Введение платных дорог сократит число ДТП

Нынешние показатели дорожно-транспортных происшествий по стране обнажили проблемы дорожной отрасли, накопившиеся за прошедшее десятилетие.

Нынешние показатели дорожно-транспортных происшествий по стране обнажили проблемы дорожной отрасли, накопившиеся за прошедшее десятилетие. По статистике Минтранса России, за 9 месяцев этого года количество ДТП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 14 процентов, а число погибших - на 9 процентов. По мнению руководителя департамента автомобильного транспорта Минтранса России Анатолия Пинсона, это связано с небывалым ростом автомобилизации, плохим техническим состоянием автомобильного парка и уровнем профессиональной подготовки автоперевозчиков.

Сегодня в России порядка 40 процентов грузового и треть автобусного парка находится в собственности частных предпринимателей. Как правило, уровень технического оснащения их парка и профессиональной подготовки водителей оставляет желать лучшего. К крупному автотранспортному предприятию предъявляются строгие требования по техническому состоянию машин, их соответствию экологическим нормам и нормам безопасности. АТП содержат большую производственную базу, штат сотрудников, обеспечивающих ремонт и профилактику автомобилей. Это требует значительных средств. Поэтому частники уделяют этим вопросам гораздо меньше внимания. Отчасти в этом виновато и само государство. Система лицензирования для частных предпринимателей, занимающихся автоперевозками, очень либеральная. Какие-либо проверки там носят почти формальный характер. То же касается и налогообложения. Например, индивидуальный предприниматель, имеющий 100 машин, платит налог лишь три процента с дохода. А автотранспортное предприятие, в собственности которого находится такое же число машин, - 30-40 процентов. Как считает Анатолий Пинсон, необходимо ввести одинаковые требования для малого и среднего бизнеса, тогда сами предприниматели будут вынуждены их соблюдать и количество ситуаций, которые могут привести к ДТП, существенно уменьшится.

Еще одна причина высокого уровня аварийности, по мнению руководителя департамента автомобильного транспорта Минтранса России, - плохое техническое состояние парка и отставание улично-дорожной сети от темпов автомобилизации. Теперешний уровень наших машин можно сравнить с тем уровнем, который был в странах Запада в 60-70-е годы. Больше половины всех грузовиков на дорогах России старше 10 лет. Мы сильно отстали по нормам экологии, конструктивной безопасности и надежности. Лишь 20 процентов грузовиков, работающих на международных перевозках, соответствуют экологическим нормам, которые предъявляются на Западе.

Что касается совершенствования качества дорог, то в этой связи уже несколько лет обсуждается вопрос о введении системы платных дорог. Сами перевозчики к этой идее относятся весьма прохладно. Однако, как считают в Минтрансе, без этой меры изменить ситуацию с качеством российских дорог невозможно. Бюджетных дотаций на улучшение дорожного полотна и уличной сети не хватает, поэтому лучший способ - привлекать частные инвестиции. Такая система давно и эффективно работает на Западе: крупные компании за счет собственных средств строят современные скоростные трассы, эксплуатируют их в течение какого-то времени (как правило, этот период не превышает 49 лет), а затем передают дороги в собственность государства. По мнению Анатолия Пинсона, перевозчики пока недооценивают преимущества введения платных дорог. Ведь даже оплачивая свой проезд, они будут выигрывать в скорости доставки, экономии топлива и т.д.

Небольшие участки платных дорог в России уже существуют. Но для масштабного развития этой системы необходимо принятие соответствующей нормативно-правовой базы, разработкой которой и заняты сейчас в Минтрансе. Как предполагается, по платным дорогам будет бесплатно ездить муниципальный транспорт, машины "скорой помощи", милиции. Введение этой системы предусматривает обязательное наличие альтернативных бесплатных дорог, однако пока трудно предположить, будут ли они соответствовать уровню платных.