Jaguar показал родстер F-Type

Новый родстер — это пространственная алюминиевая архитектура, переднемоторная компоновка и, конечно же, задний привод

Porsche 911 Carrera, Audi R8 и Aston Martin Vantage придётся подвинуться — Jaguar в рамках Парижского автосалона представил новый двухместный родстер F-Type. Aвто@Mail.Ru у инженеров, создавших этот автомобиль, успел выудить массу интересного.

content image for: 38619

Новый родстер — это пространственная алюминиевая архитектура, переднемоторная компоновка и, конечно же, задний привод. Длина F-Type — 4 470 мм, ширина (без наружных зеркал) — 1 923, высота — 1 296, а колёсная база — 2 622 мм. И это всё при массе 1 597 кг. Получается, что F-Type на 21 мм короче 911-го, но при этом на целых 50 мм шире! Правда, в массе новичок алюминиевому «911-му кабриолету» проигрывает 147 кг. Впрочем, более короткая и ещё более широкая Audi R8 Spyder, которая, кстати, тоже выполнена из «крылатого» металла, весит на 38 кг больше, но здесь можно дать фору — машина-то полноприводная. Но вот «англичанин» Aston Martin Vantage Roadster c классическим приводом и кузовом из алюминиевого сплава и композитов существенно тяжелее — 1 710 килограммов при длине 4 382 и ширине в 1 866 мм...

content image for: 38619

Технология изготовления и сборки алюминиевого кузова сродни той, что применятся при производстве нового Range Rover, — элементы, выполненные методом литья под давлением, экструзии и штамповки, соединяются, в основном, заклёпками с применением специального клея-герметика, увеличивающего прочность. Алюминиевая сварка, конечно же, есть, но её по минимуму. Технологи говорят, что отказ от сварки экономит 75% электроэнергии, затрачиваемой на производство кузовов. Для F-Type используется высокопрочный алюминиевый сплав AC300 из 6000-й серии, который обеспечивает прочность, сравнимую с платформой XK, для которой он изначально и был разработан. Из алюминия даже рамка лобового стекла и дуги безопасности, страхующие головы седоков при опрокидывании автомобиля! При этом неокрашенный кузов F-Type без оперения весит всего 261 кг. Поперечно расположенные двойные рычаги передней и задней подвески, поворотные кулаки и подрамники тоже из «крылатого» металла.

content image for: 38619

Оперение — двери, крылья, капот — из специально разработанного сплава AC600. Формуется он лучше, поэтому технологам удалось сохранить заданную дизайнерами пластику кузова и воспроизвести ключевые линии. Новый сплав смог обеспечить радиус изгибов в 8 мм, что ранее (например, на XK) было недоступно. Изготовление детали происходит c применением так называемой тёплой формовки. Алюминиевая заготовка разогревается до 260 0C и только после этого она отправляется под 1000-тонный пресс. Бамперы, крышка багажника и активный спойлер — композитные.

Вариантов исполнения новоиспечённого родстера три. Стандартный F-Type получил 340-сильный (450 Н•м) V6 с механическим нагнетателем Roots компании Vortex. У версии F-Type V6 S — аналогичный шестицилиндровый мотор, но с более производительным компрессором и изменённой программой управления, которые позволили снять с мотора 380 л.с. и 460 Н•м. На вершине линейки — F-Type V8 S, здесь уже пятилитровая «восьмёрка», развивающая 495 сил и 625 ньютон-метров, и она тоже с механическим нагнетателем.

content image for: 38619

Динамика следующая: обычный F-Type до 100 км/ч разгоняется за 5,3 секунды, V6 S — за 4,9, а V8 S проделывает это упражнение всего за 4,3 секунды. Показатели максимальной скорости — 260, 275 и 300 км/ч, соответственно. Коробка для всех версий одинаковая — автоматическая восьмиступенчатая Quickshift, а вот передаточные числа главной передачи отличаются в зависимости от мотора. Трансмиссия, конечно же, позволяет перебирать передачи вручную при помощи селектора или подрулевых лепестков.

Горячие S-версии имеют дифференциалы с блокировками: у S V6 — самоблок повышенного трения, а у версии V8 S — дифференциал, блокируемый при помощи фрикционной муфты, работающей в оболочке системы динамической стабилизации. На этих же версиях в «базе» доступен настраиваемый выхлоп и опциональная программа регулировки динамики Configurable Dynamics, которая позволяет водителю настроить жёсткость подвески, эффективность рулевого усилителя и алгоритм работы трансмиссии по своему вкусу. Впрочем, электроника может и автоматически менять параметры шасси в зависимости от режимов и условий. Пакет Configurable Dynamics включает функцию Dynamic Launch (активирует режим наиболее эффективного старта с места), секундомер прохождения круга и датчик перегрузок.

content image for: 38619

Алгоритмы работы силового агрегата (двигателя и коробки) определяются адаптивной стратегией переключения, которая содержит 25 различных программ для разных стилей вождения и дорожных условий. Электроника задаёт режимы работы, отслеживая продольные и поперечные ускорения, поведение педалей и даже сопротивление движению (учитываются спуски и подъёмы). Если электроника понимает, что водитель придерживается энергичного стиля, силовой агрегат автоматически переводится в более агрессивный режим, переход на повышающую передачу осуществляется при более высоких оборотах. В этом случае во время торможений система управления самостоятельно с перегазовками спустит коробку на несколько передач вниз, чтобы у водителя всегда под ногой была максимальная тяга.

Интересная фишка — функция распознания поворотов Corner Recognition. Когда автомобиль на дуге, переключения вверх исключены, трансмиссия держит выбранную передачу до тех пор, пока автомобиль не выйдет из поворота. Нужно это для того, чтобы пилот мог воспользоваться тягой на выходе из виража.

content image for: 38619
content image for: 38619

Безопасность тоже не на последнем месте. F-Type для американского и европейского рынков уже сертифицирован. Седоков защищает жёсткая пространственная структура, ключевые элементы которой изготовлены с применением литья под давлением, и совсем немаленькая зона программируемой деформации с парой мощных продольных брусьев, готовых при ударе поглотить изрядную часть энергии. Подушек безопасности — четыре. Фронтальные двухстадийные без каких-либо хитростей, но вот боковые не совсем обычные — они увеличенного объёма и сложной конфигурации. Эти эйрбэги, выстреливая из основания сиденья вверх, защищают сразу и бедро, и таз, и грудную клетку, и руку, и, главное, голову с шеей. Конечно, наиболее эффективно подушка сработает, если в качестве подпора будет поднятое стекло.

content image for: 38619

На страже здоровья пешеходов — податливый алюминиевый капот, его задняя часть (та, что ближе к лобовому стеклу) при столкновении с пешеходом парой пиропатронов отстреливается вверх на 20 см. Делается это для того, чтобы капот как можно раньше принял на себя сбитого человека и, деформируясь, начал гасить энергию удара. При этом вероятность того, что пешеход достанет головой до стекла или боковой стойки значительно уменьшается.

Система динамической стабилизации ESP у F-Type полностью отключаемая. Короткое нажатие на клавишу дезактивирует противобуксовочную систему, длительное 10-секундное удержание — страхующую электронику выключает вовсе, и тут уж держись... Есть в списке дополнительного оборудования и активный круиз-контроль, работающий на безопасность во всём диапазоне скоростей, способный экстренно остановить автомобиль.

content image for: 38619
content image for: 38619

А что же интерьер? Здесь немало неординарных решений. Возьмите, к примеру, выезжающие из недр консоли центральные дефлекторы, «самолётные» тумблеры или клавиши «климата», напоминающие кнопки кассетного магнитофона 80-х. Мультифункциональный руль (на S-версиях снизу «урезан») и сенсорные плафоны внутренней подсветки на манер флагманского XJ. Мультимедиа здесь новая с увеличенным 6,8-дюймовым сенсорным монитором (на XK — 6,1 дюйма). Посадка, на первый взгляд, очень удобна, но окончательно всё встанет на свои места только на треке. Собственно, первые тесты и старт продаж запланированы на весну после мартовского дебюта закрытой версии купе на Женевском автосалоне.

content image for: 38619

А что же багажник? Его объём в 200,5 литра постоянен и не зависит от положения крыши (за это отдельное спасибо). К слову, у Audi R8 «сундук», расположенный спереди, хвастает 100-литровым объёмом, а у Porsche 911 Carrera — 135-литровым. Но Aston Martin Vantage Roadster из этой четвёрки уделывает всех, имея 300 литров полезного объёма. Интересное дело — багажный отсек F-Type сконфигурирован таким образом, что в него поперёк помещается сумка с клюшками для гольфа (вот уж действительно, англичанин!), и ещё остаётся немало места в глубине. Ни запаска, ни «докатка» не полагаются — вместо них набор для экспресс-ремонта, включающий герметик и компрессор.

content image for: 38619

Кроме обычных предсерийных образцов, англичане в Париже продемонстрировали вариант F-Type с оригинальным багажником, в который помещены несколько штатных чемоданов разного размера. Получилось, что вместилище превратилось в своего рода органайзер, который позволяет максимально эффективно использовать весь объём, заключённый между колёсными арками, силовыми элементами, подвеской и складной крышей. Не исключено, что эта фишка воплотится в жизнь и будет предлагаться в качестве опции.

Виталий Кабышев
Фото:
Леонид Айзикович и Jaguar

Виталий Кабышев