвать провалом, но и большой удачей тоже...

Маленький «Рено» стал настоящим откровением для своего времени. Очень компактная — всего 3,5 метра в длину — «пятерка» обладала удивительно грамотной компоновкой силового агрегата, высвобождавшей место в салоне, отменной аэродинамикой, низкой снаряженной массой и соответственно отменным сочетанием цена/вместимость/динамика.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 5
Renault 5 — главный забойщик французского рынка 70-х годов

Собственно говоря, именно удивительно удачный «Рено ле Сэк» высшие менеджеры Peugeot и видели своим главным соперником, если не сказать злейшим врагом. И с этим «злом» надо было как-то бороться. По счастью, о слепом копировании конструкции конкурентов речи не шло. Напротив, в Peugeot решили сделать автомобиль, который во всем хоть немного, но превосходил бы Renault 5. Будущему 205-му, а речь, как понимаете, именно о нем, надлежало решить и еще одну серьезнейшую проблему — привлечь на свою сторону молодых покупателей. Ведь в 70-х клиентура марки представляла собой в лучшем случае людей среднего и старшего возраста, а молодые и активные явно отдавали предпочтение более ярким и смелым с дизайнерской точки зрения моделям Renault.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 6
Один из создателей 205-й, Жерар Вельтер, не только дизайнер, но и гоночный инженер. Построенный им спортпрототип долгое время удерживал рекорд максимальной скорости на трассе в Ле-Мане 
Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 7
 Поль Брак отвечал за интерьер 205-го

Словом, картина получалась безрадостная. Новый маленький Peugeot должен был сделать по сути невозможное — не только обойти лучший на тот момент супермини Пятой республики в плане удобства и практичности, но, до кучи, еще и перевернуть имидж марки, сделав его более привлекательным для молодых покупателей. При этом план Б на случай неудачи отсутствовал — тяжкое наследие Chrysler France упрямо тянуло всю компанию в бездну.

Творческий тандем

Итак, задача предельно ясна — нужно сотворить чудо, — но с чего начать? В первую очередь, в Peugeot решили напрочь отказаться от строгого и угловатого дизайна, стремительно выходившего из моды. Много позже, что называется, задним числом, внешность 205-го будут в равной степени приписывать себе как сотрудники центра стиля Peugeot в парижском пригороде ле Гаренн, где трудились такие корифеи жанра, как Жерар Вельтер и Поль Брак, так и штат итальянского дизайн-ателье Pininfarina. Но правда как всегда где-то посередке. К работе над новым автомобилем, получившим внутренний индекс М24, зимой 1977-го приступили оба коллектива. Причем французы и итальянцы не столько соревновались между собой, разрабатывая конкурирующие проекты параллельно, сколько творили в тандеме, дополняя идеи и замыслы друг друга.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 8
Макет 1979 года — знакомые черты уже угадываются, но окончательные пропорции еще не утверждены

Борьба за новаторский стиль оказалось непростой. Первый же прототип получился до боли консервативным и закостенелым по духу — по сути скучный прямоугольный 104-й немного увеличили в размерах. «С такой машиной Renault 5 не то что не одолеешь, но и не побеспокоишь толком!» — решили наверху боссы Peugeot, и проект быстрехонько отправился в корзину. 
Зато уже следующая стилистическая концепция «плавных и аэродинамичных линий», изначально предложенная специалистами Pininfarina (вполне естественно, ведь у итальянцев имелся солидный опыт по части эффектных с точки зрения аэродинамики концепт-каров), а затем уже доведенная до ума французами, указывала правильное направление.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 9
Один из первых вариантов «усатой» решетки радиатора
Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 10
 Любопытный кадр. Почти окончательно утвержденный дизайн 205-го, но с традиционной решеткой радиатора

По выражению шеф-стилиста Peugeot Жерара Вельтера, «от дизайна отдельных линий мы перешли к дизайну объема». Из облика машины исчезли острые углы, рубленые линии, обособленные элементы. Все эти слишком отвлекавшие взгляд от целостности облика решения-индивидуалисты, уступили место мягкой скульптурности и смысловой законченности в каждом обводе. Слишком замысловато? А вы просто посмотрите на фотографии 104-й и 205-й модели, и слова Вельтера перестанут казаться простым сотрясанием воздуха.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 11
А вот и готовый продукт. Так выглядел базовый 5-дверный Peugeot...

Дольше всего пришлось повозиться с рисунком передних фар и особенно решеткой радиатора. Обычная сетка, знакомая по моделям 104 и 305, выглядела безнадежно старомодной, и в конце концов ее заменили знаменитыми «львиными усами» — тремя парами прямоугольных реек, тянущихся от фирменной эмблемы до самых передних фар. К слову, это решение на десятилетия вперед станет фирменной чертой всех «пыжиков» — «усы» решетки радиатора засветились даже на хэтчбеке Peugeot 307 образца 2001 года!

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 12
...а вот так более спортивная и накачанная трехдверка GTi

Не в последнюю очередь в облике 205-го обращает на себя внимание и минималистский дизайн интерьера. Ответственный за разработку салона Поль Брак, в прошлом поработавший и на BMW, и на Mercedes-Benz, назвал его «стилем вертолетного кокпита». Опущенная ниже уровня глаз водителя линия торпедо, приборная панель и органы управления при большой зоне остекления создавали внутри маленького по сути автомобиля длиной не больше 3 м 70 см ощущение простора и воздушности. Как видим, концепция — компактный снаружи, просторный внутри — далеко не нова... 

«Вера» и «МакФерсон»

Мы упомянули о том, что приобретение Chrysler France здорово ослабило финансовое здоровье Peugeot, но ведь у медали всегда две стороны. Так что при разработке нового 205-го весьма кстати пришлись наработки Simca в области городских автомобилей. Вот откуда растут ноги компактной и эффективной по характеристикам передней подвески типа МакФерсон и задней полунезависимой торсионной.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 13
Кабриолет не только разрабатывался, но и выпускался на заводе Pininfarina

Не забудьте и полностью переработанную линейку моторов серии XU и TU (между прочим, модернизированные двигатели последней серии используются на некоторых моделях Peugeot до сих пор!), а также более чем прогрессивную по меркам тех лет компьютеризированную систему проектирования. Технологический проект с романтическим названием Vera, позволил французам при помощи компьютеров просчитать необходимый запас прочности силовых элементов кузова. Это не только помогло снизить массу конструкции, но и оптимизировать процесс сборки, банально сократив количество сварных соединений. Скучно? Возможно, но и это в конечном итоге внесло лепту в гениальность конструкции.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 14
Сегодня интерьер 205-го выглядит уж слишком просто, но для начала 80-х это было смело

Новый Peugeot 205 официально представили публике 24 февраля 1983 года. И едва ли журналисты, отправлявшиеся на первый тест-драйв модели, организованный французам на земле своей бывшей колонии в Алжире, ожидали от очередного супермини чего-то из ряда вон. Но уже первые же тесты показали — у Peugeot по меньшей мере получилась интересная машина: свежая внешне, просторная внутри и очень азартная в поворотах. Даже гражданские версии со скромненькими бензиновыми моторами объемом от 1 до 1,4 литра не только справлялись с комфортным и в меру быстрым перемещением из точки А в точку Б, но и радовали отточенной переднеприводной управляемостью в поворотах.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 15
А вот салон версии GTi до сих пор смотрится недурно

Машинку сразу полюбили. В популярном конкурсе «Европейский автомобиль года» 205-й занял второе место, немного уступив только FIAT Uno (последнее неудивительно, учитывая, что итальянские журналисты, входившие в жюри конкурса, всегда голосовали только за своих, игнорируя любые объективные факторы). Но главное — продажи стартовали буквально с места в карьер.

Реальный GTI

Настоящая же истерия по 205-й началась чуть позже, когда примерно год спустя после дебюта гражданской версии на рынок вышел заряженный 205 GTi.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 16
Знаменитая 205 T16 на дебютном для себя ралли 1000 озер 1984 года. Результат? 1-е место с минутным отрывом от второго призера!
Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 17
Кстати, Citroen ZX Rallye Raid многократный победитель «Дакаров», «Пекинов», «Фараонов» и прочих рейдов, сделан по той же формуле. Шасси 205 T16 и кузов, обводами лишь слегка напоминающий серийный ZX...
Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 18
 Peugeot 405 T16 — по сути 205 T16, но с другим кузовом
Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 19
Рентген двигателя гоночного 205 T16 

Как мы помним, французы буквально c самого начала пытались привить 205-му гены привлекательности, способные приворожить молодых покупателей. И понятно, что одним свежим дизайном здесь не обойтись. Что же еще требуется? Конечно, спортивная версия! Причем до сих пор Peugeot как раз и не славилась подобными моделями. О чем говорить, если 104 ZS — самая-самая из 104-х —  и внешне выглядела пресно, да и в поворотах зажигала, мягко говоря, не ахти...

Peugeot 205 GTI оказался сделан совершенно из другого теста. Трехдверный кузов с удачно проставленными спортивными акцентами — толстый боковой молдинг, овальные элементы на задней стойке крыши, эффектные колесные диски с круглыми сверлениями — приковывали к поджарой и стройной машине всеобщее внимание. Ну а сев за руль, ты и вовсе забывал обо всем на свете. Высокооборотистый 1,6-литровый бензиновый четырехцилиндровый мотор выдавал 105 лошадок, но для легкой скорлупки кузова 205-го этого было вполне достаточно. До сотни машинка разгонялась за 9,6 секунды, ну а что она творила в поворотах — с ума сойти можно! Немного позже появилась и более мощная версия GTi со 130-сильным мотором 1,9 л.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 20
Еще одна спортивная версия машинки — 205 Rallye с максимально облегченным кузовом и 1,3-литровым 102-сильным мотором. Кстати, на этой машине начинал гоняться будущий чемпион мира по ралли Ричард Бернс

Достаточно сказать, что многие автомобильные журналисты того времени стали в массовом порядке пересаживаться на 205 GTI, используя его как автомобиль на каждый день. Такого сочетания острой и в тоже время послушной управляемости никто от Peugeot не ожидал. Ну а гоночные успехи раллийного 205 Turbo 16 окончательно вознесли машину на Олимп европейской популярности.

Его года — его богатство

Для массового автомобиля нет лучшего мерила успешности, чем статистика продаж. И в этом 205-й может по праву считаться лучшим из лучших. Машина, выпускавшаяся, в отличии, скажем, от VW Golf и Toyota Corolla, лишь в одном поколении, обошедшемся, к слову, без рестайлинга и фейслифта, за свой 15-летний жизненный цикл разошлась тиражом в более чем в 5,5 миллиона экземпляров. Если Peugeot 104 в начале 80-х занимал лишь 1% французского рынка легковых автомобилей, то 205-й стал самой популярной моделью страны, сместив с трона казалось неприкасаемого Renault 5.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 21
В Европе 205-е на дорогах до сих пор привычное зрелище. И борозды они по-прежнему не портят

Ну а про выигрыш в имидже и говорить нечего. Из унылого, чисто пенсионерского бренда, Peugeot, благодаря гоночным успехам Turbo 16, великолепной управляемости GTi и всеобщему очарованию стандартной 205-й, превратилась в одну из самых динамичных и модных масс-маркет марок Европы.

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 22
Легендарный дед и амбициозный правнук — 205-й и 208-й

Правда, сегодня, спустя 30 лет после дебюта 205-й, дела «львиной компании» опять идут не лучшим образом. И теперь в Парижской штаб-квартире Peugeot на улице Великой Армии надеются, что подвиг «священной цифры», как еще при жизни называли 205-ю, сможет повторить ее правнук — новый 208-й. Хочется верить, что у него тоже все получится.

Данила Михайлов


Семерка самых известных и самых необычных Peugeot 205


1. 205 GTI

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 23
Извечный спор фанатов хот-хэтчей о том, кто же лучше — Golf GTi Mk.II или 205 GTI, наверное, не имеет однозначного ответа. У каждой из сторон есть свои веские доводы. «Фольксвагеновцы» упирают на большую мощность «Гольфа», однако апологеты Peugeot справедливо считают, что шасси 205-го было настроено искусней. Неудивительно, что из двух версий французского GTi большим уважением у пуристов хот-хэтчей пользуется менее мощная 1,6-литровая 105-сильная. Пусть она уступала более мощному 1,9 л (130 л.с.) по максималке, но за счет лучшей массы филигранней проходила повороты. Жаль только, что феноменальный успех 205 GTI другие «пыжиные» хот-хэтчи с тех пор повторить так и не смогли.


2. 205 Turbo 16

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 24
Одна из первых гоночных машин, разработка которой велась параллельно с созданием серийной версии. Peugeot 205 Turbo 16 представлял собой гоночную конструкцию до мозга костей — среднемоторная компоновка, мощный турбомотор, система полного привода, которой никогда не было на гражданских 205-х, кузов из углепластика... При этом внешне T16 поразительно напоминал серийную модель. А одинаковые дверные ручки, передние фары, облицовка радиатора и лобовое стекло делали сходство очевидным. Редко когда гоночный монстр так напоминал серийный прототип, как в случае с 205-м. Безусловно, немалая заслуга в популярности модели лежит на плечах 205 Turbo 16, который за два с половиной года участия в первенстве мира по ралли выиграл два чемпионских титула, завоевав славу одного из успешнейших ралли-каров в истории.


3. 405 Turbo 16

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 25
После того, как в конце 1986-го монстрам группы B запретили участвовать в мировом раллийном первенстве, Peugeot ничего не оставалось, как выпустить свои гоночные машины на трассы ралли-рейдов. Рекламный эффект, конечно, не тот, но не пропадать же добру?! К тому времени у Peugeot подоспела новая серийная новинка — среднеразмерный седан 405, и рекламный отдел компании решил, что раскручивать в гонках нужно именно эту модель. Сказано — сделано. И на шасси 205 Turbo 16 просто надели новое платье — стилизованный под обводы серийного 405-го углепластиковый кузов. На счету Peugeot 405 T16 победа в «Дакаре» и рекордное время в самом популярном хилл-клаймбе США — «Пайкс Пик». Кстати, короткометражный фильм, снятый во время этого заезда, считается одним из лучших в жанре автоспортивного кино. Не верите — сами посмотрите!



4. 205 CTi

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 26
Если об авторстве хэтчбека, как мы уже разобрались, еще можно спорить, то дизайн 205-го кабриолета однозначно является творением мастеров Pininfarina. Самой любопытной же версией кабрика с мягким складным верхом и мощной дугой безопасности является версия CTi получившая моторы от заряженного GTi. Конечно, в силу своей конституции, прежде всего, меньшей жесткости кузова, угнаться за 205 GTi заряженный кабриолет не мог. Тем не менее, этот «пыжик» ввел в Европе моду на так называемые «подогретые» кабрики. До этого ведь открытые версии Golf и Kadett оснащались лишь моторами-чахотками



5. 205 Fourgonette

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 27
Не обошла 205-й и судьба мелкого служащего. Конечно, развозной каблучок 205 Fourgonette не мог похвастать продажами Renault Express, построенного на базе все той же «пятерки». Но дело было не столько в разнице потребительских качеств, сколько в малом внимании, которое Peugeot в то время уделяла рынку легких коммерческих автомобилей. Зато, согласитесь, что по части стиля 205 Fourgonette один из самых изящных представителей своего жанра.



6. 205 Kombi

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 28
Машина, которую мы так и не увидели, но у которой при этом были шансы появится на свет. На туринском автосалоне 1984 года Pininfarina представила концепт-кар Peugeot Verve — по сути, предсерийную версию универсала на базе 205-й модели. Статный, ладный и практичный, сарайчик этот тем не менее не нашел понимания у высших чинов Peugeot и серийным так и не стал. Впрочем, французов можно понять. Расцвет популярности мини-сарайчиков размерного класса B пришелся на вторую половину 90-х. Как часто бывает, Peugeot Verve от Pininfarina просто опередил свое время.


7. 205 Lacoste

Юбилей Peugeot 205: священная корова - Фото 29
В середине 80-х «лимитед эдишн», созданные в сотрудничестве с различными неавтомобильными брендами, были еще в диковинку. Поэтому так любопытно выглядит Peugeot 205 Lacoste, разработанный совместно со всемирной известным модным брендом. Выпущенная тиражом чуть больше 20 тысяч экземпляров, 205 Lacoste отличалась строго белым окрасом кузова с зелеными акцентами на бамперах и накладках задней стойки крыши. Салон же удивлял модными ковриками зеленого (!) цвета, а ступицу рулевого колеса, помимо традиционного льва, украшал и модный «лакостовский» крокодил. Не машина, а мечта стиляги!
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
83
Петр Верхотуров
Посмотрел "крутое видео про Пежо-ралли"..=))..так посредственно едет пилот, рулит рывками, видимо сильно боится со склона улететь, рано входит в поворот, "навароченный" передний спойлер к концу заезда отлетел нафиг, чего он умеет так это гудеть двигателем и делать много пыли, побеспонту!!!!
СсылкаПожаловаться
Omnibus
Напишите теперь по ФИАТ Уно!!! В Европе безумно популярно было, а у нас новых было продано около 50 штук... Одно из них купил я :-))) и доволен был страшно. Хотелось бы послушать, что скажет нынешнее "купечество".
СсылкаПожаловаться
Роман Кислер
Хорошая статья, но надо внести несколько дополнений.1) Управляемость 205 досталась не от Simca, а от английского подразделения Санбим (Sunbeam), ещё в 70-е сотрудничающего с Lotus и имевшего кучу наработок. 2) с 91 года выпускалась 106 модель, а с 96-го её клон под маркой Citroen Saxo. Эти машины почти не уступали 205 в качестве управления и устойчивости на высоких скоростях, а выпускались до 2005 года (Saxo). 3) 205GTI имела в Англии и Франции имидж бандитской машины, именно за ней начали подражать наши тонированные и заниженные "восьмёрки" в 90-е годы. 205 активно использовали ирландские террористы из ИРА для своих терактов, уехать от полиции на этой машине было почти так же просто как на спортбайке. Чтобы отойти от бандитского имиджа, 206 сделали внешне более "женственным". 4)Настройкой шасси 205 руководил гениальный подвесочник Жан Боден, пока он работал на Пежо - эта марка оставалась мировым лидером по управляемости среди переднего привода. После его ухода на пенсию в конце 90-х, часть его команды ушла на Форд, и настроили управляемость Фокуса, стараясь максимально приблизить к эталонному Пежо 306. Правда для этого пришлось спроектировать многорычажку, т.к. независимая торсионная подвеска на качающихся рычагах была запатентована PSA. Потом на базе Фокуса появилась Мазда 3 - она даже внешне похожа на осовремененный 306, только получилась попсово-молодёжной, менее сдержанной и интеллигентной чем прототип.. Один из инженеров позже перебежал с Форда на Фольксваген и сдал все подвесочные секреты, в результате чего появилась Ауди А3, потом Фольксваген Гольф-5 и наконец-то вагены смогли приблизиться по управляемости к Пежо. Не прошло и 20 лет)). Так что надо помнить, что все эти машины - потомки Peugeot 205, и когда современный прыщавый подросток говорит что Пежо-авно, и при этом ездит на Мазде 3 -это по меньшей мере забавно))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru