Московские дороги: где пройдут новые трассы

Московские пробки уже давно стали притчей во языцех. Порой кажется, что заторы растут до бесконечности, а дорожная сеть не увеличивается. И все же рядовой московский водитель постоянно сталкивается с реконструкцией и переделками

Московские пробки уже давно стали притчей во языцех. Порой кажется, что заторы растут до бесконечности, а дорожная сеть не увеличивается. И все же рядовой московский водитель постоянно сталкивается с реконструкцией и переделками.

content image for: 39903

Начавшийся год обещает быть богатым на события: реконструкция МКАД, ввод в строй пяти вылетных магистралей, строительство Северо-Западной хорды и запуск долгожданного Алабяно-Балтийского тоннеля — вот далеко не полный список событий, которые ждут москвичей в 2013 году. Все ли из них необходимы, и с какими трудностями может столкнуться город? Этой теме был посвящен экспертный круглый стол, прошедший в столице.

Обсуждение началось с неутешительных фактов. Как рассказал ведущий специалист отдела развития компании «Геолайф» Михаил Каштанов, пропускная способность уличной дорожной сети в Москве близка к исчерпанию. Сейчас средняя скорость движения снизилась по сравнению с четвертым кварталом 2011 года на 12-20%. Кроме того, в городе сложилась ситуация, когда плотность потока по всем частям города уже одинакова. Прогноз на ближайшее будущее также не выглядит радужно: количество автомобилей будет расти, и это при том, что по уровню автомобилизации Москва уже достигла европейских показателей.

content image for: 39903

Власти это понимают и модернизируют улично-дорожную сеть. В частности, недавно была сдана развязка МКАД и Ленинградского шоссе, а годом ранее — развязка МКАД и Новорижского шоссе. На ближайший год запланирована комплексная реконструкция съездов на всем кольце, что должно предотвратить запирание развязок и, как следствие, прилегающих ко МКАД автотрасс. В 2013 году будут реконструированы Ярославское шоссе в cеверной части, Ленинградское шоссе от Сокол до МКАД, Рублевское шоссе от МКАД до Варшавского шоссе, а также сами Варшавское и Каширское шоссе.

По мнению экспертов, такое направление развития выбрано правильно. На указанных участках дорог должны появиться новые развязки, боковые проезды и парковочные карманы, левые повороты, тормозящие поток, исчезнут, а пассажиров общественного транспорта порадуют выделенные полосы. Впрочем, специалисты признают, что транспортный эффект от таких мер будет очень разный. «Часть из них решит проблемы направлений сейчас, а часть послужат заделами на будущее», — пояснил начальник аналитического отдела экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков.

content image for: 39903

Однако хватает и проблем. К примеру, по словам Мухортикова, помимо указанных мер необходимо повышать связанность ближайших районов. Речь идет о строительстве небольших развязок и соединении улиц, географически находящихся недалеко друг от друга. Такие меры также запланированы властями Москвы на 2013 год, особенно в Южном округе столицы. Вот только эксперт отмечает, что главная проблема здесь — это скорость принятия подобных решений, даже когда речь идет о соседних улицах и польза от их соединения очевидна всем.

Признают специалисты и необходимость строительства перехватывающих парковок возле станций метро и ограничение на въезд в центр. Однако большая проблема заключается в том, что в настоящий момент отсутствуют площадки, на которых бы подобные проекты обсуждались. Фактически, жителей ставят перед фактом, что возле их дома пройдет трасса, а недостатки проекта выявляются уже в процессе его реализации. С этим согласился и редактор информационного агентства «Моссовет» Юрий Загребной. «Решения нельзя принимать без жителей и их знаний специфики района», — считает он. К примеру, Алабяно-Балтийский тоннель известен всем: сроки открытия объекта переносили не один раз как раз из-за подобных ошибок в проектировании. В итоге выяснилось, что просто построить тоннель мало — необходимо срочно реконструировать Большую Академическую улицу, чем сейчас и занимаются.

content image for: 39903

Кроме того, есть и еще один момент. Расширение трасс имеет ограниченный эффект. В какой-то момент слишком широкие магистрали начинают не ускорять поток, а наоборот мешать быстрому передвижению. С этим также согласился Андрей Мухортиков, отметивший, что главное, на чем необходимо концентрироваться при реконструкции трасс, — разграничение потоков и грамотная организация движения. А ведь есть еще пешеходы! Часто говорится, что приоритет должен отдаваться именно общественному транспорту, но какой смысл им пользоваться если до ближайшей остановки или станции нужно идти пешком вдоль многополосного шоссе, еще и преодолевая подземные и надземные переходы, которых на реконструируемых магистралях будет в избытке?

В общем, работа столичным властям выпадает в любом случае непростая. Оценивать её положительно пока что слишком рано. Но радует, что у города вновь появляется стратегия развития дорожной сети, а руководство начинает прислушиваться к экспертам.

Тимофей Исаев

Тимофей Исаев