Универсал в квадрате: тест вседорожного Volkswagen Passat Alltrack

Представители этого класса до сих пор немногочисленны, зачастую их сложно отличить на улице от обычных «вагонов», а преимущества такой машины далеко не очевидны
Ласьков Дмитрий

Есть такой сегмент автомобилей — универсалы повышенной проходимости. Самые универсальные из всех универсалов. Но представители этого класса до сих пор немногочисленны, зачастую их сложно отличить на улице от обычных «вагонов», а преимущества такой машины далеко не очевидны. Volkswagen решил выступить в этой нише со своим новым вседорожником Passat Alltrack, который мы протестировали в Европе.

Рецепт такого автомобиля лежит на поверхности: берётся стандартный «сарай» в полноприводном исполнении и хорошей комплектации, кузов дополняется пластиковыми «латами» по нижнему периметру, а к знакомому имени пристраивается звучная приставка. Именно так были созданы Skoda Octavia Scout, A6 allroad, Subaru Legacy Outback (в прошлом поколении эта машина ещё сохраняла имя Legacy). Новый Passat Alltrack не стал исключением.

Но для начала разберёмся, кому вообще адресованы такие «универсалы в квадрате».

Прежде всего, людям, которым мало «легковушки», но по каким-то причинам не хочется выглядеть владельцем «джипа». Ведь машины, которые у нас прозвали этим затёртым словом, заставляют забыть о легковой посадке, легковой управляемости и легковом же имидже. Но высоким и валким полноприводникам есть достойная альтернатива — тот самый универсал повышенной проходимости. Покупателями Passat в исполнении Alltrack станут те, кто уже «перерос» его чешского собрата под названием Skoda Octavia Scout, но ещё не готов купить дорогой Audi A6 allroad. Выходит, у фольксвагеновцев получилась некая середина. Золотая ли?

Внешне всё в духе основной модели: как строгий Passat не выделяется в общем дорожном потоке, так и Alltrack не является белой вороной среди прочих Пассатов. Самое яркое тому подтверждение — автобаны Германии. Универсал Passat на них столь же частый гость, что и кружка пива на столе бюргера. Поэтому, сидя за рулём нового Alltrack, я ожидал заинтересованных взглядов от водителей Passat — всё-таки необычная модификация! Но нет, никакой реакции. И действительно: из нового снаружи лишь другие бамперы с серебристыми накладками-«лыжами» спереди и сзади, накладки на пороги из серебристого и серого пластика и расширенные за счёт всё того же некрашеного пластика колёсные арки.

Помимо имиджево-эстетической составляющей, есть у такого скромного «обвеса» и функциональная нагрузка — неверно рассчитанная крутизна пригорка не превратит низ бампера в лохмотья. Заметен на глаз и увеличенный клиренс — от нижней точки кузова до земли теперь не 135 мм, как у обычного Пассата, а 165. Всё равно немного — например, всего на 5 мм ниже «сидит» новый Kia Rio, даже близко не подозревающий, что до вседорожника ему остались считанные миллиметры. В интерьере изменений оказалось куда меньше, нежели снаружи: это всего лишь накладки на пороги, алюминиевые педали, немного другие материалы отделки, да пара шильдиков Alltrack.



Европейцу, который пожелает купить новинку, придётся серьёзно поломать голову: что выбрать: дизель или бензин? Помощнее или поэкономичнее? На «ручке» или с модным «роботом» DSG? В конце концов, можно отказаться от полного привода и лишь притворяться владельцем внедорожника. Нашим покупателям будет куда проще — только турбодвигатель 2.0 TSI мощностью 210 л.с., 6-ступенчатая роботизированная коробка передач DSG и фирменный полный привод 4Motion. Предварительная стартовая цена, не предусматривающая многочисленные опции, — 1 491 000 рублей.

Ощущения от вождения по асфальтовым трассам — совершенно легковые. Дополнительные сантиметры под днищем, добавляющие подъёмной силы, на практике не доставляют никакого дискомфорта на скоростях до 200 км/ч. Да и часто ли Alltrack будет так быстро летать? Кроме того, достойная шумоизоляция Passat позволяет не слышать шума от более широких арок и рейлингов на крыше. Из минусов была замечена только небольшая вертикальная раскачка на мелких неровностях и живущий своей жизнью электроусилитель, почему-то шевелящий руль на малых углах отклонения от нулевой отметки.

Работающий на бензине двигатель 2.0 TSI мощностью 210 лошадиных сил безальтернативен для российских покупателей. Этот мотор хорошо известен по многим моделям концерна Volkswagen: шустрый, экономичный, дружелюбный при тюнинге. Но, прокатившись на дизельной версии (170 лошадиных сил, коробка передач DSG), я нашёл свой идеальный Alltrack — отличная тяга в сочетании со вполне интеллигентным звуком с минимумом тракторных ноток. Да и по характеру вседорожному Пассату дизель ближе: такой агрегат удобнее при внеасфальтовых вылазках и экономичнее на трассе. Жаль, что в России он доступен не будет (обычный Passat Variant с такой «начинкой» у нас продаётся, хоть и за немалые 1 535 000 рублей).

Ну а что с проходимостью? Германия — не лучшее место для тестирования вседорожника. Там просто негде делать это с подобающим размахом: все земли кому-то принадлежат и хорошо охраняются, а местные готовы «настучать» куда надо даже за «беспредел» в виде превышения скорости в деревне на 10 км/ч или заезд двумя колёсами на краешек поля. Даже немец-инструктор с надеждой в глазах спрашивал меня: а правда, что у вас в России можно ездить почти везде? Для офроуд-тестов фольксвагеновцы соорудили на территории австрийского горнолыжного курорта Эльмау специальный «внедорожный» парк. Внедорожный в кавычках, потому что аналогичный «парк» многие жители России наблюдают каждую весну у себя во дворе.

Вот что в итоге удалось там попробовать: езда по снежно-водяному овалу с глубокими лужами, то же самое упражнение, только с прицепом для перевозки лошадей, «даунхилл» по серпантину с активированной системой спуска с горы и ряд вольных упражнений на «геометрию». Езда по разрытому овалу оказалась не более экстремальна, чем весенний выезд куда-нибудь за пределы МКАД, но лужи были глубокими и с острыми ледяными краями. Поэтому подвеске приходилось нелегко. Тем более, что инструктор, полный гордости за безропотное шасси, подбадривал: быстрее, ещё быстрее. Что же, надо признать, что для наших дорог беззвучная и всеядная подвеска Alltrack подойдёт идеально.

Последовавшие затем заезды по тому же овалу с «конным» прицепом на хвосте (массой около 600 кг, между прочим) позволили оценить работу системы стабилизации с дополнительной программой «успокаивания» прицепа. Система ESP распознаёт начинающуюся раскачку «тележки» и устраняет её, управляя тормозами и подачей топлива. Молодцы программисты! На деле ощущение возникает слегка сюрреалистичное — чтобы понять, что едешь с огромной тележкой, нужно посмотреть в зеркало заднего вида, так как на поведение машины прицеп практически никак не влияет.

Ещё одна интересная электронная программа — режим Offroad, как у «взрослых» внедорожников. Он активируется кнопкой на центральной консоли и предусматривает более позднее срабатывание системы АБС (это позволяет нагребать перед собой заблокированными колёсами рыхлый грунт и эффективно тормозить), более раннее срабатывание электронной имитации блокировки (так колёса меньше буксуют), меньшую чувствительность педали газа (поэтому удобнее ювелирно дозировать тягу) и поздние переключения «робота» DSG. Кроме того, если автомобиль распознает спуск по уклону крутизной более 10 градусов при скорости до 30 км/ч, то включится помощник при спуске — водителю останется лишь рулить, а система сама выберет оптимальную скорость спуска и когда надо притормозит.

Стал ли новый фольксвагеновский «универсал в квадрате» золотой серединой, о которой мы говорили в начале? И да, и нет. Volkswagen позиционирует себя как самый премиальный из доступных брэндов, поэтому с учётом качества отделочных материалов и количества предлагаемых передовых опций Passat Alltrack выглядит хорошим предложением в тесной компании вседорожных «вагонов». Есть только одна небольшая проблема. За 1 622 300 рублей можно купить аналогичную по размерам и концепции Audi A4 Allroad — я специально не стал упоминать эту модель в начале статьи. С тем же самым мотором и более продвинутым полным приводом quattro, который основывается на «честном» межосевом дифференциале Torsen, большим дорожным просветом и главное — с премиальными «кольцами». Passat Alltrack спасает тот факт, что представленная в 2009 году Audi стремительно устаревает (лёгкий прошлогодний фейслифт не в счёт), тогда как новый Passat сейчас на пике своей свежести.

Конкуренты

Subaru Outback

Subaru Outback (в предыдущих поколениях модель называлась Legacy Outback) — один из пионеров класса универсалов повышенной проходимости. По габаритам нынешняя модель практически идентична герою теста: Subaru лишь на 4 мм длиннее, имеет ту же самую ширину, но существенно выше, на 92 мм. Но величина дорожного просвета у Outback составляет внедорожные 213 мм! При этом за сумму около 1,5 миллиона рублей (автомобили прошлого года выпуска стоят чуть дешевле, а нынешнего — чуть дороже) можно приобрести лишь версию с мотором объёмом 2,5 литра мощностью 167 сил против 210 у Пассата. Трансмиссия Subaru — вариатор Lineartroniс в сочетании с полноприводной системой наподобие 4Motion от Volkswagen.

Audi A4 allroad quattro

По длине Audi проигрывает 50 мм, но они все сосредоточены в более коротком багажнике, тогда как колёсная база у A4 даже длиннее на 95 мм! Клиренс у Audi тоже побольше — 180 мм. Базовая цена полноприводной машины с 211-сильным двухлитровым мотором TFSI составляет 1 622 300 рублей. Правда, такой автомобиль будет на «механике», а «робот» S tronic обойдётся в дополнительные 70 тысяч. С учётом малого количества игроков в классе и разницы в статусе марок Volkswagen и Audi модель A4 allroad quattro вполне годится в соперники новому Passat Alltrack.

Volvo XC70

Шведский универсал на 67 мм длиннее, чем Passat Alltrack. Превосходство в размерах продолжается и если измерить дорожный просвет — 209 мм. За 1 507 000 рублей можно приобрести полноприводную машину с 163-сильным турбодизелем и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. Более мощный 215-сильный дизель и тем более 6-цилиндровый бензиновый мотор о 243 силах стоят существенно дороже.

Дмитрий Ласьков
Фото автора и компании Audi