Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
17 октября 2012 10:42, Статьи

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Около четырёхсот километров по бездорожью на автомобилях, спуск вглубь горы к месторождению хрусталя, штурм горных рек и установка солнечных батарей — вот лишь часть событий автопробега, организованного компанией GM-AVTOVAZ на Приполярном Урале
1 февраля
Chevrolet Niva
Убил бы конструкторов,н​е ужели нельзя было сделать доступ к радиатору доступней, ил вам всё равно что лепить,а если не можете то и не делайте совсем!!!
4.8
14 февраля
Chevrolet Niva
Впечатления автомобиль оставил вполне приятные. Принимал участие в покатушках по бездорожью, проявил себя как отличный внедорожник. На ровной дороге хотелось более динамичной езды, которой Щевик не мо...
3.2
Другие отзывы о Chevrolet Niva Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Около четырёхсот километров по бездорожью на автомобилях, спуск вглубь горы к месторождению хрусталя, штурм горных рек и установка солнечных батарей — вот лишь часть событий автопробега, организованного компанией GM-AVTOVAZ на Приполярном Урале. В общем, впечатлений хватило.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Что такое национальный парк и как с ним вести себя обычному гражданину? В Соединённых Штатах, например, национальные парки — излюбленное место отдыха тысяч туристов. Обычно это огромная территория с разнообразной флорой и фауной, почти не тронутая человеком. У нас в стране из-за недостаточно развитой инфраструктуры и крайне слабой популяризации этого вида отдыха туристы нацпарки особо не жалуют. В результате, для многих природа ограничивается ближайшим лесом и шашлыком, а красоты родины простаивают без внимания. В рамках борьбы с подобной несправедливостью мы отправились в республику Коми, где на территории в почти два миллиона гектаров раскинулся парк «Югыд Ва».

Путешествие началось с перелёта из столицы в Усинск. Этот город, возведённый в глухой болотистой местности в семидесятых годах прошлого века, находится в 61 километре от Северного полярного круга. Добраться до него можно лишь на самолёте или по железной дороге (можно, конечно, и пешком, но идти придётся довольно долго), автодорожного сообщения с центральной Россией пока нет.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Основу экономики Усинска, как и многих подобных поселений, составляет нефтедобыча. Спешу развеять распространённый миф, население в этом «городе черного золота» на Бентли за хлебом не разъезжает, а признаки повышенного благосостояния в глаза не бросаются. Разве что золотой фонтан в центре города, усеянный бриллиантами и алмазами. Шутка.

Утром следующего дня мы снова оказались в аэропорту, погрузились в вертолёт, чтобы на нём добраться до ещё более отдалённого местечка — города Инта. Летать в вертолёте мне приходилось и раньше, а вот обозревать сверху просторы республики Коми — никогда. Бескрайние оранжевые (по случаю осени) равнины с редкими перелесками, усыпанные «лужами» болот и озёр. Красивый и суровый край, с температурой не выше плюс пятнадцати в самый жаркий летний месяц.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

На площади перед аэропортом нас уже поджидали главные виновницы «торжества»: шесть ШевиНив в разных комплектациях, которым предстояло доставить нас в «Югыд Ва» и, желательно, привезти обратно. Среди участвующих в автопробеге автомобилей была и уникальная модификация Monolit, которую я совсем недавно рассматривал на торжествах по случаю десятилетия совместного предприятия GM-AVTOVAZ в Тольятти. Таких «прокачанных» автомобилей с увеличенным дорожным просветом, шноркелем, экспедиционным багажником с «люстрой» фар дополнительного света и прочими приятными мелочами собрано всего два. Покорять уральские горы приехала и представительница новой комплектации LE, сборка которой началась в конце августа этого года. Я же решил испытать пределы проходимости самой обычной версии ШевиНивы, не обременённой никакими специальными прибамбасами.

Нашу яркую автоколонну остановил первый же, а может быть и единственный в Инте, экипаж ДПС. Как оказалось, из любопытства. Но повылезавшие из автомобилей журналисты с камерами заставили инспектора спешно ретироваться в патрульный автомобиль. Такое уж сейчас время, лишний раз лучше не попадать в кадр при исполнении, а то ведь потом засмеют всем ютюбом.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Отъехав от города с десяток километров, мы попали на дорогу, ведущую прямиком к национальному парку «Югыд Ва». Хотя дорогой этот маршрут можно назвать лишь с натяжкой, поскольку езда по нему напоминает американские горки: по центру тянутся вереницы глубоких луж, так что приходится резко лавировать то влево, то вправо. Периодически встречаются вырытые поперёк дороги канавы. Одну из таких наш экипаж не смог преодолеть с первого раза, хорошенько провалившись передними колёсами. Но блокировка и пониженная передача быстро сделали своё дело, и нам удалось выбраться без посторонней помощи.

Температура за бортом понизилась до минусовой, а пейзажи по мере приближения к горам становились всё величественнее. И вот мы у въезда в национальный парк «Югыд Ва». В переводе с языка коми его название означает «чистая вода», и именно вода стала нашими воротами в парк и одновременно первым серьёзным препятствием — река Кожим, которую нужно было проехать вброд. Машинам со шноркелями бояться реки не стоило, а вот водители обычных ШевиНив с опаской поглядывали на водную гладь. Тем более, дно реки сплошь каменистое, и проверить на прочность раздаточную коробку, например, можно было одним неловким движением руля.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Машины одна за другой стали въезжать в реку. Кстати, рыбачить на территории парка запрещено, так что спиннингов из окон ШевиНив не появилось, и местные хариусы вздохнули спокойно. В некоторых местах внедорожники погружались в воду по край капота, заставляя всех нас лишь надеяться, что во впускную систему влага попасть не успеет. К счастью, все экипажи преодолели эту преграду без проблем. Герметичность салона не подвела, и внутри автомобили остались сухими. Первый экзамен сдан!

Впереди оказалось ещё несколько часов пути, уже в спустившейся темноте, с преодолением ещё нескольких бродов. В результате, к вечеру мы добрались до главной цели этого дня — туристической базы «Желанное», названной во славу одноимённого месторождения кварца. Это месторождение разрабатывается аж с 1936 года, когда была организована Приполярно-уральская экспедиция треста № 13 Наркомата Оборонной Промышленности СССР. Ну а наша экспедиция отправилась на заслуженный отдых под рассказы о якобы разгуливающих вокруг базы медведях, волках и вообще чуть ли не инопланетянах.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Утром следующего дня мы отправились вглубь национального парка испытывать машины на проходимость и собственное чувство прекрасного на прочность: природа приполярного Урала не переставала удивлять разнообразием своей красоты. Многочисленные броды мы преодолевали уже заправски, объезжая подводные булыжники и легко выбирая направление, а точнее — курс в речных водах. На полпути к цели этого маршрута — небольшой возвышенности у живописных гор «Старик и Старуха» и озера с изумительным видом — под колёсами стали появляться раскисшие болотистые участки. И вот уже первые «присевшие» экипажи борются с гостеприимной жижей тундры. Разведка донесла, что дальнейший путь может превратиться в затяжные упражнения с лопатами и тросами, а поскольку наш график был очень плотным, было решено развернуться и добираться до цели более подходящей дорогой.

Тут нас ждали не менее интересные внедорожные приключения в виде задачек на геометрическую проходимость. Частенько дорога была завалена камнями различной величины и формы, преодолеть которые без ущерба для днища автомобиля можно было, лишь изрядно попотев. Такой оффроад, пожалуй, оказался не менее интересен, чем стандартное ковыряние по уши в грязи. А главное, мы добрались до искомого места и ещё долго хлопали глазами, да щёлкали затворами фотоаппаратов, наслаждаясь видом.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

На обратном пути к базе наш экипаж немного оторвался от остальной колонны, и мы весело мчали по бродам, пока не поняли, что заблудились. «Вот так национальный парк и обзаводится вечными туристами», — подумалось мне, когда мы в который раз пытались найти нужный выезд из реки. К счастью, наши проводники заподозрили неладное и вдруг, откуда ни возьмись, выплыли к нам навстречу на своём бесстрашном «Урале».

Ещё одним пунктом программы стало посещение штольни месторождения. Здесь ведётся добыча пьезокварца и горного хрусталя. Работы в штольне пока производятся вахтовым методом, и на момент нашего визита новая вахта ещё не приехала. Поэтому проход в дальние участки штольни был закрыт, но получить представление о жизнедеятельности предприятия мы смогли. Наш экскурсовод сыпал мудрёными геологическими терминами, из которых лично я понял, что горнодобывающее дело — невероятно длительный процесс. В общем, нельзя найти ценную породу и радостно начать колошматить по ней киркой. Процесс изучения и разведки месторождения занимает десятилетия, хотя, наверное, если речь идёт о чём-нибудь ну очень уж ценном, можно и ускориться.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Хрусталь это конечно здорово, а я больше задумывался об условиях труда горняков. Горе тем, кто жалуется на работу в офисе! Побродив по тёмным обледенелым коридорам, проделанным в горном массиве, понимаешь, что закончившаяся в кулере вода — не самая большая проблема из мира рабочих будней. Через тридцать минут экскурсии у меня возникло стойкое желание поскорей выбраться на поверхность. Каким мужеством должен обладать человек, спускающийся в подземелье на обычный рабочий день, я себе просто не представляю. Конечно, нельзя не сказать и о подземных красотах. Дело в том, что потолок и стены штольни обрастают гигантскими снежинками. Такие не падают (и слава богу) зимой с неба, это уникальный продукт подземного царства.

Утро в республике Коми преподнесло новый приятный сюрприз. По дороге от базы «Желанное» к стоянке оленеводов, которую мы также намеревались посетить, взору предстала потрясающая картина. На фоне восходящего солнца и гор искрилось обледенелое поле с покрытыми инеем маленькими елями. Самая настоящая сказочная страна. Впечатление усилила компания диких оленей, вдруг выбежавших на дорогу перед нами. Поначалу рогатые зверушки вообразили себя частью колонны и неслись что было мочи по дороге, но вскоре олений предводитель сообразил, что по полю бежать куда интересней и стадо скрылось из виду.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Скоро нам удалось познакомиться и с представителями прирученных оленей, запряженных в упряжки. Правда, прирученность они проявляли крайне неохотно, шарахаясь и вращая глазами при любой попытке вторгнуться в личное пространство. А их хозяева — суровые жители Приполярья — ни на минуту не отвлекались от своих дел, не обращая внимания на тут и там прыгающих с фотоаппаратами журналистов.

Я снова с усмешкой вспомнил нередкие причитания кого-нибудь из друзей о том, что билеты на любимую группу дороговаты или рядом с домом нет удобной заправки. А здесь один чум на три семьи и несладкий климат с морозами до минус пятидесяти. Вся работа своими руками, жизнь под открытым небом без электричества и водопровода. Вай-фая, кстати, тоже нет.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

По возвращении к границе «Югыд Ва» мы выполнили миссию, логично завершившую программу автопробега. А именно, установили и подключили солнечные батареи, которые компания GM-AVTOVAZ решила подарить парку. Как оказалось, процедура от закрепления батарей до появления электричества в розетке совсем не сложна и доступна даже не шибко разбирающемуся в электрике человеку. В общем, с задачей команда журналистов и сотрудников совместного предприятия справилась довольно быстро, и база хранителей парка в одночасье стала существенно экологичнее.

В завершении можно сделать два вывода. Во-первых, на ШевиНиве можно рассекать по неглубоким рекам и достаточно сложным геометрическим препятствиям. Причём не обязательно по территории национальных парков. А во-вторых, и это касается как раз парков, не стоит ограничивать свой отдых дачей и полётами к морю. Природа в нашей стране настолько разнообразна, что способна неслабо удивить привыкших к турецким берегам туристов. И пусть посреди тундры нет пятизвёздочных отелей и подъездную дорогу как будто недавно бомбили, величие и красота природы заставит вас забыть о всех неудобствах. Так что собирайте рюкзак и наслаждайтесь.

На край света: ШевиНивы в Югыд Ва

Максим Кудымов
Фото автора

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
202
Куприн Павел
В автомобильной статье хочется прочитать об автомобиле , а не о климате и природе.
СсылкаПожаловаться
МИХАИЛ Акмейс
понятно что шнива на прицепе за Уралом хоть где пройдет, вот только почемуто бензовоз не сфотографировали
СсылкаПожаловаться
Валерий Васильев
Ну прям сказочники. Утопили Ниву по капот, без шноркеля, и не получили гидроудар? И модуль зальет. Вот сказочники.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru