АвтоВАЗ вновь растет за государственный счет

Отечественные автозаводы подвели финансовые итоги прошлого года, согласно которым производители машин демонстрируют устойчивую прибыль, однако значительную роль тут сыграли государственные субсидии

Отечественные автозаводы подвели финансовые итоги прошлого года, согласно которым производители машин демонстрируют устойчивую прибыль, однако значительную роль тут сыграли государственные субсидии, пишет сегодня «Коммерсантъ».

АвтоВАЗ в 2011 году заработал 6,7 млрд прибыли, что на 81% больше, чем годом ранее. Правда, долги предприятия достигают 46 млрд рублей, но это все же существенно меньше, чем в 2010 году, когда тольяттинская компания была должна 63 млрд руб. И тут кроется один важный нюанс: в кризис АвтоВАЗ получил от государства крупные беспроцентные кредиты, и демонстрируемая сейчас прибыль образуется именно от того, что никаких процентов по этим займам в бюджет не возвращается. Если бы автозавод платил рыночные проценты, то вся полученная прибыль обернулась бы убытками. Как подсчитали в компании «ВТБ Капитал», АвтоВАЗ закончил бы 2011 год с «минусовыми» показателями, которые превысили бы 3 млрд руб. И это еще без учета того эффекта, который оказала программа утилизации. Не будь ее, убытки тольяттинского завода оказались бы еще более существенными.

В случае с другими российскими автозаводами аналитики также утверждают, что прибыли получены во многом благодаря государственным субсидиям. Прямых беспроцентных кредитов от государства они не получают, однако им компенсируются проценты по займам, взятым на реализацию инвестиционных проектов. «Без субсидий группа ГАЗ получила бы 4,9 млрд руб. чистой прибыли вместо 8,5 млрд руб., "Соллерс" – 3,6 млрд вместо 4,7 млрд руб., а КамАЗ – 1,1 млрд вместо 1,8 млрд руб.», – приводит газета слова представителя инвестиционной компании «Атон» Михаила Пака.

Павел Ёлшин