Аэропорт Ниццы, паспортный контроль, багаж. Но дальше мы направляемся не в сторону паркинга, откуда обычно начинаются тест-драйвы новых моделей, а к стойкам... вертолётного такси! Спустя четверть часа микроавтобус отвозит нас на площадку, а ещё через 10 минут «вертушка» плавно садится в Монако. Роскошь? Необходимость. Проехать по средиземноморскому княжеству в эти жаркие деньки — задача непростая. Но причина транспортного коллапса благородная. Гран-При Формулы 1! И мы не просто побывали на легендарной гонке. В рамках программы Johnnie Walker, которая называется Step Inside The Circuit, нам удалось заглянуть за кулисы мира «королевы автоспорта». Подробности — в фоторепортаже.
Антураж
Трасса и немного истории
И кому только пришла в голову совершенно фантастическая идея гоняться по тесным улочкам крохотного государства? Наверное, стоит благодарить французских чиновников из Ассоциации признанных Автомобильных клубов (по сути, предвестницы современной FIA) и группу обиженных монегасков. Суть в том, что в Париже им отказали в регистрации Автоклуба Монако в 1925 году — мол, у вас же не проходит ни одной гонки (ралли не в счёт, так как спецучастки находятся на территории Франции). Но Александр Ногез и его сын Антони не пали духом. Они придумали проект проведения Гран-При прямо по улицам Монте-Карло! Ногез показал его местному гонщику, Луи Широну, а князь Луи Второй поддержал идею, выделив деньги из казны на модернизацию дорог.
Первый Гран-При Монако успешно прошёл в 1929 году, а с 1955-го навсегда прописался в календаре Формулы 1 (хотя дебют в «королевских гонках» состоялся в 1950-м). Этап быстро стал самым престижным в чемпионате — сложнейшая трасса с практически полным отсутствием зон безопасности бросает серьёзный вызов пилотам, а атмосфера светского мероприятия делает Гран-При Монако ещё и самым важным с точки зрения имиджа и спонсорских контрактов. Победить в «гонке вокруг казино» мечтают не только все пилоты, но и руководители команд, приглашающие в паддок важных персон, звёзд шоу-бизнеса и прочую элиту общества.
Именно на этих улицах родилась легенда Айртона Сенны — он едва не выиграл здесь в год дебюта в Формуле 1 (1984 год), когда под проливным дождём обогнал Алена Проста и умчался вперёд. Но гонку тут же остановили по соображениям безопасности и победа досталась французу, так как результаты считали по предыдущему кругу. Можно было представить разочарование молодого бразильца! Впрочем, Волшебник сполна отыгрался за это досадное поражение, победив в Монако ещё шесть раз, причём подряд.
Ночная прогулка
Пробыв пару часов на вечеринке, проходящей на яхте благотворительного фонда Дженсона Баттона, и увидев самого чемпиона мира, мы решили прогуляться по трассе Гран-При Монако. Днём это сделать невозможно из-за перекрытий, поэтому полный круг мы совершили ночью. Захватывающие ощущения — почти 20 лет я смотрел на это исключительно через экран телевизора, а сейчас вдруг получил возможность прикоснуться к едва остывшему после квалификации асфальту. И сразу вспоминаешь все те многочисленные события, происходившие на трассе.
В исчерченном шинами прямо у бетонной стены повороте Anthony Noghes приютилась и табличка DRS — тут уже можно «открывать» заднее антикрыло, чтобы попытаться обойти соперника на стартовой прямой. Но, пройдя по ней, понимаешь — сделать это не так-то просто. Прямик совсем короткий, да ещё и с изгибом. Тут особо не разгуляешься. А после первого поворота Saint Devote начинается подъём к Massenet, к знаменитому казино Монте-Карло. И подъём-то крутой! Поверьте, телевизионная трансляция совершенно не передаёт рельеф в этом месте.
Дальше короткий участок с парой правых поворотов, и трасса уходит в знаменитый тоннель. Здесь тоже «дров наломали». Тут же вспомнилась авария Михаэля Шумахера и Хуана-Пабло Монтойи, когда пелотон уже выстроился за машиной безопасности, а на выходе «уснувший» Кими Райкконен лишил четвёртого места Адриана Сутиля на Force India за несколько кругов до финиша. Да и в самой шикане жёсткими авариями отметились и Карл Вендлингер в 1994-м, что едва не стоило ему жизни, и Дженсон Баттон с Серхио Пересом в недавнем прошлом. В этом году поворот перестроили — спилили пару деревьев и перенесли барьер на несколько метров дальше. Впрочем, на квалификации Жан-Эрик Вернь всё-таки оставил там обломки переднего антикрыла. Жаль, карбоновых осколков мы не нашли — трассу уже почистили. На полный круг по трассе ушло примерно 40 минут — за это время пилоты Формулы 1 проехали бы в 30 раз больше.
За сценой
Вот они — главные прелести программы Step Inside The Circuit. Мы встретились с тремя чемпионами мира — Дженсоном Баттоном, Льюисом Хэмилтоном и Микой Хаккиненом. Правда, британцы лишь поприветствовали нас короткой речью и ответили на несколько заготовленных вопросов — им надо было готовиться к гонке после квалификации. Что здесь делает Мика? Оказывается, сейчас финн является послом Johnnie Walker, ратующим за ответственное потребление алкоголя. Но говорили мы с Хаккиненом совсем не о спиртном, хотя его соотечественник Кими Райкконен наверняка мог бы поведать что-то интересное и на эту тему.
На сладкое нас ждала мечта любого болельщика Формулы 1 — доступ в паддок и на пит-лейн! И это на Гран-При Монако — самом «гламурном», самом престижном этапе чемпионата. Честно говоря, поначалу кажется, будто ты во сне. Люди, которых до этого видел лишь на обложках журналов и экранах телевизоров, вдруг ходят вокруг тебя — пилоты прошлого и настоящего, звёзды спорта и шоу-бизнеса. Причём это стало сюрпризом для нас — в программе о прогулке по пит-лейн не было ни слова. Побольше бы таких неожиданностей!
Гран-При
Юбилейный, 70-й Гран-При Монако оказался пресным. Михаэль Шумахер, который накануне неожиданно для многих взял «поул», из-за штрафа в 5 позиций стартовал лишь с 6 места и опять попал в «замес» с Романом Грожаном. Впрочем, на гонке семикратного чемпиона это вряд ли сказалось — немец в итоге сошёл из-за проблем с топливным насосом. Победу уверенно одержал Марк Уэббер, вторым остался Нико Росберг, в тройку ворвался Фернандо Алонсо, а в Red Bull смогли компенсировать девятое место Себастьяна Феттеля в квалификации смелой тактикой — Себ приехал четвёртым. Для McLaren-Mercedes этап не сложился — Хэмилтон откатился на пятую позицию, а Дженсон Баттон и вовсе вряд ли хочет вспоминать эту гонку, британец всю дорогу плёлся за Хейкки Ковалайненом, а незадолго до финиша и вовсе сошёл.