Автомобильный год в Украине: итоги и планы на будущее

2012 год для автосферы страны оказался насыщенным, печальным для автопрома и веселым для автомобилистов

2012 год для автосферы страны оказался насыщенным. Украинцы наблюдали, как отечественный автопром пытался создавать новые автомобили, Россия облагала эти новинки дополнительным сбором, ГАИ готовила водителям новые сюрпризы, власть пыталась приручить доходы от продажи подержанных машин, а автомобилисты получили дополнительные выплаты по ОСАГО и возможность регистрировать транспортные средства по всей Украине.

Новая Верховная Авторада

Украинский автопром мог умереть уже давно, если бы бизнес и власть в Украине работали отдельно друг от друга. После осенних выборов в Верховную Раду у отрасли снова появились шансы остаться в живых. Как по партийным спискам, так и по мажоритарным округам депутатами стали люди, тесно связанные с автопроизводством в Украине. От Партии регионов депутатом стал Тариэл Васадзе, почетный президент корпорации УкрАвто, владеющей АвтоЗАЗом. Отметим, что господин Васадзе всегда выступал за то, чтобы государство прижимало импорт и предоставляло льготы отечественному производителю.

content image for: 39739

Также в Раде будет присутствовать экс-министр экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко, не менее опытный депутат. Избиратели мажоритарного округа No12 в Винницкой области доверили ему представлять их интересы в Раде. Его имя тесно связанно с корпорацией «Богдан», производителем легковушек, малых автобусов, автобусов и троллейбусов.

Третьим представителем крупного автомобильного бизнеса, а именно группы компаний АИС, стал Дмитрий Святаш, прошедший в Раду по 170 округу в Харьковской области от Партии регионов. По его словам, еще в 2009 году он продал свои активы в АИСе и не имеет никакого отношения к данной компании. Впрочем, это не уменьшает его роли на автомобильном рынке Украины.

Реформа МРЭО и вторичного рынка

В 2012 году украинская ГАИ совершила то, о чем давно мечтали автомобилисты. Место прописки автовладельца больше не важно для постановки или снятия автомобиля с учета. Это можно сделать в любом МРЭО по всей Украине, предоставив все необходимые документы. Правда, полноценно данная система заработает только с 1 января 2013 года, когда будут доведены до ума все нюансы Национальной автоматизированной информационной системы Государственной автомобильной инспекции. МРЭО по всей Украине будут оказывать услуги по оформлению и выдаче сопутствующих документов, таких, как водительское удостоверение или техпаспорт на автомобиль, государственных номерных знаков. Также отпала необходимость предоставлять в ГАИ документы, подтверждающие оценочную стоимость транспортного средства, а заявление на регистрацию можно отправлять по электронной почте.

Еще одним нововведением стало изменение процедуры продажи подержанных автомобилей. Вместо пенсионного сбора продавцу придется заплатить налог с оценочной стоимости, либо со среднерыночной цены транспортного средства, которую будут определять чиновники Минэкономразвития, учитывая возраст, пробег и анализ цен аналогичных автомобилей на вторичном рынке. Ставка налога на доходы физлиц останется действующей - 1% при продаже не чаще одного раза в год и 5% при нескольких сделках в год. Впрочем, за них ответят покупатели новых автомобилей, взимание сбора при первой регистрации будет рассчитываться по дифференцированным ставкам от 3 до 5% в зависимости от стоимости автомобилей. По мнению властей, это позволит наполнить бюджет, поскольку продажа автомобиля по доверенности без переоформления уйдет в прошлое.

Украина-Корея: дружба народов

Пока ЗАЗы и «Богданы» ищут новые рынки сбыта и ждут новостей из России, компания Hyundai заканчивает год абсолютным лидером по продажам новых автомобилей. Весь год корейцы продавали свои новинки лучше всех и обязаны своим успехом новой корейской «девятке» Hyundai Accent, которая, в буквальном смысле, сделала кассу. Даже всегда популярным в Украине ВАЗам и родным ЗАЗам не удалось отбить корейскую атаку. Украинцы предпочли немного дороже, но современнее, комфортнее, симпатичнее и безопаснее.

Украинский автопроизводитель: клиническая смерть

content image for: 39739

2012 год стал настоящим испытанием для украинских автомобильных заводов и их сотрудников. Как оказалось, более половины всей продукции украинского автопрома уходило на экспорт в Россию, а та подложила «Богдану» и ЗАЗу настоящую свинью в виде утилизационного сбора на все импортируемые автомобили. Украинская продукция на российском рынке стала неконкурентоспособной, пришлось в срочном порядке вывозить в Россию все «Богданы», ZAZ Chance и Vida, которые уже были произведены, и корректировать производственные планы на текущий год. В связи с тем, что план производства уменьшился, заводы остановили, сотрудников отправили на каникулы, а некоторых уволили. Теперь заводы ждут новостей от правительств двух стран, которые никак не договорятся о взаимной отмене утилизационного сбора, и не могут строить планы на будущий год.

Отказ от «фенов»

Украинская ГАИ продолжает отбеливаться в лице граждан. По личному приказу министра внутренних дел Виталия Захарченко стражи дорожного порядка обязаны полностью отказаться от радаров измерения скорости без фото- и видеофиксации нарушений. По мнению Захарченко, это позволит избежать разногласий между водителями и инспекторами, а также полностью отойти от коррупционной составляющей превышения скорости. Если ранее инспекторы грешили тем, что могли предъявить водителю вовсе не его скорость на дисплее «фена», теперь они покажут видеоролик или фотографию, доказывающую нарушение. Вместо обычных радаров ГАИ уже закупила американские лазерные «гаджеты» TruCAM, каждый из которых из которых стоит 99 тыс. грн. Также их будут использовать в радарных комплексах «Гарпун», которые уже начали расставлять по всей Украине. От уже знакомых «Визиров» стражи порядка пока не отказываются.

ЗАЗ Vida – «Запорожец» 21-го века

Появление еще одного украинского автомобиля – это всегда событие, даже если ничего принципиально нового в нем нет. Новый «Запорожец» под названием Vida оказался братом-близнецом Chevrolet Aveo предыдущего поколения с измененными логотипами и немного иным дизайном передней и задней части. Под капотом у отечественной новинки стоит 1,5-литровый 84-сильный восьмиклапанник или более современный 1,4-литровый 16-клапанный мотор, выдающий 94 л.с. Первый двигатель доступен с 5-ступенчатой механической КПП, а второй идет в паре с древним 4-ступенчатым автоматом Aisin.

content image for: 39739



В следующем году ЗАЗ собирается выпустить обновленный Vida, который был продемонстрирован на Столичном автошоу 2012. Новинка станет гибридом седана и пятидверки, у которой позаимствуют оформление передней части кузова. На другие, революционные разработки, наш ЗАЗ пока не решается.

Утилизационный сбор, будь он неладен

С 1 сентября в России был введен утилизационный сбор на ввоз новых автомобилей. Введение такого сбора сильно ударило, в первую очередь, по украинским автопроизводителям, так как многие западные автомобильные компании разместили свои заводы по сборке на территории Росси. А вот украинский автопром львиную долю своего экспорта направлял северным соседям. Несмотря на все попытки договориться, никаких поблажек для Украины Россия пока не сделала. «Нэнька» напакостила соседям, введя подобный сбор для российских авто, но на деле из этого ничего не вышло. Зато у лоббистов украинского автопрома появился еще один шанс получить льготы для своих предприятий. Депутаты уже приняли в первом чтении законопроект, предусматривающий ввод подобного сбора для всех без исключения импортных автомобилей. Однако ответственность за окончательное решение по утилизационному сбору будет лежать уже на новом парламенте Украины. Если проект станет законом, подорожают все иномарки, что явно не по душе простым автомобилистам.

Автогражданка: больше платим, больше получаем

Ощутить эффект некоторых событий уходящего года украинские автомобилисты смогут только в 2013-м. Так, с начала года в силу вступят новые суммы выплат Обязательного страхования автогражданской ответственности. Теперь виновник ДТП должен будет выплатить 100 тыс. гривен каждому пострадавшему вместо 51 тыс. грн, предусмотренных ранее. Сумма компенсации за ущерб, нанесенный имуществу потерпевшего, также возросла с 25 до 50 тыс. грн. Изменить выплаты в сторону увеличения теперь можно в судебном порядке. Впрочем, стоимость страховых полисов также поползет вверх. Страховщики хотят добиться повышения стоимости страховок, базовый тариф ОСАГО может вырасти на 30%.

Как сложится украинская автомобильная жизнь в следующем, 2013 году, не возьмется прогнозировать даже самый опытный эксперт. Но то, что она будет неожиданной, полной сюрпризов и очень веселой в прямом и переносном смыслах – сомнений нет. С новым годом, друзья!

Редакция Авто Mail.Ru в Украине

Михаил Козлов