Land Rover Defender: раздвигаем пространство и останавливаем время

За прошедший 2012 год мы протестировали почти 150 автомобилей. Но только один из них заставил сердце нервно биться, судорожно загонять воздух в легкие и приплясывать в ожидании выдачи авто

За прошедший 2012 год мы протестировали почти 150 автомобилей. Какие-то из них запомнились, другие — нет, третьи не оставили после себя ничего, кроме чувства облегчения. Лишь некоторые по-настоящему затронули. Но только один из них заставил сердце нервно биться, судорожно загонять воздух в легкие и приплясывать в ожидании выдачи авто. Эти эмоции легко поддаются объяснению, ведь мы ждали Defender!

content image for: 40192

Давно меня так не «цеплял» автомобиль! Можно часами просто смотреть на него и каждый раз находить что-то новое. Видимо поэтому на улицах до сих пор сворачивают головы при виде «британца». Даже в России Defender — отнюдь не новинка, и дизайну в его нынешнем исполнении «стукнуло» уже свыше двадцати лет. А если быть совсем честным, то большинство конструктивных и стилистических элементов машина сохранила еще со времен Land Rover Series IIA, а это 1969 год... Но факт есть факт: никто не остается равнодушным при виде «Дефа».

content image for: 40192

Требовать комфорта и уюта от салона Defender — это все равно, что просить грации от наковальни. Созданный для преодоления преград и достижения самых укромных уголков Земли, «Деф» встречает аскетичным убранством салона. Хоть «керхером» драй! Ничего лишнего, ничего, что может напомнить хозяину о наступлении ХХI века. Разогнав Land Rover до 80 км/ч, общаться в салоне проще всего по телефону или рации, иначе пассажиры второго ряда никогда не узнают, о чем судачат впереди.

Чтобы вздремнуть на заднем ряду, необходимо совершить целый обряд. Во-первых, облачиться в спальник зимой, иначе обморожение гарантировано. Щели, размером с Брянскую область, и печка, способная обогреть только передний ряд, образуют в ногах пассажиров амфитеатра естественный холодильник. Во-вторых, устроиться нужно обязательно посередине, чтобы вытянуть ноги на громоздкий фанерный ящик, сменивший отжившее себя третье сиденье партера. В-третьих, необходимо закрепить голову любым доступным способом: при резком маневре можно выбить стекло, ну или «впечататься» в стойку крыши.

content image for: 40192

Сложна и капризна судьба пассажиров заднего ряда, поэтому все бегут в багажник. Там хоть можно устроиться с комфортом, ноги вытянуть и по-настоящему отдохнуть, если вы, конечно, морозоустойчивы. Сидящим впереди тоже не стоит расслабляться — кресла имеют весьма скромную амплитуду настроек, а пышущая жаром печь зимой превратит голени в барбекю. Летом «кондей», наоборот, заморозит ноги. Добавляем в этот неповторимый коктейль пассивную безопасность в виде одних только преднатяжителей ремней, зеркала с механизмом настройки руками как на грузовиках, зависимую подвеску с неразрезными мостами, доставляющую в позвоночник всю информацию о дорожных неровностях и эффектный вибромассаж от силового агрегата. И получаем полный комплекс удовольствий. Настройки руля? Нет, не слышал.

content image for: 40192
content image for: 40192

Первые километры за рулем «Дефендера» можно сравнить с прыжком в ледяную прорубь после бани, либо с бутылкой отечественного портвейна, выпитой залпом. Если вы пересели на классический Land Rover даже со старой легковушки, то считайте, что тормоза вполовину потеряли свою эффективность, машина совсем не поворачивает, а заставить этот «трактор» сместиться в сторону можно, только вращая огромную «баранку» с проворством белки. Маневрирование в ограниченном пространстве — особый ритуал: архаичная конструкция передней подвески, рулевого управления и приводных механизмов не позволяет повернуть передние колеса на значительный угол. Ну а по динамике разгона серьезными конкурентами на дороге станут все, начиная от «Нивы» и «ГАЗели», заканчивая трамваем. Land Rover Defender переносит нас в те времена, когда 17 секунд до «сотни» и 142 км/ч «максималки» были приличными показателями. В этой ситуации синхронизаторы в шестиступенчатой коробке воспринимаешь как невиданное благо, но все равно, порой приходится переключаться вниз с перегазовками, дабы избежать «пинков» со стороны трансмиссии.

content image for: 40192
content image for: 40192

Максимальный крутящий момент в 360 Н∙м двигатель развивает при 2000 об/мин, но в реальности ощутимый подхват начинается уже где-то с полутора тысяч. «Крутить» мотор свыше четырех тысяч оборотов (90% момента доступно в диапазоне до 4350 об/мин) нет смысла. Хотите угнаться за потоком? Тогда доводите стрелку тахометра на каждой передаче до 2500-3000 об/мин, а любители езды «на моменте» могут переходить на повышенную ступень при 1800-2000 об/мин, быстро добираясь до пятой-шестой передачи уже при 60-70 км/ч. Вообще, на «Дефендере» легко поддерживать выбранный скоростной режим — педаль газа тугая и длинноходная. Положил на нее ногу, «врубил шестую» и кати себе неспешно. Главное — разогнаться.

content image for: 40192

content image for: 40192
content image for: 40192

Что касается устойчивости, то «Деф» напоминает летящий молот. У него есть какой-то свой вектор, зависящий только от судьбы, ветра и дорожного полотна. И чем последнего меньше, тем шире динамический коридор у машины. Зимой асфальтовая колея с наледью становится коварным испытанием — шофер, крепче держись за «баранку» и «лови» машину, иначе ее начнет кидать из стороны в сторону! Не стоит полагаться и на постоянный полный привод. То же самое зимой с извилистыми трассами — забудьте про резкие маневры и прохождение поворотов, «а ля Subaru». При превышении разумной скорости при входе в поворот «Дефендер», как и любой другой грузовик, долго и упорно не может встать на дугу. С вывернутыми колесами он несется дальше в сторону обочины. Бороться со сносом и любыми другими скольжениями весьма хлопотно — нужна четкая и молниеносная работа рулем, а для стабилизации машины потребуется вся ширина проезжей части. Стоит ли говорить о кренах кузова? Понятно, что они внушительные.

content image for: 40192

Оставив позади реагенты, пробки и бесконечные светофоры, приближаемся к истинному ареалу обитания полноприводных. Подмосковное поле встречает запорошенными следами квадроциклов. Осилит ли двухтонный «Дефендер» на шоссейной резине такую задачку, или без mud-terrain тут делать нечего? Вторая пониженная и на штурм! Пару кругов с оглядкой и, сам того не замечая, начинаешь наглеть. «Пухляк» уже не кажется непреодолимой преградой, особенно с таким просветом и крутящим моментом на колесах. Сразу подчеркнем: мы не стравливали воздух в шинах. Что удивительно, сел Defender не сразу, словно давая возможность одуматься и скорректировать свое безалаберное поведение. «Замыленный» протектор и сугробы под днищем постепенно, но уверенно сводят на нет движение вперед. Можно было бы испытать судьбу и выбраться из ловушки, раскачивая машину, и таким образом накатывать колею миллиметр за миллиметром, но зимнее солнце предательски быстро покидало небосклон. Настало время лопат. 15-минутная аэробика на свежем воздухе возымела действие, и с нашей помощью «Деф» расчистил себе стартовую площадку для спасительного броска. В такой ситуации главное — плавно тронуться, а дальше уже дело техники. Хорошо, когда эта самая техника схватывает пожелания на лету!

content image for: 40192

Так за что же Его любить? Как можно купить за 1 733 600 рублей автомобиль, начисто лишенный потребительского арсенала? Все объясняется его харизмой и его имиджем, его откровенностью и обезоруживающей честностью. Порода! Он одинаково хорош и в обществе ценителей оперы, и в африканском вельде, а за рулем каждый чувствует себя немного революционером. Уверен, Эрнесто Че Геваре очень понравился бы Defender. Утерянное чувство романтики, точный рецепт приключения, непередаваемое чувство свободы — вот лучшие эпитеты для определения Land Rover Defender. Ну а мелочи, вроде отсутствия задних электростеклоподъемников и не слишком удобных сидений, можно понять и простить. Есть в нем что-то намного более важное. Характер и душа! К машине привыкаешь за два дня. Получишь определенные навыки управления, научишься рулить с опережением, обгонять с оглядкой на ветер и маневрировать в потоке, и «Деф» становится покорнее. На третий день он начинает нравиться, на четвертый — захватывает дух. Перестаешь придавать значение посторонним звукам. Осознание необходимости в таком авто приходит внезапно и остается навсегда. Такое же неотъемлемое, как потребность в воздухе или в свободе.

content image for: 40192

P.S.: Чтобы избавиться от колдовства Defender, мы предложили протестировать его девушке. Уж она должна что-то противопоставить его чарам! Итог нас разочаровал. Скажем больше, харизма этого квадратного гиганта с посадкой грузовика и комфортом лифта в «девятиэтажке» сыграла злую шутку даже с прожженной поклонницей американского автопрома! Приведем лишь несколько «эпитетов», коих мы вдоволь наслушались за неделю эксплуатации:

«Мне доводилось ездить на разных машинах, а перед „Дефом“ моим спутником был 4,7-литровый бензиновый Jeep Grand Cherokee WJ. Defender вызывает очень яркие эмоции — что-то похожее я испытывала лишь при управлении Fiat Ducato: для разворота требуется футбольное поле или лесная опушка, а маневры во дворе схожи с действиями слона в посудной лавке».

content image for: 40192

«Садясь в автомобиль, словно проваливаешься в бездонную кроличью нору Алисы. Машина подчиняет, приковывает все внимание только к себе! Прихорашиваться в пробке? Ну-ну, постоянные махинации с механической коробкой и потуги защитить окружающую „мелочь“ от своего железного бампера, отнимут последние законные минутки перед рабочим днем! Зато реакция окружающих просто поразительная: девушка за рулем утилитарного авто, выпускающегося со времен царей, вызывает больше эмоций, чем проезд путинского кортежа. Стоит появиться на дороге, как соседи по потоку уже занимаются странной гимнастикой шеи! А уж с владельцами других „Дефендеров“ я разве что не выхожу здороваться — очень добродушные лица, улыбки и неизменная радость от встречи собрата».

«Тише едешь — дальше будешь», — стопроцентное описание «квадратного»! Езжу на нем медленно, редко когда быстрее «сотни», но до работы доезжаю за то же время, что и на более быстроходных машинах. Зато на педаль тормоза за всю дорогу жму всего раз пять, и то, чтобы «низколетящие» осознавали, что я скорость сбрасываю. Defender заставил заново учиться ездить, тормозить двигателем, плавнее переключать передачи и следить за оборотами: одно резкое движение — и в салоне такой лязг стоит, как будто он «Оку» пережевывает! Движение в центре города займет много времени, особенно если путь на место службы состоит из лабиринта узких улочек. Хорошо хоть заботливые дворники приготовили достойный сугроб — парковочное место искать не надо. Подземные гаражи, скажете? В них еще надо заехать — мы по высоте еле проходим!».

content image for: 40192

«У британцев явно свой взгляд на мягкий климат. Печка в Defender работает в двух положениях: „дыхание пустыни“ и „полярный круг“. Машина так быстро остывает в пробке, что, притормозив на светофоре, думаешь, как бы не покрыться корочкой льда. Из-под дверей дует. Проезжаю два строительных рынка, и каждый раз борюсь с желанием купить монтажной пены и залить все дырки. С другой стороны, Land Rover же не подводные лодки делает. О тактичности подогрева сидений скажу кратко: газовая конфорка и та дипломатичнее! Зато обзорность шикарная, но только первые 15 минут после мойки. Стекла, начиная от лобового и заканчивая амбразурами в потолке, залепляет мгновенно. А эти милые крошечные „дворники“ сгодились бы для фар Volvo! Салонным зеркалом заднего вида я практически не пользуюсь: в торце автомобиля целых три стекла, но два из них постоянно грязные, а большая часть третьего „окна“ прикрыта запаской. Зато любители „поморгать в спину“ не донимают — их попросту не видно».

Словом, Defender занимательная штука — как ни крути.

Автор: Евгений Васин
Фото: Евгений Васин, Петр Баканов

Петр Баканов