Джитиар и Джукиар. Тест эксклюзивного Nissan Juke R

В мире определенно должно быть место автомобильному безумию. Хорошему такому, правильному. Вроде Смартов с двигателем от «Хаябузы», дрегстеров на базе «Нивы», полуторатысячесильных «Вайперов» или ... кроссовера Nissan Juke R

В мире определенно должно быть место автомобильному безумию. Хорошему такому, правильному. Вроде Смартов с двигателем от «Хаябузы», дрегстеров на базе «Нивы», полуторатысячесильных «Вайперов» или ... кроссовера Nissan Juke R. Это ярчайший представитель редкого племени абсолютно безбашенных машин, да еще и сделанный на очень высоком уровне, ибо за проектом стоят совместные усилия компании Nissan и британской инжиниринговой фирмы RML. Предложение ниссановцев опробовать такую модель, существующую лишь в двух экземплярах, на только что открывшемся гоночном треке Moscow Raceway стало одним из тех, от которых не отказываются.

content image for: 37842

Не часто выпадает шанс промчать по треку на 485-сильном полноприводном гиперкроссовере ценой в полмиллиона евро! Конечно, «дубасить» по-взрослому нам не дали, так как организаторы очень переживали за сохранность машины. Да и я сам, признаться, опасался, что нам дадут карт-бланш на забавы с суперджуком — как тут сохранить трезвую голову? Но эту проблему за меня решили организаторы: точки торможения были размечены так, что, послушно сбрасывая в них скорость, повороты потом приходилось высматривать чуть ли не в бинокль. А в самих виражах были установлены строгие ограничения скорости.

content image for: 37842


content image for: 37842

Для сравнения на трассу привезли и «донора» — суперкар Nissan GT-R. Это была машина 2013 модельного года с 540 силами под капотом (у европейских версий заявлена мощность в 550 л.с.) и рядом усовершенствований, отличающих ее от прошлых версий модели. GT-R позволяет водителю очень многое. Он, как хороший партнер по танцу, который сам увлекает тебя в круговерть красивых и быстрых движений. «Джитиар» представляет собой не только профессиональный инструмент, но и средство для получения «фана» в нужном количестве (хотя предыдущие версии многие обвиняли в скучной «академичности»). Хочешь — мети хвостом в поворотах, выставляй машину боком, тормози в виражах, добавляй газу прямо в апексе и вообще хулигань как угодно. Даже отключать электронные «ошейники» не придется, автомобиль все позволит и так, со всеми системами безопасности на страже. А хочешь — мчи по траекториям, облизывай повороты и лишь в затычных местах забрасывай хвост, чтобы выстрелить точно по нужному вектору.

content image for: 37842

Послушность и беспрекословность — первое, что покоряет в этом суперкаре. Реакции очень мягкие (не путать с размазанными), а время на исправление оплошности есть почти всегда. Кстати, работу над ошибками GT-R проделывает вместе с вами: машина будто бы сама разбирается в том, насколько подготовлен водитель и что он творит за рулем, корректирует ли сам свои ошибки или кличет еще большую беду. Поэтому, если не допускать грубых просчетов со скоростью и не поворачивать туда, где поворота нет в принципе, фатально ошибиться сложно. Перебор на входе? Ничего страшного, GT-R заботливо перекинет крутящий момент на нужное колесо и притормозит другое. Занос на выходе? А может, так и задумано — поверьте, в этом случае он услышит, поймет.

content image for: 37842

Лояльность GT-R к водителю в полной мере продемонстрировал пилот гоночной команды G-Drive Racing by Signatech Nissan (кстати, занявшей в минувшем Ле-Мане четвертое место в своем классе LMP2) Роман Русинов, который сопровождал заезды на Juke R в правом кресле, а также катал участников мероприятия «по-взрослому» на купе GT-R. Сначала едем в шоу-режиме: визг шин прекращается только к концу круга, когда мы выскочили (конечно же, боком) на прямую старт-финиш. При этом все электронные помощники были на страже — просто GT-R прекрасно понимал, что находится в правильных руках, и не препятствовал дрифт-экзерсисам. Потом я прошу Романа ехать так, как будто бы он в гонке. Не меняя настроек машины, пилот прекращает шоу-представление и едет академично, допуская микрозаносы только в некоторых поворотах, чтобы быстрее выставить суперкар на нужный курс и открыть газ. И ведь это делает одна и та же машина, с полным набором электронных стражей начеку. Киборг!

content image for: 37842

Juke — другой. Несмотря на то, что базовые агрегаты у этих автомобилей одни и те же, характеры у них отличаются сильно. Разница на треке между «Джитиаром» и «Джукиаром» напомнила мне ощущения, когда я, время от времени гоняя на зимних спринтах на гражданских машинах, вдруг однажды оказался в заснеженном «Мячково» за рулем гоночной машины серии Legend. Чуть неласково обошелся с газом — и молись, чтобы поймал машину рулем. Неосторожно сработал рулем — помилования не жди. Juke R требует очень аккуратного к себе отношения. Более короткая база, более высокий центр тяжести, а также акселератор, по настройке напоминающий оголенный нерв, заставляют Джука совершать попытки завертеться волчком при любом необдуманном движении.

content image for: 37842

Слишком грубо замедлился? Корма со смешными крылышками уже спешит оказаться впереди носа. Неосторожно нажал в повороте тормоз — то же самое. «Открылся» раньше, чем успел выпрямить руль? И снова лови жучару! Но профессиональные пилоты способны использовать такой норов во благо — «Джукиар» позволяет мгновенно выставить себя в повороте на нужный угол, чтобы потом по прямой выстрелить к следующему виражу. А если немного промазал на входе, то короткий занос восстановит вектор движения. Конечно, мне никто не дал попробовать сделать это на треке — для этого есть профессиональные пилоты. Или же люди, у которых есть лишние полмиллиона евро.

content image for: 37842

Что же вообще представляет собой Nissan Juke R? Во-первых, донорской платформе от GT-R сократили базу, попутно укоротив карданные валы. После этого кузов кроссовера совместили с получившейся «тележкой», основательно поработав болгаркой и сваркой. Двухнаддувная V-образная «шестерка» GT-R мощностью 485 сил (это самая первая, дорестайлинговая спецификация мотора VR38DETT) с трудом влезла под капот Джука. Для этого пришлось заново спроектировать лонжероны и моторный щит. А прочность кузову, которому пришлось также перекроить весь пол и центральный тоннель, придает вварной каркас из толстых труб. «Клетка» здесь в первую очередь для повышения общей жесткости, но и для гоночной безопасности, разумеется, тоже. Подвески имеют архитектуру, аналогичную шасси купе, но амортизаторам и пружинам подобрали новые характеристики.

content image for: 37842

В салоне сидеть неудобно: спинка «ковша» завалена чересчур назад, а расположение педального узла не очень согласовано с условно регулируемой рулевой колонкой. К тому же, тут тесно и жарко. А еще в бешеном Джуке есть очаровательная кустарность, свойственная подобным машинам. Сколько говорят про Зонды, у которых отваливаются карбоновые панели салона, да Ноублы, напоминающие исполнением Москвич 2141. Взять, например, эту наспех приделанную сугубо функциональную сетку за круглыми «окошками» переднего бампера. Или кнопку включения противотуманок (вовсе отсутствующих у «Джукиара»), помещенную на место клавиши «аварийки» у серийного собрата. Довершает картину покрашенный с подтеками и неровностями матовый кузов и расширители передних арок, не слишком соответствующие более узкой передней колее.

content image for: 37842

Вылезая из водительского ковша, я чувствовал в ладонях легкое напряжение, как после карта с дубовой «баранкой». Теперь я знаю, что Juke R — грубая, но чертовски интересная машина. Толстенный каркас, минимум шумоизоляции, агрессивные калибровки мотора и коробки — на таком не поездишь по магазинам, в отличие от GT-R.

Конечно, в мире уже хватает кроссоверов мощностью под 500 сил, есть и мощнее. Но многие ли из них способны разменять первую сотню за 3,7 секунды, а на «кольце» на равных потягаться с одним из быстрейших суперкаров в истории? То-то же.

content image for: 37842

Я немало удивился, узнав, что свои круги на GT-R и на Juke R я проехал за примерно одинаковое время. Мне казалось, что с «Джитиаром» я на одной волне, а с «Джукиаром» только и делаю, что сражаюсь и борюсь. И это только подтверждает тот факт, что Juke R на самом деле очень и очень быстрая машина. Хотя по времени прохождения трассы некоторый выигрыш все-таки на стороне купе. Кроссовер тяжелее из-за наличия каркаса, даром что «выпотрошен», слабее на 65 сил и не такой обтекаемый. И если бы я ехал не в прогулочном режиме, какового требовал формат мероприятия, на GT-R я был бы точно намного быстрее. И дело даже не в цене ошибки. Просто езда на Juke R на пределе — занятие для очень умелых и уверенных в себе драйверов.

content image for: 37842


content image for: 37842

Почти все друзья и знакомые, которым я рассказывал о своих ощущениях за рулем суперджука, задавали мне в конце один и тот же вопрос: а зачем он вообще нужен? И уверяли, что если упаковать «железо» GT-R в кузов Лады Гранты, получишь не менее занимательный аппарат, были бы средства. Ответ прост: постройкой такой машины компания Nissan хотела показать, что у нее есть задор и запал, необходимый для того, чтобы строить безумные машины. Juke R — это памятник бесконечному автомобильному энтузиазму и торжеству идеи. Его создателей не беспокоили затраченные средства или килограммы выбрасываемого в атмосферу CO2. Они просто сделали самый быстрый в мире кроссовер, который, кстати, будет производиться мелкосерийно. Всего планируется выпустить не более 23 экземпляров Джука R.

Дмитрий Ласьков
Фото автора и компании Nissan

Дмитрий Ласьков