Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
2 ноября
Audi 80
рабочая лошадка. пришёл в гараж, завёл, и поехал. переживает новые отечественные авто, из года в год. 3 года в германии, 6 лет по асфальту по россие. остальное проживание в якутие! дороги грунтовые...
4.8
20 марта
Audi 100
Авто СУПЕР!!! наш АВТО ПРОМ еще не дошел до этой модели!!! авто на все случаи жизни... По трассе идет как "утюг по гладильной доске" - благодаря габаритам и весу!!! Ауди с двигателем по...
4.3
Другие отзывы о Audi Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
2 января 2013 15:00, Безопасность, Автошкола

Загружай! День в школе Audi Quattro

Что и куда может загрузить обычный водитель? Пакеты из супермаркета в багажник или карты в навигатор. Ещё — гаишника, вооружившись знаниями о должностных инструкциях ГИБДД

Что и куда может загрузить обычный водитель? Пакеты из супермаркета в багажник или карты в навигатор. Ещё — гаишника, вооружившись знаниями о должностных инструкциях ГИБДД. Но есть и ещё один вариант, особенно актуальный в зимнее время, — речь о передних колёсах. Что это, как и зачем это правильно делать, показал нам глава школы вождения Audi Quattro Евгений Васин.

Несмотря на отсутствие снега, на улице был минус, а асфальт очень скользкий, поэтому в таких условиях вполне можно изучать зимнюю программу

Как уже писал Виталий Кабышев, готовность к зиме заключается не только в смене колёс и заливке «незамерзайки». Все знают, что физика движения машины зимой отличается от летней: всё происходит медленнее, а красивые скольжения порой невольно исполняют даже те, кто никогда не слышал слова дрифт. Ниже — несколько рецептов безопасной зимней езды, которые предлагает школа Audi quattro.

Зачем учить простых водителей скольжениям, опережениям и каким-то загрузкам, когда современные машины напичканы страховочной электроникой? АБС, системы контроля тяги, распределения тормозных усилий и стабилизации. Системы помощи сделают манёвр безопаснее, но не выполнят его за вас!

Загружай колёса

Любой манёвр зимой нужно делать тогда, когда сцепление передних управляемых колёс с дорогой максимальное. Для этого можно или выбрать более цепкую траекторию (если покрытие неоднородно), или просто прижать к дороге управляемые колёса. При разгоне автомобиль приседает на заднюю ось, а при торможении на переднюю — эту физику и нужно использовать. Перед поворотом руля отпустите газ и сразу же, пока автомобиль не успел перераспределить массу в центр, поверните «баранку». Если перед поворотом тормозите, то чем выше интенсивность замедления, тем больше будет загрузка передних колёс.

Типичные ошибки: слишком много времени проходит между загрузкой или началом манёвра; манёвр начинается одновременно с загрузкой. 

Осторожно: если начать манёвр одновременно с загрузкой (особенно — торможением), то возможен резкий занос задней оси.

Действуй на опережение

Зимой автомобилю нужно больше времени, чтобы выполнить команду рулём, нежели летом. Поэтому если исповедовать летний стиль вождения, то машина повернёт позже, а значит, окажется не совсем там, куда её задумывал направить водитель. И чем выше скорость — тем справедливее правило. Для безопасной езды нужно действовать на опережение. Представим 45-градусный изгиб дороги: даже при незначительном превышении скорости летние привычки приведут к тому, что вы окажетесь на встречке или в кювете. Немного времени уйдёт на уводы более высокопрофильных зимних шин, ещё сколько-то — чтобы покрышки поймали поперечный «зацеп». Умножьте эти доли секунды на скорость движения, и получится та самая пара метров, которая отделяет свою полосу от встречной. Поэтому на скользких покрытиях руль поворачиваем чуть заранее, чтобы проезжать через вершину поворота (условно говоря, его «середину») с прямыми колёсами. Универсального рецепта по времени опережения нет — всё зависит от скорости и покрытия. Быстро оценить состояние дороги помогает короткое интенсивное торможение или отклонение руля на микроуглы — если «баранка» ощутимо «легчает», то под колёсами действительно скользко.

Типичные ошибки: неправильная оценка коэффициента сцепления с покрытием; позднее руление.

Осторожно: если понять эту технику слишком буквально и использовать слишком сильное опережение или слишком сильно опаздывать без учёта того, насколько скользко под колёсами, то можно опять-таки оказаться на встречке или на обочине.

Сглаживай траекторию

Чтобы проехать вершину поворота с прямыми колёсами, повернуть нужно чуть заранее. А сделать это в пределах своей полосы можно, только прижавшись заранее к её внешнему относительно направления поворота краю: то есть, если поворачиваем направо, то смещаемся левее к центру дороги и наоборот. Траектория движения должна напоминать прямую линию, поэтому входим в поворот снаружи, проходим через середину внутри, выходим снаружи.

Типичные ошибки: недостаточный запас пространства перед манёвром; слишком ранний или поздний вход в поворот.

Осторожно: если траектория движения будет слишком ломаной, особенно в череде поворотов, то возможно скольжение передней или задней осей.

Стабилизируй на выходе

После совершения манёвра, даже если он выполнен «по науке», автомобиль может потерять стабильность на выходе. Причина в том, что манёвр — это целая череда перераспределений массы: сначала она переносится на передние колёса (загрузка), потом на противоположный направлению поворота борт (манёвр), затем назад или в центр (стабилизация). Чтобы эти «шатания» массы не привели к потере сцепления с дорогой, на выходе из виража необходимо плавно добавить газ — ускорение скомпенсирует инерцию автомобиля, заставляющую его стремиться вбок.

Типичные ошибки: слишком резкое открытие газа.

Осторожно: слишком резкое открытие газа в конце манёвра может ещё больше дестабилизировать автомобиль и вызвать внезапный занос или снос.

Газ — на прямых колёсах

Добавлять газ на скользкой дороге следует только тогда, когда передние колёса смотрят прямо. При открытии дросселя с повёрнутым рулём автомобиль будет двигаться не туда, куда задумал водитель, — на скользком зимнем покрытии неправильная техника вождения приведёт к сносу или заносу под тягой, в зависимости от типа привода. Удивительно, но это справедливо, даже когда вы хотите повеселиться в заносах: например, кружить на полноприводном автомобиле в скольжении гораздо правильнее с прямыми колёсами, корректируя траекторию газом и микроподруливаниями.

Типичные ошибки: не стоит понимать «прямые колёса» очень строго — почти прямые тоже сгодятся; слишком резкое открытие газа.

Осторожно: помните, что прямые колёса — это лишь одно из условий стабильности автомобиля, и аккуратно дозируйте газ, чтобы не вызвать занос под тягой.

Больше скорость — меньше руля

Физика движения автомобиля такова, что с ростом скорости поворачивать ему помогает сила инерции. Поэтому чем дальше ускакала по циферблату стрелка спидометра, тем аккуратнее, плавнее и короче должны быть действия рулём. Даже для совершения резкого перестроения достаточно короткого и точного поворота руля — тогда у автомобиля будет меньше шансов потерять сцепление с дорогой, и он не потребует последующей корректировки в новой полосе.

Типичные ошибки: слишком резкое движение рулем или слишком большие углы поворота «баранки».

Осторожно: как и большинство зимних ошибок с рулением, неправильные действия приводят к потере стабильности в виде сноса или заноса машины.

Куда смотришь — туда и приедешь

Казалось бы, простейшее правило, но следуют ему далеко не все. Пример из автоспорта: большинство пилотов признаётся, что в вираже всегда смотрят на следующий поворот. Если смотреть «под ноги», то это может и поможет успешно справиться с текущим поворотом, но сильно затруднит вход в следующий: станет сложнее оценить расстояние, дорожное покрытие и другие важные факторы.

Типичные ошибки: смотреть себе под капот.

Осторожно: обращая слишком много внимания на текущий поворот, можно просто не попасть в следующий или войти в него неправильно.

Используй инерцию, скольжения — это нормально

Если автомобиль потерял стабильность и отправился в скольжение — с ним нужно уметь справиться. Превратить неуправляемый занос в управляемый можно с помощью руля и газа. В случае овладения техникой скольжений в критической ситуации автомобиль можно направить именно туда, куда нужно. Конечно, управляемые скольжения — это тема для отдельной статьи, но вкратце так: чтобы заправить уже скользящий автомобиль в поворот, нужно использовать инерцию. Если поскользнулась корма, то добавляем газу и чуть корректируем рулём, а если автомобиль «плужит» наружу, то следует отпустить газ и повернуть руль — инерция выставит автомобиль боком и позволит попасть в поворот.

Для отработки навыков была выставлена фигура, напоминающая гантелю: два широких полукруга и два створа ворот между ними. Задача — двигаться по кругу в постоянных микроскольжениях, используя инерцию и перераспределение массы автомобиля. Критерии успешного выполнения: непрерывный, но неглубокий занос на всей дистанции, короткие движения руля, плавная работа газом. Если ехать на «гантеле» неправильно, то она и правда накачает руки, как настоящая, потому как для поимки постоянно гуляющей кормы мощных Audi S4 наматываться на руль придётся о-го-го как. Проехать «гантелю» в постоянном скольжении целиком — задача реальная, но, в случае её правильного выполнения, зрители будут зевать на обочине: допускать нужно лишь микроскольжения. На 333-сильных «школьных» Audi S4/S5 возможна и более эффектная езда с глубокими заносами даже по асфальту, но вот с эффективностью, как заверили инструкторы школы, она не имеет совершенно ничего общего.

Всё, что описано выше, – необходимый минимум навыков хорошего водителя. Да, многие приёмы мы используем чисто интуитивно, но структурировать их, подружить с новыми техниками и постоянно практиковаться – жизненно необходимо! Можно заниматься самостоятельно в выходной день на безлюдной площадке, но лучше всего это делать на автодроме школы контраварийной подготовки под контролем опытных инструкторов. Так эффективнее и продуктивнее. После выполнения специально подготовленных упражнений всегда открывается масса вещей, о которых вы ранее даже не подозревали. Так что дерзайте! Нет предела совершенству.

Текст: Дмитрий Ласьков
Фотографии компании Audi

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
92
Буторин Александр
На Ауди кватро обезьяна зимой поедет как шумаер без всяких школ, Управляемость супер почти в любых условиях, автошкола прекрасный маркетинговый ход, Ауди респект !
СсылкаПожаловаться
Француз Николаевич
Хоть что-то появилось для нас - ЧАЙНИКОВ!
СсылкаПожаловаться
Anton Kolodiy
типичные слова неумеющего ездить и не чувствующего своей машины любителя. В этом и отличие от профессионала.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru