Россия: доверенностям пришел конец...

И автовладельцам, увлекавшимся куплей-продажей по доверенности, кажется, тоже. Им теперь придется платить налог за все когда-либо побывавшие в их руках машины. «Мы сами в шоке, – заявили в МНС, – но будем выполнять закон».

И автовладельцам, увлекавшимся куплей-продажей по доверенности, кажется, тоже. Им теперь придется платить налог за все когда-либо побывавшие в их руках машины. «Мы сами в шоке, – заявили в МНС, – но будем выполнять закон».

Не удивляйтесь, если с начала следующего года вам начнут одно за другим приходить уведомления об уплате транспортного налога на самые разные автомобили. Теперь это безобразие будет происходить ежегодно с января по конец мая. Дело в том, что с 1 января 2003 года вступает в силу новая система его уплаты, которая исключает из процесса гаишников, зато передает весь контроль Министерству по налогам и сборам. А министерству все равно, ездите ли вы сами, продали машину по доверенности или она вообще гниет на свалке.

О новой передовой системе сбора транспортного налога рассказал министр по налогам и сборам Геннадий Букаев. Введут ее с января, однако образец Налогового уведомления, которое министерство будет высылать всем автовладельцам, уже утвержден, каждый желающий может с ним ознакомиться.

До сих пор квитанцию проверяли только в одном месте – на пункте техосмотра ГАИ при прохождении очередного ТО. Платил по ней только тот, кто хотел ездить, – владелец, если он пользовался машиной сам; лицо, «купившее по доверенности»; или, наконец, никто, если автомобиль неисправен, или просто на нем никто не ездит. И наказание за неуплату было всего одно – невозможность пройти техосмотр.

Теперь все гораздо серьезней. Факт, что человек пользуется машиной, и необходимость платить за нее налоги больше не будут связаны. С государственной точки зрения система действительно передовая – так делают во всем цивилизованном мире.

А с точки зрения владельца в ней есть два крошечных плюсика и ужасные минусы, которые могут привести к полному хаосу в российском автомобильном мире.

Первый плюс – владельцу машины больше не придется демонстрировать квитанцию об оплате гаишнику на контрольном посту, а срок уплаты налога будет определяться не временем прохождения техосмотра, а региональными законодательными актами. Как рассказали нам на одном из ПИКов, никакой официальной информации на этот счет они еще не получали, а если и дальше не получат, то в январе 2003 года будут работать, как и раньше.

Но в МНС заверили, что с самого начала следующего года новая система заработает.

Второй плюс состоит в том, что налог, который сейчас уплачивается не меньше чем за полгода, будет рассчитываться по месяцам: «отношение числа месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде» определяет коэффициент для расчета налога. Если вы купите машину прямо сейчас, налог в 2002 году придется платить всего за два месяца (ноябрь и декабрь), а не за шесть, как раньше.

Все остальное – ужасные и, кажется, неисправимые минусы.

Прежде всего речь идет о доверенностях. МНС эти бумажки абсолютно не интересуют. Как объяснили в Департаменте по налогам с физических лиц МНС, налог по закону взимается с собственника транспортного средства независимо от того, как он этим средством распоряжается. В результате те, кто когда-то продали машину по доверенности, с января следующего года начнут получать квитанции на уплату налога. Если таких продаж было много, много будет и квитанций.

Раньше неуплата вела просто к тому, что человек не мог пройти техосмотр. А теперь дело может дойти до конфискации имущества.

Прежде всего, за просрочку платежа будет начисляться пеня (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки). Одновременно министерство будет слать нарушителю напоминания о том, что пора платить. А затем на квартиру к автовладельцу явятся судебные приставы и опишут его имущество. В общем, все должно происходить точно так же, как при неуплате налога с доходов.

«Мы сами ужаснулись, когда получили приказ начать таким образом действовать, и мы понимаем вашу озабоченность, – посочувствовали в Управлении ресурсных платежей МНС, которое занимается методологией сбора налогов. – Однако закон существует и будет исполняться».

Любители продавать по доверенности (а это почти все российские автомобилисты) окажутся в почти безвыходной ситуации.

Они должны будут или регулярно платить за чужую машину (чужие машины), или разыскивать покупателей и просить их оформить все по закону. Какие-то возможности спастись, впрочем, министерство предусмотрело. Те, кто выдали доверенность до 24 июня нынешнего года, могут представить ее копию в МНС вместе с заявлением о том, что машиной они фактически не пользуются. Министерство обещает в этом случае обратить требование налога на настоящего пользователя. Но мало кто хранит копии своих доверенностей и телефоны покупателей. Всем бывшим владельцам придется, наверное, заявлять свои когда-то проданные автомобили в розыск – что, конечно, не избавит их от обязанности платить налоги, пока машины будут искать. И обещает серьезные неприятности при встрече с покупателями, если их найдут.

Кто-то возразит, что доверенность дается максимум на три года, поэтому за то, что было раньше, владельцу отвечать не придется. Но это только кажется. По истечении трех лет новый хозяин мог перепродать машину (найти следующих покупателей еще более безнадежная задача, чем первого), а мог просто «возобновить» доверенность собственными силами – не так уж и сложно создать бумажку в так называемой простой письменной форме. Если же все продавцы и покупатели проникнутся духом законности и бросятся регистрировать свои старые сделки, тоже ничего хорошего не получится – отделы ГАИ и с текущими-то сделками не справляются.

Есть еще одна проблема. Редко кто в России регистрирует как положено смерть своей машины. В Москве, например, ежегодно выбрасывают на свалку несколько сотен тысяч автомобилей. В ГАИ Москвы нет статистики, сколько из них проходят процедуру ликвидации регистрации (именно так называется узаконивание автомобильной смерти). Но, учитывая хлопотность и видимую бессмысленность этой операции для владельца, а также отсутствие традиции ее производить, легко понять, что среди сотен тысяч бывших автовладельцев дураков находилось немного. Кузов остается гнить на свалке, а документы или выбрасываются, или продаются – опять же по доверенности. Теперь за все эти нелегально умершие машины тоже придется платить.

Здесь появляются новые трудности. В принципе, объяснили «Газете.Ru» в ГАИ Москвы, для ликвидации регистрация следует представить для осмотра то, что осталось от машины. А как быть, если не осталось ничего, в том числе и документов? Платить придется и тем, кто не пользуется машиной не по доброй воле – если она числится в угоне. Не угонщику же будет МНС отсылать свое налоговое уведомление.

Конечно, вся эта ужасная кутерьма может возникнуть, только если МНС сумеет исполнить свои угрозы насчет наказания за неуплату. В самом министерстве настроены очень серьезно и считают, что ни один нарушитель – неважно, стал ли он таковым по злому умыслу или стечению обстоятельств – не уйдет от платежей. Но судебной системе сложно будет справиться, если полстраны запишут в неплательщики. Тем более что и ловить их, лишившись помощи ГАИ, будет сложнее. В МНС понимают, что задача непростая, и с оптимизмом смотрят в будущее.