Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 июля
Jaguar XJ XJ6 4.0 i 24V Classic Sovereign Lang
Проблем нет! Люк, кожа, на ходу. 1992 Г. БЕЗ АВАРИЙ. МНОГО НОВЫХ ЗАПЧАСТЕЙ С ДОКУМЕНТАМИ заменено. Представительск​ое АВТО высокого класса. премьер-министр​ Великобритании - Дж. Мейджор, пользовался Я...
4.8
25 апреля
Jaguar XJ 5.0 385hp AT
Год езжу на этом авто. нипожалел ни менуты. Нет слов слов чтобы выразить свое восхищение. Всегда ездил на японцах. Крузеры, Лексусы и ниссан-сафарики​ был и мерс. Конечно клас другой. Но.... Комфортабе...
4.8
Другие отзывы о Jaguar XJ Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
17 мая 2012 10:22, Безопасность, Автошкола

Nurburgring. Граница космоса

За спиной с десяток гоночных треков, самых разных — больших и маленьких, простых и сложных, скоростных и не очень. Но на Nurburgring я впервые

За спиной с десяток гоночных треков, самых разных — больших и маленьких, простых и сложных, скоростных и не очень. Но на Nürburgring я впервые! О встрече с этим легендарным кольцом мечтают многие. У меня мурашки по спине, а сердце сжимается от одной мысли о нём... Столько побед одержано, столько неудач и, увы, смертей было в этом месте. Для тех, кто хоть немного знаком с историей автоспорта, кто хотя бы мало-мальски представляет, что такое гоночные траектории, — отведать этого асфальта всё равно, что побывать на границе с космосом.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 1

Петля затягивает, как чёрная дыра. Профессионалы и любители годами изучают её и оттачивают тактику прохождения. Нюансов — миллиард. Траектории и режимы, которых нужно здесь придерживаться, написаны кровью. Наш сверхзвуковой Вадим Гагарин уже был здесь трижды. Я давно готовился вступить в круги счастливцев, вкусивших сложности Nordschleife, но возможность появилась только сейчас.  «Ягуар»  пригласил сюда несколько автожурналистов продемонстрировать свой тестовый центр, а заодно попробовать все модели линейки в боевых режимах в компании с их создателями.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 2
Nordschleife (переводится как Северная Петля) — это старая северная часть Нюрбургринга. Построена она была в 1925-1927 годах. Длина — 20,8 км, перепад высот — 300 метров, 33 левых и 40 правых поворотов. Но есть ещё и южная новая трасса — это трек длиной 5,148 километра, на котором проводятся чемпионаты Формулы 1, DTM, GP2, Формулы 3, 1000 км Нюрбургринга, 24 часа Нюрбургринга... Здесь всего 15 поворотов

Итак, тест-центр. Ничего головокружительного и сверхсложного с технической точки зрения здесь нет — комплекс, на территории которого двухэтажное здание, небольшая площадка и несколько боксов, расположен в паре километров от въезда на трассу. Очень похоже на обычный дилерский центр. В главном здании конференц-зал, офисная часть и, конечно же, самое сердце — сервисная зона.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 3
Приехать сюда на выходные? Проще простого — пара часов автобанов от Франкфурта или час от Кёльна, и вы здесь. Гостиницы самого разного уровня в непосредственной близости от трассы, тут же под боком закусочные, бары, рестораны, сувенирные магазины — в общем, целая индустрия!
 
В стае мотоциклистов, которые уже откатали свою программу на «Нюре», ни одного молодого лица я так и не увидел. До старости доживают те, у кого есть голова на плечах  

По умолчанию — она запретна, но я в «паддок» всё-таки пробрался и даже кое-что сфотографировал... Но за те недолгие пару минут никакого сверхсекретного оборудования, новейшей оснастки или агрегатов запечатлеть мне не удалось. Наверное, просто не успел — заслышав щёлкающий затвор фотоаппарата, ягуаровцы с шутками-прибаутками погнали меня прочь. Дескать, если вы сейчас же не покинете территорию, нам придётся Вас убить. Добрые.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 4

На задворках стоит мул закомуфлированного XF в кузове универсал, и его уже не прячут. «Cарай» дебютировал в Женеве этой весной и сейчас он на стадии адаптации к условиям рынков, куда его собираются поставлять. Над нюансами поведения шасси инженеры параллельно работают на «родном» английском полигоне в Гайдоне, что при заводе Jaguar/Land Rover, и здесь — на Нюрбургринге.

Почему «Нюр»? Почему производители, которые пекутся о хорошей управляемости, — Porsche, Ferrari, Aston Martin, Mercedes, Audi — да все почти, привозят ходовые образцы именно сюда? Ответ прост и логичен. Нюрдшляйфе — одна из самых сложных и длинных гоночных трасс в мире. Прелесть трека в том, что он просто-таки соткан из каверзных мест, на которых погорела не одна тысяча профессиональных гонщиков и любителей. «Нюр» расставляет все точки над «i». Он выставляет высочайшие требования к железу и технике пилотирования. Чуть что не так, и ты в отбойнике.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 5

Если в чём-то есть конструктивный просчёт или даже просто промах — неправильная геометрия установки колёс или ненадлежащее изменение их углов в результате работы кинематики или эластокинематики подвески... Если у автомобиля неправильная развесовка или её критичное изменение в динамике, которое ведёт к преждевременной частичной или полной потере устойчивости или управляемости, — всё это тут же вылезает наружу. Именно по этой причине автомобилям с плохо настроенным шасси въезд сюда заказан.

Нордшляйфе —  это 20,8 километра напряжения. Ни на секунду не расслабиться. 33 левых поворота, 40 правых... Дуги самой различной кривизны. Виражи как с нормальными — во внутрь, так и с обратными уклонами. Трек заставляет думать, контролировать и постоянно перепроверять себя. Для каждого отрезка свой скоростной режим и даже своя Наука прохождения. Чтобы правильно и эффективно миновать ключевые повороты, готовиться к ним и придерживаться нужной тактики надо «задолго до». Всё осложняет рельеф — трасса трёхмерная, перепад высот — аж 300 метров. Караул, в общем!

Nurburgring. Граница космоса - Фото 6
Jaguar XKR-S

Что есть длинный скоростной трековый спуск, переходящий в подъём, дальнейший перегиб и сразу вираж после него? Не иначе как имитация кусочка горной дороги. Хорошенько разгоняясь перед нужными участками, инженеры-пилоты подходят к предельным режимам и смотрят, как на грани и за гранью скольжения себя ведёт автомобиль.

Смотрят, как, например, после подброса на «трамплине» (участок Pflatzgarten I) изменяется динамика загрузки осей. А что, если за миг до этого резко осадить автомобиль тормозами? Ведь передняя ось при этом дозагрузится, а задняя — наоборот. Как шасси с такой изменённой развесовкой в следующий момент примет манёвр? Насколько будет резко развиваться занос? Что нужно изменить, чтобы было лучше, безопаснее и стабильнее?

Nurburgring. Граница космоса - Фото 7

Нужно ли сделать жёстче упругие элементы и «зажать» амортизаторы, или наоборот? Необходимы ли поправки в алгоритмах работы системы динамической стабилизации, чтобы она чуть раньше начинала гасить скольжения? Не помешают ли корректировки назойливостью продвинутым водителям, которые умеют ездить на грани? Все эти вопросы исследуются экспериментальным путём в боевых режимах, в результате делаются соответствующие выводы и вносятся поправки в конструкцию. В общем, — целая наука, которая используется не только при разработке и доводке спортивных автомобилей, но и обычных «гражданских».

Доводка шасси — это всегда трудоёмкий, длительный и дорогой процесс. Понятное дело, что за эти работы платит конечный потребитель. Стоит ли? Однозначно, стоит! Грамотно настроенное шасси — это не пустой звук и не забавы ради. То, что происходит с автомобилем на сухом асфальте при 150 км/ч, на обледеневшей заснеженной дороге (с небольшими отличиями) может случиться на «пешеходных скоростях». Так что хорошее шасси и рулевое управление — это всегда дополнительный шанс.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 8

Равно как и постоянное совершенствование навыков управления. Без головы на плечах и соответствующих навыков контраварийной подготовки прекрасно настроенное «железо» даже в окружении массы самых современных электронных помощников — совершенно бесполезно. За всё нужно платить — это понятно! Но я, как человек, исповедующий движение без опасности, рекомендую всем без исключения заняться повышением водительского мастерства. Расти всегда будет куда, даже если вы трижды считаете себя водителем-асом.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 9

Впрочем, вернёмся на Нордшляйфе. Для теста ягуаровцы выкатили аж четыре модели: XKR, XKR-S, XF и XJ c пакетом Sport & Speed Pack. Времени «окучить» всё не хватало, и я ограничился самым быстрым из них (XKR-S) и самым большим — XJ.

Короткий инструктаж, шлемы и — здравствуй, Легенда! На всё про всё полдня чистого времени. Боевым порядком по трое гуськом выезжаем на трек. Головным едет инструктор на XKR, далее мы — сначала XKR-S, затем XF, замыкает колонну XJ.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 10

Один заезд — три круга. По завершении круга — изменение порядка следования — каждый имеет возможность проехать за инструктором по траектории, которую он показывает. Сначала вкатываемся в трассу, потом едем быстрее. От заезда к заезду темп наращивается. Но в итоге скоростной режим пелетона автоматически ограничивается возможностями громадины — XJ Sport & Speed Pack. Инструктор вынужден ждать отстающих... Но и этого мало не показалось. Я не ожидал, что по Нюрбургрингу на тяжёлом заднеприводном представительском седане можно валить с такой скоростью! Впрыск адреналина был обеспечен!

Nurburgring. Граница космоса - Фото 11

Утяжелённая шлемом голова с непривычки под действием ускорений бьётся то в подголовник, то в стекло. Мечемся от поребрика к поребрику, как ужаленные, да ещё и перепады эти — состояние невесомости на подскоке (пресловутый участок Pflatzgarten I, ближний XKR-S на фото выше) через три секунды сменяется нешуточной перегрузкой на перегибе, где длинный скоростной спуск резко переходит в подъём и правый пологий поворот (участок Pflatzgarten II).

— Здесь опасно! — трещит в рацию инструктор. — На разгруженном после подброса автомобиле руль держим прямо!
 А машину на правую дугу начинаем ставить не раньше и не позже нижней точки перегиба — вот здесь, сразу после спуска, колёса загружаются сильнее всего. «О'кей, гайз, хорошая работа!»

Nurburgring. Граница космоса - Фото 12

В конце дня инструктор, который был во главе машин, нас сильно не держал, но и на провокации ехать быстрее (мы откровенно наступали на пятки на прямиках и явно позже тормозили перед входами в повороты) он не поддавался. У нас не было телеметрии, но ради интереса я самостоятельно засекал время на телефоне. На XKR-S свой лучший круг со стартом с хода я прошёл за «8:20». Очень недурственный результат для езды на незнакомом автомобиле по незнакомому треку. Несмотря на злючесть в генах и неимоверные 550 л.с., XKR-S, как ни странно, порадовал весьма покладистым характером, и это при приемлемом уровне комфорта. Audi R8 V10 послушнее, но к финишу в ней я приехал бы без позвоночника. А на Porsche 911 c его «маятником», висящим за задним мостом, я бы точно не отважился ехать настолько же быстро. Хотя, кто знает, надеюсь скоро попробовать.

Nurburgring. Граница космоса - Фото 13
Коллеги катались и на XF, но я предпочёл выжать максимум из новой версии XJ cо Sport & Speed Pack. Моё резюме — этот автомобиль обладает лучшими ходовыми качествами в классе. Далее в порядке идут Mercedes S-Kласса, BMW 7-й серии и Audi A8 (у нас был сравнительный тест)

510 л.с., задний привод с блокируемым дифференциалом, настраиваемое шасси, на удивление чуткий и информативный руль, отменные тормоза и, как ни странно, высочайший уровень комфорта. Во время наших бешеных заездов тормоза не «поплыли» даже после четырёх боевых кругов. Это, конечно, если тормозить правильно — ударяя по педали перед поворотами  

Надо ли говорить, что такие горки на гоночном треке серьёзное испытание для вестибулярного аппарата. Мне повезло. В процессе покатушек несколько братьев-журналистов слегли с морской болезнью и на арену больше не вышли. В итоге я ездил вдвое больше запланированного. Всего — 12 кругов и 250 фееричных километров за полдня. Много это или мало? Для первого раза — явный перегруз. Впиваешься глазами в трек, прокладываешь визуально траекторию и оптимизируешь, оптимизируешь, оптимизируешь... Думаешь, пробуешь, экспериментируешь, ошибаешься и опять пробуешь... К концу усталость неимоверная, пару килограммов я точно потерял.

Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и 
Jaguar

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
44
DOV
что с передним правым колесом у машины XKR-S MTK-XK38 на предпоследней фотографии?
СсылкаПожаловаться
sti
мнеб хотяб на оке там прокатится,может когданибуть накоплю на поездку!
СсылкаПожаловаться
ON_AIR
Я смотрю тут у многих есть сомнения по времени прохождения трассы... и они, самое интересное, остаются без комментариев со стороны автора. Я тоже, честно говоря, сильно сомневаюсь в 8:20. Цитирую: "Очень недурственный результат для езды на незнакомом автомобиле по незнакомому треку". "Незнакомый" - вот ключевое слово. Я видел, как едут по Рингу водители, которым Зеленый Ад незнаком. Это всегда потеря апексов, ошибки в торможении и разгоне... причем, чем мощнее авто, тем сложнее, потому, что поворотов становится больше. "33 левых поворота, 40 правых" - это вы на футболке прочитали? ) Да, для хетчбека со 100-сильным движком эти цифры актуальны, но для купе с более чем полутысячью лошадей под капотом - бред! Как и то, что за 12 кругов можно все эти повороты выучить. Не все профессионалы могут похвастать 100% знанием трека, а они проводят на нем гораздо больше времени, в том числе и в симуляции на PlayStation. Кстати о профессионалах! Официально зарегистрированный результат прохождения Нордшляйфе Ягуаром XKR-S - 8:03. Получается, что вы проиграли подготовленному пилоту всего 17 секунд с почти 21 километра трассы. Смешно, чессло ))) Дабы избежать какой-либо критики в свою сторону, скажу, что я с 2009 года регулярно провожу на Ринге несколько дней в году. За плечами - не одна сотня километров реальных и много тысяч виртуальных. Есть даже моя статья для желающих туда поехать: http://www.drive2.ru/users/on-air/blog/288230376152002838/#post Вы - журналист. Исправьтесь. Люди поймут, а знающие, что такое Ад в горах Эйфеля - зауважают.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru