Что такое Дубай? Нефтяные деньги, шейхи, позолоченные Bugatti, небоскрёбы и самые роскошные отели. Настоящая арабская сказка! Но есть ещё в этом эмирате непокорённые вершины — к примеру, суточный марафон «24 часа Дубая», которому до легендарного «Ле-Мана» расти, как «хрущёвке» до башни Бурдж Халифа. В 2013-м гонка отпраздновала лишь своё восьмилетие, но мы отправлялись туда с нескрываемым энтузиазмом. Зачем? Поболеть за первого российского победителя GT Academy, Марка Шульжицкого, который в экипаже с другими «академиками» и опытным Романом Русиновым должен был вкусить все прелести суточного марафона.
Напомним, GT Academy учреждена компаниями Nissan и Sony — победители отборочных соревнований в автосимуляторе Gran Turismo 5, получали шанс оказаться за рулём настоящей гоночной машины. И GT Academy уже доказала свою состоятельность — первый выпускник «Академии», испанец Лукас Ордонес, в 2011 году финишировал в «24 часах Ле-Мана» на втором месте в категории LMP2. А в 2012-м GT Academy пришла и в Россию — выиграл её 23-летний Марк Шульжицкий из Владивостока, став лучшим из 32 тысяч участников.
Конечно, новичком в автоспорте Марка назвать было сложно — за его плечами выступления в соревнованиях по картингу в родном Приморье, не брезговал он и любительскими трек-днями. Как рассказал нам Марк, он принимал участие в «покатушках» на своём стареньком родстере Mazda MX-5. Но для серьёзных гонок ему не хватало средств — стандартная ситуация для нашей страны. А на участие в GT Academy Марка натолкнул его друг. Шульжицкий и раньше знал об этой программе, но признался, что не верил в такую возможность.
Путь к победе был тернистым — Марк попал в российский финал отнюдь не с лидирующих позиций, но раскрылся уже в Сильверстоуне, где проходило окончательное выяснение отношений под надзором британских инструкторов и Романа Русинова, пилота команды G-Drive Signatech Nissan в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC). По словам Марка, ему было сложно сразу быстро поехать на гоночном «Ниссане» категории GT4, но день за днём он наращивал темп и в итоге... выиграл GT Academy! А после трёх месяцев интенсивной подготовки и участия в региональных гонках в Туманном Альбионе он оказался в Эмиратах в одном экипаже с Русиновым, Ордонесом и ещё одним выпускником 2012 года — бельгийцем Вольфгангом Райпом. Это ли не успех?
Но дубайский марафон должен был стать первой в карьере Марка суточной гонкой, поэтому прессинг был колоссальным — по его итогам решалась судьба его дальнейшего участия в программе GT Academy. И гонка эта может показаться лёгкой только на первый взгляд — несмотря на скромный статус, техника и состав пилотов, прямо скажем, удивляли. Как вам Mercedes-Benz SLS AMG GT3 с Берндом Шнайдером, шестикратным чемпионом DTM, и Еруном Блекемоленом, двукратным триумфатором Суперкубка Porsche?
В числе фаворитов была и Ferrari 458 Italia GT3 под управлением Мики Сало — да-да, того самого финна, который в 1999 году заменял самого Михаэля Шумахера в Формуле-1, пока немец восстанавливался после травм. На победу рассчитывал и экипаж BMW Z4 GT3 в составе с Йоргом Мюллером (победителем серии ALMS и вице-чемпионом WTCC) и опытной Клаудией Хюртген. А экипаж второго «академического» Nissan 370Z GT4 команды RJN Motorsport был усилен «королевой Нюрбургринга» — известной Сабиной Шмитц!
Наши парни не стушевались — по итогам квалификации чёрно-красный Nissan под номером «127» завоевал «поул-позишн» в своём классе (SP3)! На второй строчке оказались их напарники по команде. Но до чего ж колоритной выдалась стартовая решётка! Выяснилось, что пресс-аккредитация не даёт ровным счётом ничего — простая формальность. По прямой меж разукрашенных машин гуляли все, кому не лень — представители команд и СМИ, болельщики и просто любопытные туристы с детьми. Забегая вперёд, свободно перемещались мы и в ходе гонки. Разве можно представить такое в Ле-Мане, где без огнеупорного комбинезона и близко к пит-лейн не подпустят. А как вам пелотон, растянувшийся чуть на несколько сотен метров? Шутка ли, на старт вышло 80 экипажей!
Неудивительно, что к моменту старта после двух прогревочных кругов вся эта пёстрая компания занимала уже добрую половину трассы, а первые обгоны отстающих начались спустя несколько минут. Ордонес ушёл в бой не слишком успешно, потеряв ряд позиций, но вскоре смог отыграться и выйти на второе место в классе, вслед за напарниками из RJN Motorsport. Тут-то и стало ясно, что ключом к успеху станет внимательность и стабильность — за круг нужно опередить несколько экипажей из медленных классов и не забывать пропускать лидеров! А сделать это не так и легко, как может показаться — ветер нагоняет кучу песка, поэтому, оказавшись вне траектории, можно запросто лишиться сцепления с асфальтом и вылететь с трассы.
К тому же, для всех категорий, кроме GT Pro, есть правило, ограничивающее минимальное время круга — для SP3 это 2 минуты и 12 секунд. Проехал быстрее? Лови предупреждение. На третий раз будет штраф — проезд по пит-лейн. Опытный Ордонес без труда справился с этой задачей, неплохо прошла смена и Вольфганга Райпа, и мы спустились в боксы RJN Motorsport к тому моменту, когда за руль Nissan 370Z GT4 должен был впервые сесть Марк. Все замерли — механики на пит-лейн с колёсами наготове, Шульжицкий в полной экипировке и мы у командного мостика команды. Купе заруливает к гаражу и вот он — исторический момент! Марк садится за руль, а из-под капота начинает... валить пар и машину закатывают внутрь!
Что случилось, неужели Вольфганг «убрался» на круге возвращения в боксы? На Марке лица не было — он вылез из кокпита, снял шлём и с абсолютно растерянным видом схватил тряпку и принялся натирать лобовое стекло, словно надеясь, что сейчас он вновь сядет за руль. Но стало ясно — дело пахнет серьёзным ремонтом. Райп был не виноват — вмешался случай. Бельгиец обгонял кругового буквально за поворот до въезда на пит-лейн, а в этот момент у экипажа на BMW, который был чуть впереди, отвалилось колесо. И попало оно аккурат в передний бампер «Ниссана»! Невероятное совпадение!
Ремонт с заменой радиатора занял почти час, за который рухнули все надежды не то что на победу, а на любые высокие места. Какая досада! Повезло лишь в том, что почти всё это время на трассе действовал «код 60» из-за аварий — при его активации никто не имеет права на обгоны, скорость лимитируется 60 км/ч. Задумка в том, чтобы пелотон сохранял разрывы, так как при таком числе разномастных автомобилей на столь короткой трассе неизбежен хаос во время рестарта гонки. Идея, в принципе, неплохая, но по факту мы не раз становились свидетелями, как мимо зазевавшихся пилотов из числа аутсайдеров на полном ходу проносились лидеры, раньше среагировавшие на возобновление заезда.
Но механики RJN Motorsport не остались без работы — стоило им выпустить на трассу Шульжицкого с отставанием от лидера класса уже в 12 (!) кругов, как пришлось ремонтировать второй Nissan 370Z GT4. Сабина Шмитц угодила в аварию и едва добралась до боксов. В любой спринтерской гонке это означало бы сход, но до финиша оставалось ещё 16 часов. И лишь невероятными усилиями удалось привести японское купе «в чувство» — ему натурально «вытягивали» кузов, подвесив машину к потолку гаража! Казалось, Nissan под номером «147» обратно уже не вернётся, но специалисты RJN Motorsport сотворили маленькое чудо, управившись за пару часов.
Усилия RJN Motorsport не остались в стороне — по итогам голосования слушателями Radio Le Mans, которое вело прямую трансляцию гонки, их наградили призом «Дух Ле-Мана» за волю к победе. Не опустили руки и пилоты — Марк и Роман мчались по трассе в невероятном темпе, отыгрывая по 4-5 секунд с круга (а иногда и больше), и к середине гонки поднялись уже на четвёртое место в классе. Правда, пришлось поволноваться — один из пилотов Ginetta G50 едва не вынес Романа Русинова в повороте. Лишь чудом Рома успел отвернуть от пролетающего мимо оранжевого купе! Какие тут надежды на подиум — доехать бы. Но аппетит приходит во время еды. Четвёртое место утром за шесть часов до финиша превратилось в «бронзу» после того, как BMW M3, идущая впереди, свернула в боксы на ремонт. И почти всё это время я сидел, уткнувшись в экран системы хронометража, и следил за временами кругов. Отставание от второго места таяло на глазах...
В том, что Русинов и Ордонес справятся с прессингом, едва ли кто-то сомневался. Но как после такой нервной ночи проявят себя Шульжицкий и Райп, которым нужно было пилотировать на грани? Справились! Марк поддерживал отличный и, главное, очень стабильный темп, за что его наградили дополнительной финишной сменой — всё-таки, гонка «24 часа Дубая» были призом за победу в GT Academy. И выезжал он с пит-лейн уже на втором месте! Ребята дожали-таки ещё одну BMW M3 и сократили отставание от лидера до четырёх кругов. Эх, а ведь случись даже небольшая проблема у «Лотуса», и быть им на верхней ступени пьедестала почёта.
Но даже это «серебро» заслуживает восхищения — кто бы мог подумать, что после часа, потерянного в боксах, экипаж под номером «127» закончит марафон на второй позиции? Тем приятнее, что этого очередного успеха достигли именно Русинов, Шульжицкий, Ордонес и Райп — в прошлом году выпускники GT Academy довольствовались «бронзой». Молодцы! А что до борьбы в абсолютном зачёте, то она сошла на нет ближе к финишу. После схода Porsche 911 997 GT3 R из-за пожара и технических проблем у BMW Z4 GT3 в лидеры окончательно вышел Mercedes SLS AMG GT3 под управлением Бернда Шнайдера, Йеруна Блекемолена и Шона Эдвардса и местного пилота Халида Аль-Кубаиси. С арабом-то и связаны все курьёзы.
Началось всё с того, что ещё на тестах Халид так сильно приложил Mercedes, что под вопросом оказалась дальнейшее участие — восстановлению машина не подлежала. Но Аль-Кубаиси не растерялся, пошёл гулять по боксам и выкупил у другой команды аналогичный SLS AMG GT3! Механики Black Falcon смогли придать ему чемпионские кондиции — квалификацию Mercedes с «единичкой» на борту уверенно выиграл. Но Халида отправили в экипаж под номером «2», где в числе прочих числился и россиянин Сергей Афанасьев. Второй SLS AMG GT3, к слову, уверенно держался в тройке в дебюте гонки, но потом откатился вниз после ремонта в боксах. И лишь ближе к финишу Афанасьев сотоварищи вновь прорвались на четвёртую позицию. Но разве место вне подиума могло устроить Аль-Кубаиси?
На его счастье, коллеги по цеху уверенно лидировали с отрывом 4 круга, так что на финальный отрезок арабу вновь дали «порулить» чемпионским SLS AMG GT3. Местный герой не только проигрывал догоняющему Мике Сало по 5-7 секунд, но и незадолго до финиша заехал в боксы... попить воды (у него сломалась «поилка»)! В итоге за час Халид растерял половину преимущества, но всё же первым получил отмашку клетчатым флагом. А разве могло быть иначе? На церемонии награждения нас ждало целое представление. Аль-Кубаиси, закутанный в национальный флаг, охотно позировал перед фотокамерами и принимал поздравления под напевы танцующих арабов с хлыстами для верблюдов в руках. Разумеется, не обошлось и без «кораблей пустыни» — тройка финишёров вернулась к подиуму, восседая на горбатых спинах этих парнокопытных. Кстати, в прошлом году Халид Аль-Кубаиси тоже праздновал победу. А на будущее ему, наверное, стоило предложить записаться сразу во всех классы — чтобы уж наверняка...
Но наше отличное настроение было связано не только с яркими событиями на трассе и спектаклем возле пьедестала почёта. Успешное выступление Марка Шульжицкого весьма впечатлило Даррена Кокса, директора спортивного отделения Nissan. И хотя программа на предстоящий сезон будет объявлена только осенью, Марк успел оговориться, что Даррен попросил его поспешить с оформлением британской визы. Это хороший знак! А сейчас уже известно, что Академия Gran Turismo продолжит работу в России. Кто же станет следующим счастливчиком?
В скобках указана позиция в классе. В таблице — результаты гонки в четырёх из десяти классов
Вадим Гагарин
Фото автора, компании Nissan и организаторов