В солнечном Монако

Монте-Карло! Эта последовательность из десяти букв обладает исключительной магией. Кто-то думает, что весь секрет только в роскоши, азарте и яхтах. Но, согласитесь, такое сочетание не единожды можно встретить по миру

Монте-Карло! Эта последовательность из десяти букв обладает исключительной магией. Кто-то думает, что весь секрет только в роскоши, азарте и яхтах. Но, согласитесь, такое сочетание не единожды можно встретить по миру. Монте-Карло — это город, у которого нет «изнанки». Вот в чем его неповторимость. И все, что рождается в пределах этого маленького золотого острова, — притягивает раз и навсегда. Для автолюбителей — это Формула 1 и «Ралли Монте-Карло». Однако есть еще одно событие, не столь популярное среди россиян, но столь любимое в Европе и почитаемое в Монако, — гонка для ретро-автомобилей Rallye Monte-Carlo Historique 2012. И у нее тоже нет «изнанки».

content image for: 36560

В нашем понимании ретро-автомобили — это нечто роскошное или наоборот «ведро». Мы всегда несколько гиперболизируем в отношении ретро — либо в плюс, либо в минус. А в Монако проходят гонки — как есть. Можно увидеть и легендарный порше, и фиат, и ягуар — они одинаково интересны, одинаково прекрасны и на них одинаково круто принимать участие в ралли!

Прилетев в Монако на Rallye Monte-Carlo Historique, признаться честно, мы готовились увидеть некое пафосное и малоспортивное событие, ведь ретро-ралли, как принято считать, больше для шоу, нежели для спорта. Но монегаски, с присущей им обезоруживающей открытостью и непреклонностью, организовали прекрасное событие — для всех одинаковые шикарные условия, без исключений. Как есть. Здесь роскошь — это не фейк, а норма.

content image for: 36560

В Монако во время проведения гонок буквально все подчинено жизни автоспорта: Площадь Казино блистает флагами ФИА, на бульваре Альберта Первого выставлены спортивные подиумы, а все полисмены точно знают маршрут гонок. И даже привычные памятники легенде Формулы 1 Луи Широну и болидам Формулы 1 смотрятся по-другому. Видимо, все дело в атмосфере, типично монегаскской: спокойной, респектабельной, с долей претенциозности, южной жизнерадостности и, конечно, волнительного автомобильного адреналина.

Rally Monte-Carlo Historique проходит по всей Европе, но ее сердцем всегда есть и будет — Монте-Карло. Именно поэтому, если и смотреть гонку, то прилетать в Ниццу и отправляться в Монако! Только в Монако все экипажи собираются вместе, здесь проходят прием для экипажей, здесь главный штаб гонки и, конечно, финишный подиум.

content image for: 36560

На протяжении недели три сотни диковинных и легендарных машин, модели которых принимали участие в ралли Монте-Карло между 1955 и 1980 годами, катались по знаменитым горным серпантинам. И, наверное, вдвое больше зрителей сопровождали экипажи по всей дистанции. Если верить цифрам, то в этом году 292 экипажа, представители 25 разных национальностей, стартовали 29 января из разных частей Европы: Барселона (48), Глазго (12), Варшава (18), Турин (109), Реймс (89) и Осло (16). Новичками в этом году стали гонщики из Японии, Мальты и Румынии.

В списках стартующих экипажей значились настоящие легенды автоспорта, чемпионы и многократные участники самого ралли Монте-Карло. Что самое интересное, об этом узнаешь только когда читаешь журнал, посвященный гонке, или случайно слышишь слова ведущего, который объявляет экипажи в порядке их старта, на подиуме. Мы же их распознали во время сбора в Монако по крепким объятиям с организаторами гонки — Автомобильным клубом Монако. Например, Patrick Magaud — официальный пилот Citroen, вице-чемпион ралли 90-х годов, «Manu» Guigou — пилот Renault в классическом ралли, Bob Neyret — 4 место в ралли Монте-Карло 1966, 5 место — 1953, 7 — в 1962 и 1965. Rene Roche — 8-кратный участник ралли Монте-Карло. Кстати, среди пилотов есть представители и прекрасного пола — Christine Dacremont, место в ралли Монте-Карло 1977.

content image for: 36560

Примечательно, что для каждой группы участников предусмотрен свой тайминг гонки, который становится единым только к финишу круга концентрации в Монако. Общая схема ралли выглядит следующим образом: старт в городах Европы, причем старт из Глазго, Варшавы и Осло − 29 января, а экипажи из Барселоны, Турина и Реймса − 30 января.

В местечке Барселонет (Barcelonnete) маршруты всех участников объединяются, и далее спортсмены направляются в Монако, а уже оттуда — знаменитый круг Валенс-Валенс и обратно в Монако. В современности трасса ралли существенно видоизменилась и сократилась, и для многих спортсменов жаль, что нет, например, ночных участков. Но, тем не менее, все отмечают что ретро-ралли — это гонка не для шоу, а для спорта, она действительно сложная. Как есть.

content image for: 36560

Rallye Monte-Carlo Historique проходит под патронажем княжеской семьи, в связи с этим особое внимание уделяется приему гонщиков. Да и фотографии княжеской семьи разных поколений вы увидите повсеместно! Конечно, больше всего внимания — Принцессе Грейс. В Монте-Карло устраивается шикарный приветственным ужин и проходит церемония награждения спортсменов. Попасть туда можно только если Вы член команды, ну или заказать приглашение заранее, опять-таки через команду или представителей прессы, да и удовольствие это хоть и почетное, но весьма дорогое.

Исторически именно благодаря князю Монако Ренье III, который сам серьезно увлекался автоспортом, появилась настоящая мировая культура автогонок — отсюда «выросла» Формула 1 и ралли Монте-Карло. Создателем Автомобильного клуба Монако, который является организатором соревнования, был еще Альберт Первый. Автомобильный клуб Монако был основан в 1880 году как ассоциация велоспорта Монако. В 1907 году в связи с ростом популярности странного по тем временам аппарата — автомобиля, переименован в ассоциацию авто- и велоспорта. Ну а 29 марта 1925 года получила свое современное название − Автомобильный клуб Монако. Это один из старейших клубов в мире, и подстать Монако — самый роскошный. Его офис в самом центре Монте-Карло — напротив знаменитого порта. В интерьеры клуба можно попасть только по приглашению или в специальный день открытых дверей. Только для членов клуба открыт ресторан и сигарная комната.

content image for: 36560

Нам удалось заглянуть в святая-святых всех гонок — это главный центр управления гонкой: много мониторов, тайминг и прочей аппаратуры. Вроде бы ничего особенного, но как только думаешь, что именно здесь следят за Формулой 1 и ралли Монте-Карло, сразу появляется некий восторг и эйфория.

Идея показать старые автомобили в Монте-Карло, где ежегодно проходит один из этапов чемпионата мира Формулы 1, осуществлялась постепенно. «Мы начали с большой выставки в Монако во время проведения современного ралли Монте-Карло, чтобы показать красивые автомобили, которые в прошлом принимали участие в ралли, — поясняет президент Automobile Club de Monaco Мишель Боэри, — И люди, которые представили автомобили для выставки, сказали — почему бы не организовать автопробег для винтажных авто, принимавших участие в ралли в 60-70-80-е годы? И мы сказали — да, почему бы и нет?». В первый сезон в исторической гонке участвовало не более 60 экипажей. С прошествием времени их число значительно возросло.

content image for: 36560

Гонка проводится зимой, и даже на лазурном побережье не всегда хорошая погода, и именно метеоусловия становятся одной из главных головоломок для экипажей. За время одного спецучастка под колесами олдтаймера может быть сухой или мокрый асфальт и снег. В связи с этим, оптимальный выбор покрышок — задача не из легких. В этом году, особенно на этапе Соспел — Монако, гонщиков ждал настоящий сюрприз в виде большого количества снега и проливного дождя во время финиша круга концентрации в Монте-Карло. Мы же, нацелившись посмотреть все прибывающие олдтаймеры в Монако на финише этапа концентрации, промокли до нитки, ведь особо укрыться в Монако негде — везде частная территория, а закрытых ресторанов поблизости практически нет. В Закрытый Парк вход был разрешен всем зрителям, авто можно было близко рассмотреть, пообщаться с экипажами и, конечно, сделать отличные фотографии. На многих авто целые ряды наклеек с логотипами гонок, кто-то участвовал в ретро-ралли Монте-Карло раз пятый или шестой. Из-за плохой погоды никто не расстроился, ведь было понятно, что через пару дней по закону лазурного побережья, когда авто снова прибудут в Монако, — будет традиционное солнечная погода. Так и случилось. Зрителей прибавилось в разы, и весь Монако пестрил гоночными ретро-автомобилями. Впрочем, в самом Монако, наряду со современными спорткарами, ретро-автомобилей в частном пользовании предостаточно, поэтому отличить их от спортивных можно было только по гоночным наклейкам. Да, если Вы думаете, что дорога перекрывается для гонок, — то это не так, экипажи едут наравне с другими участниками дорожного движения по дорогам общего пользования. В Монако — самое выгодное место для наблюдения — это сверху над туннелем Ларвотто или же с дороги, ведущей к резиденции княжеской семьи. А вот когда большинство машин финишировало — лучше отправляйтесь в Закрытый парк! Там можно все рассмотреть детально, ну и окунуться в повсеместные гоночные разговоры.

В 15 выпуске ретро-ралли традиционно много сходов и много пенализаций, ведь регламент ралли не из легких, и новичкам нужно не одну ночь посидеть, чтобы разобраться в правильном темпе гонке и прочих важных нюансах. Победителем в общем зачете стал José LAREPPE (BEL) на Opel Kadett 1978 года.

Наряду с привычными для нас ретро-ягуарми и порше мы увидели и русские машины «Волга 21» и «Москвич 408». Волги оказались во владении латвийских экипажей. Надо сказать, что раньше русские машины пользовались большим спросом на экспорт в Европу и поэтому были постоянными участниками всевозможных ралли. Надеемся, что в будущем русских машин на ретро-ралли прибавится, и мы увидим их в числе призеров. А пока порадуемся отличному результату русского гонщика Ильи Кашина, в партнерстве с латвийской командой он занял 17-е место в общем зачете, приняв участие в гонке на великолепном JAGUAR E COUPE 1970 года.

«Ралли Монте-Карло» для ретро-автомобилей — удивительное путешествие, за которым с интересом наблюдают ценители эксклюзивных авто и убедительных традиций во всем мире.