Железки и гаджеты новой Audi A3

Далеко не все производители устраивают для журналистов так называемые «воркшоп-туры» — экскурсии по производственным и исследовательским мастерским. А ведь это увлекательное погружение в мир автомобильного инжиниринга

Далеко не все производители устраивают для журналистов так называемые «воркшоп-туры» — экскурсии по производственным и исследовательским мастерским. А ведь это увлекательное погружение в мир автомобильного инжиниринга. На этот раз объектом внимания стала новая Audi A3. Вот только чтобы добраться до заводских секретов, придётся сдать на входе все камеры и мобильники, вооружившись лишь блокнотом и ручкой. Что же таится в Audi в Ингольштадте?

content image for: 37130

Новая «трёшка» была представлена на недавнем автосалоне в Женеве. В третьем поколении модели радикальных дизайнерских отличий от предыдущего не наблюдается. Но если «вторая» A3 эволюционировала по сравнению с «первой» в основном в плане дизайна и качества, то нынешняя «трёшка» прыгнула в иное измерение как раз за счет новых технологий в области бортовой электроники. Основной посыл сегодня следующий: автомобиль должен интегрироваться в своё непосредственное окружение.

content image for: 37130

Для этого в Ингольштадте разработали мультимедийную систему Audi Conneсt — она встроена в фамильную бортовую систему MMI, прежде на Audi A3 никогда не устанавливавшуюся. До сегодняшнего дня технологии работали внутри автомобиля: например, аудиосистема учитывала показания скорости автомобиля и подстраивала громкость в соответствии со скоростью движения. А система АБС при случае оповещала компьютер о разнице давления в шинах (так работает большинство подобных систем), датчики освещённости и дождя командуют светом и «дворниками», и так далее. Теперь же технологии выходят наружу, делая автомобиль не просто замкнутым «организмом», а частью некоего технологического социума.

content image for: 37130

Под последним следует понимать смартфоны, интернет-сайты, социальные сети, файловые серверы и другие устройства и ресурсы, способные «завязаться» в единое информационное пространство. Старания инженеров Audi направлены как раз на то, чтобы автомобиль стал частью такой среды. Сейчас внедрена условная первая фаза: это связь автомобиля со смартфонами для передачи не только голосовой, но и иной информации (телефонная книга, фотографии, музыка, видео), выход автомобиля в интернет (в том числе с организацией в салоне локальной wi-fi точки) и скачивание из сети обновлений системы — какой же сегодня гаджет без возможности залить свежую «прошивку»!?

content image for: 37130

Вторая фаза пока не наступила и требует усилий не только электронщиков Audi и технологических партнёров компании, но и множества иных лиц — таких, как сотовые операторы или владельцы объектов инфраструктуры. Она включает в себя три пласта коммуникаций: автомобиль-инфраструктура, автомобиль-автомобиль и автомобиль-сервис. Первый представляет собой нечто вроде продвинутых «точек интереса» (POI) навигационной системы: например, не вылезая из-за руля, можно будет найти ближайший мотель и забронировать там номер или заказать столик в ближайшем ресторане вьетнамской кухни. Второй пласт ещё более интересен — вам больше не придётся ориентироваться на быстро устаревающие «чекины» друзей в Фейсбуке — нужные люди будут в режиме реального времени отображаться на экране навигационной системы, благодаря тому что автомобили смогут находить друг друга, поддерживать связь и искать друг к другу кратчайшие маршруты.

content image for: 37130

Правда, подобный сервис будет запущен не завтра и даже не послезавтра: Audi сегодня ведёт лишь активные переговоры с основными партнерами — Mercedes-Benz и BMW. Компании пытаются создать единый стандарт и опробовать его на первых концептах. Представители Audi прогнозируют появление первых серийных моделей с расширенной «общительностью» лет через пять, уже в следующем поколении A3. И, наконец, связь автомобиля с сервисом позволит не только своевременно заливать свежие карты навигации, но и осуществлять более серьёзные обновления — например, «прошивку» блока управления двигателем или коробкой передач. Проиграли на светофоре? Введите данные своей кредитки и ваша турбина «задует» с удвоенной силой уже к следующему перекрёстку! Это ли не мечта — мгновенный чип-тюнинг на расстоянии?

content image for: 37130

В Ингольштадте считают, что электроника должна обеспечивать удобство в пути, возможность отдыхать и работать, не выходя из-за руля, а также свободно ориентироваться в окружающей инфраструктуре. Отдельным пунктом — удовольствие за рулём. Для выполнения всех этих задач сегодня в составе Audi Connect есть следующие возможности, довольно банальные по нынешним временам: это погода, новости, wi-fi, музыка и навигация. Но уже с осени эти сервисы дополнятся новыми, куда более увлекательными: это будут расширенные новостные ленты, интеграция с социальными сетями Facebook и Twitter с помощью встроенного клиента, интерактивное расписание движения самолётов и поездов, а также полная карта автозаправочных станций, отображающая только те заправки, которые подойдут конкретному автомобилю. Но если присмотреться, то ничего революционного в вышеперечисленном нет: при наличии на борту полноценного браузера всё остальное — лишь оболочки, призванные упростить пользователю жизнь. А также усилить конкуренцию окружающих нас устройств — поэтому скоро вопрос «где с утра проверить почту, с дверцы холодильника или из салона прогревающегося (кстати, подробно о прогреве — ниже) автомобиля?» совсем не будет казаться странным.

content image for: 37130

Компьютер, который управляет всем этим функционалом, расположился в недрах передней панели за «бардачком» и основан на чипе Nvidia Tegra2, который ставится в современные смартфоны и планшеты. Операционная система называется QNX и используется не только в автомобилях Audi, но и во многих встраиваемых системах в других областях. Всё управление системой лаконично сосредоточено на центральном тоннеле, а главным контроллером служит крутилка MMI. Её можно не только вращать или нажимать, но и водить пальцем по сенсорному полю на верхней плоскости шайбы. Этот тачпад отлично распознаёт письменный ввод, в том числе на кириллице — мы убедились в этом лично. Причём текст удобно вводить как правшам, так и левшам. Проблема со вводом существует только в Японии, где недопустимо писать левой рукой — в отношении левшей в этой стране до сих пор нередки различные предрассудки.

content image for: 37130

Похваставшись своей сверхсовременной электроникой в области коммуникаций, представители Audi перешли к рассказу о системах помощи водителю. Основная новость в том, что раньше подобный набор ассистентов был доступен лишь на автомобилях парой классов выше, а теперь Audi предлагает их и в гольф-сегменте. Судите сами. Во время парковки система из 12 датчиков-радаров создаёт картину препятствий на все 360 градусов вокруг автомобиля и отображает её графически на дисплее. В дополнение работает цветная камера заднего вида. А автоматический парковщик, сам вращающий руль, пристроит A3 как параллельно, так и перпендикулярно.

content image for: 37130

Система распознавания и отображения на экране навигации дорожных знаков работает одновременно через встроенную в салонное зеркало заднего вида камеру и через базу данных навигационных карт. Согласитесь, способность автомобиля считывать дополнительные знаки (например, знак мокрой дороги, при котором действует ограничение скорости) и сопоставлять эту информацию с бортовыми сенсорами (с тем же датчиком дождя, чтобы понять, действует ли знак в настоящий момент) выглядит круто, особенно для модели класса «С». Список электронных помощников продолжают уже знакомые нам по другим моделям системы слежения за «мёртвыми зонами» и помощи при смене полосы, а также мониторинга состояния водителя на скоростях более 60 км/ч — последняя определяет усталость, учитывая не только манеру езды, но и время суток, и другие факторы.

content image for: 37130

Если вышеперечисленное кажется недостаточным, для А3 можно заказать ещё немного помощников — например, систему слежения за разметкой, которая автоматически подруливает в небольших виражах, или адаптивный круиз-контроль, работающий на скоростях 30 — 200 км/ч и отлично дружащий с системой старт-стоп. Но и это ещё не всё: электронике доверено многое в области безопасности. Система подготовки к столкновению имеет два исполнения: базовое Audi Pre Sense Basic банально натягивает ремни и закрывает окна и люк, а продвинутое Audi Pre Sense Front действует аж в три этапа. Сначала автомобиль светом и звуком предупреждает водителя об опасности, «поджимая» параллельно тормоза, потом тревога усиливается и применяется тормозное усилие мощностью до 35% от максимального, а в самом суровом случае тормоза задействуются уже на 60%, а сзади идущим автомобилям подаётся сигнализация о внештатной ситуации. Наконец, на A3 будет доступна система безопасного автоматического торможения после столкновения — она призвана предотвратить серьёзные аварии, которые часто следуют за небольшим касанием из-за того, что водитель растерялся или по другим причинам не смог вовремя остановиться.

content image for: 37130

Мне удалось посидеть в специальном демо-кокпите и подробно изучить салон новой «трёшки». Основной мотив — минимализм. Что на передней панели, что на центральной консоли мало кнопок, но управлять всеми функциями при этом удобно. Тема лаконичности продолжается в приборной панели. Теперь круглых циферблатов не четыре, как прежде, а всего два: второстепенные указатели переместились в незанятые шкалами области тахометра — это и удобно, и оригинально. Ещё одна классная деталь — дефлекторы климатической системы новой конструкции. Их можно не только традиционно открывать-закрывать и направлять воздушный поток, но и делать последний полноструйным или рассеянным — для этого нужно потянуть на себя центральный кругляш регулировки дефлектора. Допуски точности в этой конструкции из 23 деталей составляют 0,01 мм! Финальный штрих: даже «дырчатая» структура сетки динамиков у нижней кромки лобового стекла тщательно продумана таким образом, чтобы по краям детали не получилось неаккуратных «обрезков» круглых отверстий!

content image for: 37130

Тема качества вообще заслуживает отдельного внимания. Никакой субъективизм не в силах противостоять тому факту, что интерьер Audi A3 продуман и собран на очень высоком уровне. Это заметно в том, как быстро и бесшумно выезжает дисплей MMI, в цветах и материалах салона, в звуках, которые издают все подвижные детали. Знаете ли вы, например, что в Audi строго следят за тем, чтобы все модели имели один и тот же фирменный оттенок хромированных деталей? А за цвета и материалы отвечает целая армия сотрудников: например, отдельные специалисты отсматривают бесчисленное множество цветовых сочетаний в специальной световой установке, имитирующей различные условия освещения. Нужно убедиться в абсолютной стабильности оттенка — если этого не сделать, то возможны конфузы: утром вы будете в восторге от лимонного оттенка кресел, а вечером она может напомнить пресловутую детскую неожиданность. Пристальное внимание уделяется каждой мелочи — от звука уперевшейся в ограничитель скользящей крышки подлокотника, до зазоров между элементами набалдашника рычага трансмиссии. Надо сказать, что щёлкает-цокает в салоне всё действительно здорово, а ощущения от ощупывания интерьера выше всех ожиданий.

content image for: 37130

Механическая часть новой «трёшки» чуть менее интересна, потому как с большинством агрегатов мы уже в той или иной степени знакомы. На старте продаж это будут двигатели TFSI 1.4 и 1.8 мощностью соответственно 122 и 180 сил, а также двухлитровый 150-сильный турбодизель. Все агрегаты оснащены турбонаддувом и дружат с технологией старт-стоп (экономия до 0,3 литра топлива на 100 км). Теперь не только дизель, но и бензиновые моторы развёрнуты выпускным коллектором (кстати, интегрированным в головку блока) в сторону кормы, что позволило укоротить передний свес на 40 мм и на столько же сдвинуть вперёд переднюю ось. Это дало лучшую развесовку и помогло дизайнерам в создании силуэта. Самая мощная на сегодня A3 (1.8 TFSI) набирает 100 км/ч за 7,2 секунды, а самая экономичная (2.0 TDI) расходует всего 4,1 литра топлива на 100 км. Двигатели сочетаются с 6-ступенчатой «механикой» либо с 7-ступенчатым «роботом» S tronic. Позже появятся и другие моторы, в том числе 140-сильная версия двигателя 1.4 TFSI, в которой отключается половина цилиндров (я опробовал такую во время теста пятидверки A1 Sportback), моторы, работающие на газе, более мощные двигатели, сверхэкономичный 1,6-литровый дизель с расходом 3,8 литра на 100 км, а также полноприводные модификации.

content image for: 37130

Особый разговор — «холодный» характер мотора 1.4 TSI. Мы специально проводили испытания этого мотора в холодных условиях наших рассвирипевших зим — в феврале стрелка тестовой Октавии с таким двигателем сдвинулась с места лишь спустя 12 минут после запуска, а на рабочую температуру вышла вообще лишь через полчаса городской езды! Но, оказывается, немцы доработали агрегат. Для более быстрого прогрева двигателя выпускной коллектор обоих бензиновых моторов теперь объединён с головкой двигателя и своим нагревом выхлопными газами обеспечивает теплом охлаждающую жидкость. Также в конструкции системы охлаждения предусмотрены две новые заслонки, перераспределяющие потоки антифриза таким образом, что достигается ускоренный набор двигателем рабочей температуры.

content image for: 37130

Наконец, последняя лекция специалистов Audi — на тему технологической диеты. С 1994 года, когда появилось первое поколение седана A8 с алюминиевым кузовом Audi Space Frame, компания Audi произвела уже 700 тысяч автомобилей с применением этой технологии. В настоящее время цельноалюминиевыми остаются модели R8 и A8 (за исключением средних стоек кузова у последней), в кузовах TT крылатого металла примерно две трети, а в A6 — пятая часть. Новая A3 также не может похвастаться цельноалюминиевой конструкцией, но мероприятия по снижению массы были проведены серьёзные, в том числе и за счёт «крылатого металла». Он используется для изготовления передних крыльев и капота, усилителя бампера, а также некоторых силовых элементов кузова. Итог — новый автомобиль, построенный на модульной платформе MQB, при всей своей навороченности легче предыдущего на 80 килограммов.

content image for: 37130

Конечно, борьба за килограммы выиграна не только за счёт кузова: в двигателях облегчили «внутренности», системы выпуска, навесное оборудование, в шасси из алюминия сделали подрамник (сразу минус 6 килограммов, между прочим), а 18-дюймовые колёса, благодаря специальной технологии изготовления, весят не больше «семнадцатых». В интерьере килограммы «нашлись» в креслах, системе кондиционирования, проводке и даже шумовиброизоляции пола! Одним из девизов конструкторов при создании этой модели был: «Правильный материал в правильном месте!». В результате рамка дисплея MMI сделана из магния, а вместо стальных саморезов используются специальные легкие пластиковые пистоны. Такие меры дают какие-то граммы, но все вместе они складываются в солидные сэкономленные килограммы массы.

content image for: 37130

Экскурсия в лаборатории инженеров Audi действительно впечатлила, даже несмотря на то, что технологии как всегда отстают от идей. Однако после знакомства с секретами новой Audi A3 меня преследовала одна навязчивая мысль. С помощью технологий мы заменяем живое общение суррогатами, будь то смс, твит или пост в Фейсбуке. Зачем звонить и спрашивать, сел ли рейс, если можно просто покрутить шайбу MMI? Зачем набирать номер. чтобы спросить: «как дела?» и «где ты?», если на экране той же MMI всё и так отобразится в два клика? А порадоваться успехам друга можно, просто поставив лайк с удобной сенсорной панели. Но это уже проблема не Audi. В которой умеют сделать так, чтобы рука снова и снова тянулась к приятному чуть шероховатому кругляшу тачпада.

Дмитрий Ласьков
Фото: Audi

Дмитрий Ласьков