Сон наяву, или Как мы выбирали «Спорткар года»

Небольшой брифинг – и мы расселись по машинам, готовые выехать на трек. Мы – это жюри премии «Спорткар года», которую восьмой год подряд устраивает журнал «Автомобили». И впервые в его состав попал редактор Авто Mail.Ru!

Семь утра, сонная пробка на Новорязанском шоссе из-за реконструкции моста и вот, наконец, я въезжаю на территорию подмосковного автодрома в Мячково. А там... хочется протереть глаза! Porsche, Ferrari, Bentley, Lamborghini, Jaguar, Audi, Mercedes-Benz и другие «зажигалки». Ущипните меня! Небольшой брифинг — и вот мы уже расселись по машинам, готовые выехать на трек. Мы — это жюри премии «Спорткар года», которую восьмой год подряд устраивает журнал «Автомобили». Но впервые оценки «заряженным» автомобилям выставлял и редактор Авто Mail.Ru!

content image for: 37656

В состав жюри традиционно входят российские профессиональные пилоты и журналисты. Загибайте пальцы: Роман Русинов (4-е место в категории LMP2 в марафоне «24 часа Ле-Мана» 2012 года), Евгений Новиков (2-е место в Ралли Португалии 2012 года), Станислав Грязин (чемпион России по ралли), Алексей Васильев (чемпион России по кольцевым гонкам и участник «24 часов Ле-Мана»), а также Наталья Фрейдина (участник чемпионата FIA GT3). Хорошая компания! Моими же коллегами оказались Михаил Петровский, Павел Фёдоров, Илья Гуревич, Алексей Попов и Александр Кобенко, главный редактор журнала «Автомобили». И, конечно, не стоит забывать о Николае Панули — коллекционере, который давно сотрудничает с организаторами премии.


Как же выбирают лучший спортивный автомобиль года? Оказалось, всё субъективно! Ещё перед «стартом» Александр Кобенко рассказал нам, что мы не выявляем самую быструю машину, поэтому на них не стоят датчики хронометража, да и гонки едва ли способствуют сохранности техники. Нет, мы на основании собственных ощущений оцениваем тот или иной спорткар, включая такой важный параметр как удовольствие от автомобиля. Баллы проставляются по десяти пунктам, а затем суммируются. Так и определяют затем трёх победителей в каждой подгруппе.


Всего их три. Категория «Эксперт» — это автомобили стоимостью до полутора миллионов рублей. Вотчина «хот-хэтчей»: Opel Corsa OPC Nurburgring Edition, Renault Megane RS, SEAT Leon FR и Volkswagen Golf GTI Edition 35. Негусто! А где же Ford Focus ST, Opel Astra OPC, Toyota GT86 и Subaru BRZ, спросите вы? Верное замечание, но на момент проведения премии эти автомобили ещё не добрались до нашего рынка. Ожидался и Mini Cooper S Coupe, но в последний момент российское представительство BMW отказалось от участия в «Спорткаре года». Жаль, ведь Mini хороши на гоночных треках. По той же причине отвалилась и новая BMW M5.


В классе «Престиж» (от 1,5 до 3 млн рублей) честь марок отстаивали Audi S5 Sportback, Audi RS 3 Sportback, Chevrolet Camaro SS, Hyundai Genesis Coupe и Porsche Boxster S. А самой многочисленной оказалась категория «Премиум» (свыше 3 млн рублей). Никаких границ! И ни одной машины слабее 440 «лошадей». Здесь, в основном, «рубились» суперкары: Audi R8 GT (560 л.с.), Bentley Continental GT W12 (575 л.с.), Ferrari FF (660 л.с.), Jaguar XKR-S (550 л.с.), Lamborghini Gallardo LP560-4 (560 л.с.), Maserati Quattroporte Sport GT S (440 л.с.), Mercedes-Benz CLS 63 AMG (525 л.с.) и Nissan GT-R (540 л.с.).

content image for: 37656

Именно глядя на топ-класс, я и понял, что сравнивать времена кругов при такой разношёрстной технике — занятие, лишённое всяческого смысла. Никто не сомневался, что Nissan GT-R на треке окажется быстрее, чем, например, Jaguar. Но оценивались совсем другие показатели. Да, мы проставляли оценки по десятибалльной шкале за динамику разгона, тормоза, управляемость, курсовую устойчивость, но учитывали и эргономику, удобство входа/выхода и посадки, обзорность, качество интерьера. Финальный пункт — удовольствие от автомобиля в целом.

content image for: 37656

Времени в обрез! У каждого члена жюри — папка, в которой прописана очерёдность управления той или иной машиной. Сел за руль, сделал 2-3 круга, быстро ставишь оценки и уже бежишь к следующей. Иначе никак — автомобилей и людей много, а уложиться надо до 17 часов. Впрочем, во многих случаях всё было достаточно однозначно. Первым мне достался Chevrolet Camaro... Эх, кто ж тебя на трек выгнал, красавчик? «Шеви» даже в версии SS — стопроцентный «масл-кар». То есть машина с эффектной внешностью и большим мотором, но с простеньким шасси. Да ещё и «автомат»! Надо ли говорить, что ездить на нём по треку — удовольствие ниже среднего? Крены, задержки при переключениях, да и динамика не впечатлила. Хотя тормоза порадовали!

content image for: 37656

Но в случае с Camaro SS это было ожидаемо. А вот что неприятно удивило, так это купе Hyundai Genesis. Смотришь в характеристики — заглядение: турбомотор, 250 сил, задний привод. Казалось бы, первый настоящий корейский спорткар. Увы, чуда не произошло. Звук двигателя — словно за стеной включили пылесос, разочаровали тормоза. К тому же, максимальный крутящий момент мотор выдаёт в диапазоне от 3 до 4,5 тысяч «оборотов», что в сочетании с «автоматом» и задержками на «газ» практически лишает водителя последней радости — эффектного дрифта. Миллион-шестьсот? Спасибо, но при таком раскладе лучше обратить взор в стан «хот-хэтчей»...

content image for: 37656

Однако были и приятные неожиданности. Садясь в синий Jaguar XKR-S, я даже представить не мог, насколько харизматичным окажется это купе. Динамика радует тело, а рёв V8 и свист компрессора ласкают слух. Но главное, что «Джаг» фантастически покладист. Хочешь — мети хвостом, хочешь — вкатывайся по траектории. Делает он всё очень мягко, плавно, буквально подстраиваясь под требования водителя. К тому же, Jaguar не лишён комфорта. Пусть Jaguar и не самый быстрый в этой компании, но, несомненно, один из самых эмоциональных. Помнится, и нашему Виталику Кабышеву XKR-S понравился на Северной петле Нюрбургринга. Кстати, Jaguar XKR-S заслужил и неофициальное звание «дрифт-кара» премии.

content image for: 37656

Туда же и Ferrari FF. И не беда, что в тесном Мячково она едва может оторваться от пятидверки Audi S5 Sportback. Тяжёлая, громоздкая, полноприводная Ferrari здесь явно не в своей тарелке. Чего от неё ожидать? Я сел внутрь и попытался открыть окно, а кнопка стеклоподъёмника осталась у меня в руках... Ох, Италия! Внутри — что дедушкин рыжий чемодан. Взрослая машина для взрослых людей. Так я думал ровно до первого поворота. Выход из правой медленной дуги, педаль в пол и... о, Господи! Полоска диодов на рулевом колесе стремительно долетает до «красной зоны», вторая, скорость FF набирает с невероятной яростью. А звук! Пусть Ferrari будет в Формуле-1 ещё как минимум полвека, лишь бы они наделяли свои дорожные машины таким «голосом». А как охотно она закидывает «корму»! Полный привод здесь явно с «драйверским» оттенком.

content image for: 37656

Максимальные 10 баллов за удовольствие от автомобиля я присудил не только Ferrari и Jaguar. В очередной раз меня обрадовал новый Porsche Boxster S — очень «живой» автомобиль! А ещё я сразу после Lamborghini Gallardo LP560-4 сел за руль Audi R8 GT. Вроде бы — хорошо мне знакомая R8 V10 с небольшими доработками. Плюс пафосный тираж в 333 экземпляра по всему миру. Маркетинг? Чёрта с два! R8 GT не только понравилась мне намного больше, чем обычная «десятка», она в моих глазах превзошла и Lamborghini! И дело вовсе не в «ковшах» с четырёхточечными ремнями и каркасе безопасности в задней части кокпита. R8 GT настроена гораздо «злее», чем R8 V10.

content image for: 37656

Если «десятка» чаще всего скользит носом наружу при безобидном превышении скорости входа в поворот, то GT незамедлительно уйдёт в занос! Но удивительно другое — то, насколько R8 GT контролируется в таких режимах. Дрифт на 560-сильном среднемоторном купе? Это реально! Прибавьте сюда моментальные отклики на руль, превосходные тормоза, отлично звучащий атмосферный V10 и получите коктейль удовольствия. Даже «робот» R tronic с одним сцеплением здесь работает вполне неплохо. Главное отличие от обычной R8 V10 — в R8 GT чувствуется эта лёгкость (разница 100 кг), с машиной не надо бороться, она гораздо охотнее ныряет в повороты. Кстати, именно по поводу самых быстрых автомобилей и развернулись споры среди членов жюри. Например, Жене Новикову больше всего понравилась Lamborghini, Роман Русинов голосовал за R8 GT и Nissan GT-R, некоторые журналисты были в восторге от XKR-S. Кто же победил?


Победителей объявили на «Фестивале скорости», что впервые прошёл в Лужниках. Открывал его парад из... Ferrari F40, Lamborghini Countach, Jaguar XJ220 и Lamborghini LM002 из частной коллекции, затем на трассе появилась тёплая компания из Chevrolet Camaro и других стареньких «американцев», включая даже полицейскую машину. Причём все эти автомобили затем поместили под шатры, где все желающие могли их посмотреть и сфотографироваться рядом. Напомним, вход на «Фестиваль скорости» был абсолютно бесплатным.


Но хватало и других активностей. Были организованы тест-драйвы Land Rover и Volkswagen, гости могли покататься на небольшой трассе для картинга. Здесь же состоялась российская премьера быстроходного внедорожника Jeep Grand Cherokee SRT8 (468 л.с., от 3 155 000 рублей). А зрителей развлекали дрифтеры, «трюкачи» на мотоциклах и целая команда каскадёров на «Ладах», которая собирала немалую толпу. Устраивали показательные заезды школы водительского мастерства Jaguar Experience и Mazda Sport Academy. Но удивило другое — в Лужники привезли и настоящую гоночную технику!


Команда ALM Russia, за которую в чемпионате мира по ралли выступает Евгений Новиков, выставила раллийный Mitsubishi Lancer Evolution, Lada Sport привезла несколько «боевых» седанов из первенства Granta Cup, были спортпрототипы Radical и Fenix (последний — российского производства). И они не просто грели борта на жарком летнем солнце (с погодой повезло!), но и принимали участие в шоу-заездах! А, пожалуй, самое главное — у зрителей была возможность поучаствовать в конкурсах с призами от Chevrolet и Lada, а также выиграть... поездку в «штурманском» кресле с одним из членов жюри премии «Спорткар года»!


Причём поездить счастливчикам довелось не только на автомобилях, участвовавших в премии, — это были Nissan GT-R, Audi R8 GT, Renault Megane RS, Opel Corsa OPC Nurburgring Edition, Volkswagen Golf GTI Edition 35, а также «внезачётные» Skoda Fabia RS и Octavia RS. Николай Панули и компания Konig Motor Club доверила российским пилотам управление 1000-сильным (!) Dodge Viper Hennessey Venom, доработанным кабриолетом Porsche 911 Turbo, а также редким Spyker C8 Spyder. Судя по счастливым лицам «штурманов», поездки им понравились.


Сиял от радости и я. В Лужниках было на что посмотреть, и день в приятной компании пролетел незаметно. К тому же, свой последний «шоу-заезд» я провёл за рулём Audi R8 GT и в очередной раз получил море положительных эмоций. Хотя она и не выиграла... В категории «Эксперт» победил хэтчбек Renault Megane RS, в зачёте «Престиж» статуэтку завоевал Porsche Boxster S, а в «Премиум» выиграл... Nissan GT-R! C вердиктом относительно Renault и Porsche я был согласен, но в топ-классе моё сердце осталось в R8 GT.


Своим мнением эксклюзивно для Авто Mail.Ru поделился и Роман Русинов. «Я уже в пятый раз являюсь членом жюри ежегодной премии «Спорткар года» журнала «Автомобили». Как обычно, самая серьезная борьба ожидалась в классе «Премиум» — Audi R8 GT, Bentley Continental GT, Ferrari FF, Lamborghini Gallardo, Maserati Quattroporte Sport GT S, Mercedes CLS 63 AMG, Jaguar XKR-S и Nissan GT-R. Ещё до тест-драйва многие уже стали делать ставки, я же предполагал, что Ferrari FF должен стать фаворитом. Но это было утром. К концу дня я точно выделил двух фаворитов для себя — это Audi R8 GT и Nissan GT-R. Почему не Ferrari и Lamborghini? В первую очередь, когда мы пытаемся поставить точные баллы тому или иному автомобилю, очень важно забыть про бренд и сфокусироваться на действительности. Главные для меня показатели — это удовольствие от автомобиля, динамика торможения и его управляемость в быстрых и медленных поворотах. И вот здесь, на мой взгляд, Audi R8 GT и Nissan GT-R превзошли своих конкурентов. Конечно, звуку и мощности двигателя Ferrari противостоять сложно, поэтому выставлять оценки в этот раз было очень сложно». Кстати, Роман обещал рассказать нам о подробностях своего выступления в «Ле-Мане» и планах на остаток сезона в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC). Ждите интервью!


Интересно, что Nissan GT-R шёл к этой победе долгие три года, за которые он успел пережить не одну модернизацию. И пусть немногие дали ему высшие оценки за «эмоциональность» (моя оценка — 8), но по совокупности показателей равных японскому суперкару не оказалось — обновлённый GT-R стал ещё быстрее, избавился от ряда недостатков, да и в городе будет удобнее многих соперников. Такая вот объективная победа в субъективном конкурсе. Тем интереснее узнать, кого объявят победителем через год. И хотелось бы, чтобы это снова произошло в Лужниках. Кстати, на «Фестивале скорости» посетители могли также проголосовать за понравившийся автомобиль. И, кто знает, может быть, «Спорткар года» получит отдельную номинацию — выбор зрителей?

Мой личный рейтинг по параметру «удовольствие от автомобиля»:

10 баллов: Audi R8 GT, Ferrari FF, Jaguar XKR-S, Porsche Boxster S
9 баллов: Lamborghini Gallardo LP560-4, Audi RS 3
8 баллов: Nissan GT-R, Renault Megane RS, Opel Corsa OPC Nurburgring Edition
7 баллов: VW Golf GTI Edition 35
6 баллов: Maserati Quattroporte Sport GT S, SEAT Leon FR
5 баллов: Mercedes CLS 63 AMG, Audi S5
4 балла: Chevrolet Camaro SS, Bentley Continental GT W12
3 балла: Hyundai Genesis Coupe

Вадим Гагарин
Фото организаторов премии «Спорткар года» и «Фестиваля скорости»
Вадим Гагарин
Подпишитесь на нас