За что уходит Федоров

Коллекция трубок главного автоинспектора по-прежнему в его кабинете на Мясницкой, что бы ни говорили клеветники. А сам он все-таки уходит. Солдату оказалось не под силу бороться с законодателями.
content image for: 4040
Вчера Законодательное собрание республики Карелия сообщило о том, что выбрало себе нового представителя в Совет федерации. Выбрало пока неофициально, голосование пройдет 25 декабря. Но в его результатах не сомневаются: Владимир Федоров родился в Карелии и прожил там в общей сложности 40 лет. Генерал на предложение Законодательного собрания согласился, в Карелии его уважают и любят, а в его лоббистских способностях не сомневаются. Поэтому с поста руководителя ГАИ России ему придется уйти. Хотя на самом деле все наоборот.

Вероятнее всего, именно чтобы больше не работать в Автоинспекции, Федоров согласился стать сенатором. По конфиденциальной информации, не так давно он написал рапорт на имя министра Грызлова, в котором попросил освободить его от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу. А сам Федоров сегодня возвращается в особняк ГУ ГАИ на Мясницкой после 5-дневного отпуска, который провел как раз в Карелии. «Видимо, появится в главке после обеда, – говорят в отделе пропаганды, – а что журналисты пишут, будто он все свои


личные вещи и даже трубки из кабинета забрал, это ложь, трубки на месте». Автоинспекция – одна из самых стабильных, чтобы не сказать хуже, структур в российском государстве. К тому же организация военная – недаром Федоров так любит называть себя солдатом. Поэтому результаты деятельности ее главы определяются не по тому, насколько вокруг стало лучше, а по тому, растет или падает ее авторитет во властных структурах. И вот с этим-то сейчас дело как раз обстоит неважно. В 90-х годах (Федоров возглавил Автоинспекцию в 1992-м) ГАИ шла на подъем. Государство строило серьезные планы ее перестройки и действительно надеялось, что все станет лучше – инспектора перестанут брать взятки, исчезнут очереди в отделениях, вымогательство на дорогах. И вроде бы начало получаться, даже аварийность пошла на убыль и снижалась до 1998 года.

Первым настоящим успехом было переименование ГАИ в ГИБДД. Это для обычного человека все равно, сам же Федоров вкладывал в новое имя глубокий смысл: «Автомобильная инспекция» занимается только машинками, а «Инспекция безопасности дорожного движения» целым комплексом проблем – тут тебе и движение, и техосмотр, и дорожное строительство, и преподавание ПДД в школах... Потом изменили форму одежды инспекторов. Приняли обширную программу реформирования автоинспекции. ГИБДД приняла активное участие в разработке нового административного кодекса. Собирались даже ввести так любимую генералом Федоровым максимально допустимую норму содержания алкоголя в крови. Кое-что действительно изменилось – запретили уличные техосмотры, проверку документов «просто так». И хотя в целом все шло более или менее по-прежнему, но была надежда. Может, спад начался с переименования ГИБДД обратно в ГАИ. А пожалуй, что и раньше.

В последние два года автоинспекция оказывалась все сильнее зажата разнообразными законами, а лоббистские усилия генерала Федорова перестали приносить результаты. Первой ласточкой стал отказ от введения предельно допустимой нормы содержания алкоголя в крови. Впрочем, тут все как-то обошлось – Федоров попенял «господам депутатам», как он их обычно называет, что не разобрались в ситуации, и об этом забыли. А депутаты и правда не разобрались – посчитали, что людям хотят «разрешить пить», хотя предлагавшаяся норма 0,2 промилле даже ниже той, при которой сейчас врачи признают человека пьяным. Зато потом пошли дела посерьезнее. Во время разработки нового КоАП Федоров пытался «улучшить» не устраивавшие его ведомство положения. Прежде всего он хотел, чтобы в новом законе были подробно описаны эвакуация транспорта, постановка на штрафстоянку и снятие номерных знаков. Не получилось. Хуже того –

словно в насмешку над генералом ввели тавтологическую статью, запрещающую эвакуацию в тех случаях, когда она незаконна. Бессмысленно – но очень хорошо показывает отношение разработчиков закона и вообще депутатов к автоинспекции. Возможность лишения прав лишь при превышении скорости более чем на 60 км тоже стала ударом для Федорова – в первом варианте было 40, отстоять которые главному автоинспектору не удалось. После окончательного чтения КоАП Федоров сделал резкое заявление, что с новым кодексом «будет очень трудно работать». Но никто, кроме журналистов, внимания на это не обратил. Было еще несколько мелких неудач вроде истории с временными разрешениями, когда Верховный суд признал незаконным ограничение срока их действия. Вместо того чтобы деликатно зачеркнуть фразу «действительно в течение 30 дней с момента...» гаишники сдуру перечеркнули и лицевую сторону, и оборотную. А кто виноват?.. Не удались попытки взять на себя функции транспортной и экологической милиции, подчинить себе автошколы. По мнению главного человека в ГАИ, все просто. Школы некачественно готовят водителей, потому что нет за ними глаза. Отберите у Министерства образования, отдайте нам, и дело пойдет на лад. Не отдали. А после принятия КоАП стало совсем плохо. Главная проблема оказалась в отсутствии контроля за уплатой штрафа.

До принятия документа руководство ГАИ как-то не очень об этом задумывалось. «Следить за уплатой теперь не наша задача, это дело мировых судей, это их хлебушек теперь», – говорил Федоров в интервью «Газете.Ru». А оказалось, что сложность не в слежении, а в том, что нарушители вообще перестали бояться, а пугать их гаишникам больше нечем. Количество возбужденных дел о нарушении ПДД сократилось примерно вдвое, а аварийность резко выросла. Селекторное совещание 31 октября этого года, где цифры были объявлены, стало, видимо, самым неприятным для Федорова с момента вступления в должность. Открыто его никто не ругал, но цифры говорили сами за себя, а выдвинутые ГАИ контрпредложения – сократить число стационарных постов и осуществить «конкретные меры по увеличению пропускной способности улиц» – выглядели как-то жалко. В такой ситуации от прежнего Федорова можно было ожидать активных действий – общения с депутатами, обращений в правительство с просьбой скорейшего принятия поправок. Какое-то обращение готовилось, но так это ничем и не кончилось. Федоров, как признался один из разработчиков нового КоАПа, в Думе совсем перестал появляться. СМИ пишут, что дело, возможно, еще и в том, что в МВД затевается грандиозная чистка и перестройка, первыми жертвами которой и стали генерал Федоров и начальник Главного управления по борьбе с оргпреступностью (ГУБОП) Александр Овчинников. Но Федоров уходит по собственному желанию. Нет сомнения, что в новой роли сенатора он будет чувствовать себя в своей тарелке. Как показывает опыт общения «Газеты.Ru» с генералом, у него редкое умение убеждать людей и располагать их к себе – хоть сам он и любит повторять, что всего лишь солдат, который должен просто выполнять приказы. Даже если только что тебя на дороге обидел гаишник, да еще как-нибудь по-хамски, приходишь к генералу, главному гаишнику, начинаешь его слушать – и кажется, что все правильно. Действительно, много у ГАИ проблем, недостаточное финансирование, а виноваты на самом деле мы сами, водители... Для Совета федерации эти федоровские умения очень пригодятся. У Владимира Федорова в главке (так он всегда называет родное ведомство) один первый зам – генерал Владимир Ульянович Тимошин – и три просто заместителя – генералы Кирьянов, Швецов и Якимов. Тимошин чистый зам, никакие отдельные направления в главке не курирующий. Кирьянов и Швецов отвечают, соответственно, за дорожно-патрульную службу и регистрацию вместе с дорнадзором, а Якимов возглавляет НИЦ (Научно-исследовательский центр). В нынешний ситуации предсказать, кого выберет Борис Грызлов, невозможно. Шансы есть у всех заместителей, прежде всего у Тимошина.

Назначение Тимошина обещает ГАИ минимальные перемены. Тимошина никто особенно ярко не характеризует. По словам работников ГУ ГАИ, «генерал как генерал», тех же примерно лет, что и Федоров, и вообще на него похож. Да и приоритеты у него те же – на пару с начальником он не раз с удовольствием снимал «мигалки» и проверял законность установки спецномеров. Разве что курительными трубками не увлекается. Но едва ли автомобилисты это как-то почувствуют. Очевидно, что кто бы ни стал новым начальником, в первую очередь он возьмется за распутывание законодательной неразберихи вокруг ГАИ. Сиюминутной радости это водителям не принесет. Будут приняты дополнения к КоАП, определяющие порядок эвакуации и снятия номерных знаков. Введут (о необходимости этой меры нам говорили в отделе административной практики и дознания ГАИ РФ) схему контроля за уплатой штрафов. В общем, поприжмут водителей. Утешаться можно тем, что и аварийность, сильно выросшая в последние полгода, получит наконец, как говорится, «понижательную тенденцию».