Итоги: поставлен абсолютный рекорд

Аналитики подвели итоги 2012 года — он стал самым успешным для автопроизводителей за всю историю нашей страны

Аналитики подвели итоги 2012 года — он стал самым успешным для автопроизводителей за всю историю нашей страны. Продавцам удалось реализовать в России почти 3 млн новых машин, и этот рекорд, скорее всего, не будет побит еще несколько лет, ведь перспективы на 2013 год далеко не такие радужные.

То, что 2012 год будет прибыльным для автопроизводителей, стало ясно еще в самом его начале. Высокий спрос на автомобили закрепился с 2011 года благодаря относительной пост-кризисной стабилизации экономики и рынка труда. Люди, в принципе готовые приобрести новый автомобиль, решили не откладывать покупку. Тем более, что к их услугам были и остаются банки, наконец вернувшиеся к массовому кредитованию и докризисным процентным ставкам.

content image for: 39974

В начале 2012 года производители, воодушевленные неплохими результатами за предыдущий период, массово стали завозить к нам новинки. Одна из основных тенденций прошлой весны — свежие модели представляли у нас почти сразу после мировых или европейских дебютов. Правда, этот тренд долго не продержался — уже к концу лета срок появления новинок на нашем рынке опять вырос.

Выбор среди новых моделей стал значительно больше, чем раньше, — это, безусловно, на руку потребителю. Кроме того, в наличии у дилеров, наконец, стали появляться автомобили в заводских базовых комплектациях, без навязанных ковриков/брызговиков/тонировки. Да, по-прежнему их немного, но специалисты отмечают, что ситуация все-таки уже меняется.

content image for: 39974

В 2012 году Россию многие мировые автопроизводители стали называть ключевым развивающимся автомобильным рынком. Главную ставку на нас сделал альянс Renault-Nissan, который и завершил сделку по приобретению АвтоВАЗа, и решил презентовать возрожденную марку Datsun именно в России, и подготовил новые бюджетные модели специально для нашего рынка. Глава альянса Карлос Гон считается лучшим топ-менеджером в мировом автобизнесе, и вряд ли мог ошибиться, принимая все эти решения, но французам стоило ускорить реализацию этих амбициозных планов, потому что 2013 год уже не будет столь успешным для продавцов машин.

content image for: 39974

Уже летом 2012 года темпы роста продаж автомобилей в России стали снижаться. Осенью аналитики пересмотрели свои позитивные прогнозы и стали гадать — будет ли побит рекорд 2008 года, самого успешного до сих пор? Ассоциация Европейского Бизнеса, которая мониторит продажи машин в России, на прошлой неделе подвела итоги года — в нашей стране своих хозяев нашли 2 935 110 легковых и легких коммерческих автомобилей. Вот так выглядит эта статистика

Продажи новых автомобилей в России по маркам

В целом в 2012 году продажи падали лишь у немногих марок, прежде всего, у производителей из России и Украины, что вполне предсказуемо. Из иностранных брендов, которые прилагали усилия для стимулирования спроса на свою продукцию, неудача постигла только два: Suzuki и Cadillac. У Suzuki, впрочем, есть все шансы исправить ситуацию в 2013 году с появлением Grand Vitara нового поколения, а Cadillac может делать ставку на свой самый компактный седан ATS.

content image for: 39974

О тенденциях 2013 года аналитики сейчас судят по декабрьскому спросу. По сравнению с 2011 годом, в декабре свои позиции потеряли уже многие производители, причем в их числе даже Hyundai, который до сих пор мог похвастаться стабильным ростом. Падает спрос и на Nissan, Mazda, Volvo, Citroen и Peugeot, но у всех этих фирм есть возможность подогреть интерес к себе с появлением новых моделей. Французам помогут бюджетные седаны Peugeot 301 и Citroen C-Elysee, Mazda должна рассчитывать на новую «шестерку», а Volvo — на кроссовер V40.

content image for: 39974

Лидеры рынка в 2012 году остались прежними — АвтоВАЗ догнать пока никто не может, несмотря на то, что спрос на автомобили Lada упал. К Chevrolet, занимающему второе место, вплотную подбирается Renault, и не исключено, что в 2013 году французам даже удастся догнать американцев. По крайней мере, судя по продажам в декабре, Renault все еще может найти новых клиентов, тогда как Chevrolet не очень помогают даже огромные скидки.

content image for: 39974

Важная тенденция 2012 года — рост спроса на китайские автомобили. В центральных регионах их пока еще нечасто замечаешь на дороге, а вот на юге и на Урале машин марок Lifan и Chery становится все больше. Кстати, именно на регионы и полагаются продавцы китайских моделей — дилерская сеть того же Lifan уже сопоставима с Toyota. Правда, в числе автомобилей-лидеров, рейтинг которых тоже составляет АЕБ, ни одна китайская модель все еще не замечена. Вот этот перечень:

Продажи новых автомобилей в России по моделям

Костяк бестселлеров российского рынка остался примерно тем же. Обновленные модели со знакомыми именами демонстрируют рост продаж, а среди лидеров по падению — устаревшие модели АвтоВАЗа, Daewoo Matiz, который уже не выдерживает конкуренции с более новыми китайскими моделями, и снятый с производства Chevrolet Lacetti.

content image for: 39974

Все специалисты сходятся во мнении, что наш рынок автомобилей уже насыщен. Люди, имеющие возможность купить машину, уже это сделали. Они будут продолжать менять свой транспорт, но новых покупателей много у нас не наберется. И даже кредиты тут не помогут — банки сейчас выдают столько же займов, сколько и в 2008 году, самом успешном до сих пор. Это верхний предел для наших потребителей — сейчас в среднем около 40% машин приобретаются в кредит, и такой же показатель сохранится в 2013 году.

По оценкам разных аналитических агентств, объем продаж автомобилей в 2013 году или сохранится на нынешнем уровне, или упадет на 5-10%. Многие сейчас склонны рассуждать о том, что падение спроса приведет к снижению цен на машины, но на деле это вряд ли произойдет.

content image for: 39974

В ушедшем году средняя стоимость автомобиля на российском рынке, по данным аналитического агентства «Автостат», выросла на 5,5%. Средняя машина, проданная в нашей стране в 2012 году, стоила 27 000 долларов США. Прибавка в цене по сравнению с 2011 годом объясняется не только собственно подорожанием автомобилей, но и повышением спроса на машины бизнес- и премиум-класса. Люди приобретают больше дорогих моделей, чем раньше, поэтому средняя цена растет.

Аналогичного роста цен — а вовсе не снижения! — нам стоит ждать и в 2013 году. Впрочем, такую прибавку в цене называют «технической», она по факту даже не превышает инфляцию. В целом ожидается, что 2013 год будет относительно стабильным. Того, что до нас докатятся отголоски европейского кризиса, мало кто опасается всерьез. Свою роль играют размеры нашей страны — даже если Москва и Санкт-Петербург столкнутся с какими-то проблемами, то развитие Сибири и Дальнего Востока идет своим чередом, и там спрос на автомобили компенсирует даже возможные «застои» в центральных регионах.

Екатерина Квашенкина