Ставки утилизационного сбора, вводимого на территории России с 1 сентября 2012 года, вызвали критику Минтранса, Минфина, Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы. Как сообщают «Известия», у каждого из министерств существуют свои претензии к новым ставкам.
К примеру, Минтранс отмечает, что рост ставок приведет к повышению стоимости перевозок, снижению объема перевозимых грузов, ухудшению возможностей по обновлению автопарка, уходу с рынка малых и средних предприятий, потере рабочих мест, повышению транспортной составляющей в цене товаров, росту инфляции, а также снижению конкурентоспособности российских автоперевозчиков.
Не понравились ставки в Минэкономразвития и Федеральной таможенной службе. Критику вызвало несоответствие некоторых ставок и таможенных платежей аналогам, действующим на территории Белоруссии и Казахстана. Учитывая существование Таможенного союза, это может привести к тому, что автомобили будут ввозиться на территорию РФ через указанные республики, а, следовательно, в казну не будет поступать НДС и другие налоги при импорте автомобилей.
Наконец, Минфин выступает против наделения МВД полномочиями формировать и вести реестр транспортных средств, поскольку это приведет к росту численности служащих в ведомстве, а значит, и расходов. Также Минфин против дополнительных расходов на Росприроднадзор, которые возникнут, если служба будет публиковать информацию о местонахождении пунктов утилизации автомобилей.
Эксперты считают, что закон требует доработки, а также отмечают, что цель нового утилизационного сбора — вовсе не борьба за экологию, а защита российского автопрома, ведь ставки на подержанные автомобили в несколько раз выше, чем на новые, хотя как возраст машины может повлиять на утилизацию, остается неясным.
Интересно, что проект постановления об утилизационном сборе до сих пор не принят Минпромторгом. К тому же, правительство должно установить ставки этого платежа. Как сообщает «КоммерсантЪ», последняя редакция проекта значительно отличается от ставок, предложенных ранее (более подробно о них читайте в нашем материале «Утилизационный сбор: до 700 тысяч рублей за легковушку».). Хотя базовая ставка сбора не изменилась и составит 20 тыс. рублей для легковых автомобилей и 150 тыс. рублей для грузовиков, спецтехники и автобусов, значения коэффициентов, на которые будет умножаться ставка, были скорректированы.
К примеру, для физических лиц коэффициенты были снижены с 0,15 до 0,1 для новых автомобилей (т.е. с 3 тыс. до 2 тыс. рублей) и с 0,25 до 0,15 — для машин старше трех лет (с 5 тыс. до 3 тыс. рублей).
Что же касается юридических лиц, то для них заметно снижен коэффициент для новых электромобилей, но увеличен для выпущенных более трех лет назад. Кроме того, категорию автомобилей с двигателем до 2 тыс. куб. см разделили на две: до 1 тыс. куб. см (сумма сбора составит 17,2 тыс. рублей за новые машины и 106 тыс. — за автомобили старше трех лет) и с объемом от 1 до 2 тыс. куб. см (26,8 тыс. рублей и 165,2 тыс. рублей соответственно). Кроме того, в сравнении с первым вариантом снижены коэффициенты для всех категорий грузовых автомобилей и изменен подход к расчету ставки для автобусов.