Прошедший «Дакар» запомнится поклонникам не красивой спортивной борьбой, а интригами и скандалами, которые сопровождали культовый марафон от старта до финиша.
Поехать на «Дакар»? Почему нет! Редактор Авто Mail.Ru Вадим Гагарин преодолел прошлогодний марафон за рулём внедорожника и остался доволен, искреннее восхваляя окружающую обстановку: «Взять, к примеру, ужин. Берёшь поднос, на котором тут же появляется куча одноразовой посуды с нехитрой снедью. И идёшь на любую из деревянных лавок за большим столом. А там сидят и общаются Нассер Аль-Аттия с «икс-рейдовцами» и «камазовцами»...». Но «Дакар-2012», на последних спецучастках которого мне довелось побывать, оставил совсем другое впечатление... Где всеобщее единение и дружелюбность? Гонщики и команды только и делают, что строчат жалобы да разносят слухи!
Скандалы с мотоциклами
На «Дакаре» отношение к участникам мотозачета не просто уважительное, а, скорее, почтительное, — чтобы преодолеть несколько тысяч километров через пустыни и камни на мотоцикле, нужно обладать фантастически крепким здоровьем и стальными нервами. Тем более, что для многих мотоциклистов проехать культовый марафон — мечта всей жизни, ради которой они готовы... ну, например, продать благоустроенную квартиру, как поступил аргентинский гонщик-любитель Мариано Лоренцетти. А теперь представьте состояние аргентинца, когда его 450-кубовый KTM заглох посреди пустыни, а вместо технички к месту поломки примчался огромный MAN Франца Эхтера и... безжалостно «раскатал» сломавшийся мотоцикл. Пилот грузовика попросту не заметил двухколесную машину! Причем фамилию обидчика (который, кстати, пообещал возместить причиненный ущерб) Лоренцетти выяснил только к середине марафона, проведя целое расследование.
Теперь понимаете, почему мотоциклистов обычно обходят сплетни и склоки? В этом зачете, где выступают исключительно фанатики, острая борьба гарантирована и без судейских подначек. И тем обиднее, что на восьмом спецучастке судьи приняли странное решение, которое пусть и обострило интригу в мотозачете, но помогло только одному гонщику — французу Сирилу Депре, который по итогам марафона и получил золотого бербера. А произошло следующее: в самом начале зачетной дистанции после неожиданных для пустыни Атакама дождей образовалась огромная грязевая промоина. Единственным, кто благополучно преодолел трудный участок, оказался Марк Кома, а вот его преследователи, включая Сирила Депре, потратили на вызволение из грязевого плена больше десяти минут. Узнав про неудачу француза, судейская бригада перекроила маршрут (!), и через опасное место проехала только первая семерка гонщиков.
На финише спецучастка ситуация выглядела однозначной: Кома проявил мастерство и показал хорошее время, а Депре, застрявший в грязи, безнадежно отстал... Но судьи решили: время, потраченное на преодоление грязевого участка, Сирилу будет компенсировано! То есть ради более плотной борьбы организаторы «Дакара» не только прямо по ходу спецучастка изменили маршрут, но и решили «простить» гонщика, который совершил явную ошибку. Искренне удивленный такой несправедливостью, Марк Кома даже хотел отказаться от дальнейшего участия в марафоне: «В конечном итоге бросить все было бы неправильно, ведь мне нравится моя работа, — вовремя одумался фаворит мотозачета. — Мы боролись против всего и всех: в любых спорных ситуациях мне доставалась роль проигравшей стороны. Не было случая, когда решения организаторов приносили бы пользу мне...».
У пилотов квадроциклов интригу вообще убили на корню: оказалось, что моторы сразу 25% «квадриков» не отвечают требованиям регламента! По правилам, рабочий объём двигателя не должен превышать 750 «кубиков», а блок цилиндров должен быть серийным. Но некоторые участники взяли за основу 900-кубовый двигатель и уменьшили объём, что судьи признали прямым нарушением регламента. Так что борьбы не получилось — как и в прошлом году, гонку выиграл Алехандро Патронелли, вторым стал его брат Маркос, а третьим финишировал Томас Маффей. Но что мешало судьям сделать послабление и ради зрелищности не исключать «нарушителей»? Участники этого зачета считают, что виной всему нежелание организаторов возиться с «квадриками»: стартовые взносы оплачены, а чем меньше участников, тем меньше проблем...
Кстати аналогичное мнение на бивуаке мне довелось слышать неоднократно: мотоциклисты жаловались, что слишком «убойные» спецучастки в начале «Дакара» здорово «проредили» список участников. В приватной беседе один из гонщиков поведал, что организаторам меньше всего хочется решать проблемы «гарнира» — медленных гонщиков, которым не нужны призовые места, а достаточно только доехать до финиша, — поэтому самые тяжелые испытания мотозачету уготованы на первых этапах, откуда неисправную технику проще эвакуировать. Тем не менее, «гарнир» приносит хорошие деньги (каждый мотоциклист платит за участие в марафоне минимум 40 тысяч евро), поэтому искусственно отсеивать слабых участников до старта гонки дакаровским менеджерам не выгодно.
Интриги с внедорожниками
После ухода из ралли-рейдов непобедимого Volkswagen однозначным фаворитом «Дакара» стала немецкая X-Raid, которая формально является частной командой, но пользуется поддержкой концерна BMW. На нынешнем «Дакаре» X-Raid выставила восемь экипажей, пилоты которых составили настоящую «команду мечты» — прототипами Mini, стилизованными под серийную модель Countryman, управляли мировые звезды ралли-рейдов Стефан Петерансель, Хуан Рома, Кшиштоф Холовчик, Леонид Новицкий и Рикардо Сантос (три другие машины были оформлены под BMW X3 и получили пилотов «попроще»). Но легкой прогулки не получилось — неожиданно быстро поехал американец Робби Гордон на заднеприводном прототипе Hummer, в команду которого вошел также прошлогодний триумфатор «Дакара» Нассер Аль-Аттия.
Но если катарец Аль-Аттия сошел на девятом спецучастке из-за технических проблем (его подвел ремень привода генератора), то Гордон реально боролся за место на подиуме — его 400-сильный Hummer уверенно мчался по пескам и дюнам, постепенно нагоняя фаворита гонки Стефана Петеранселя. Казалось, еще немного и «оранжевый Робби» вскарабкается на верхнюю строчку итогового протокола! Однако за несколько этапов до окончания марафона комиссары решили проверить систему впуска на машине американца и обнаружили, что рестриктор (колечко, ограничивающее диаметр впускного отверстия) не соответствует регламенту, хотя на предстартовых проверках данная деталь вопросов не вызывала... «Поцелуйте меня в задницу!», — эмоционально прокомментировал Робби решение оргкомитета, демонстрируя злополучный рестриктор журналистам.
Впрочем, благодаря грамотно поданной апелляции, Гордону финишировать на «Дакаре» позволили, но американца подвела его собственная машина: из-за проблем со сцеплением Hummer откатился со второй на пятую строчку итогового протокола. Зато до самого финиша Робби радовал поклонников и журналистов яркими выпадами в адрес соперников из команды X-Raid: «Я доказал, что Mini — машина для девчонок. Сегодня мы показали им, как надо ездить», — говорил Гордон, подводя итоги очередного спецучастка. «Робби всех обманывал! — отвечал взаимностью пресс-центр Леонида Новицкого. — Оказывается, он иногда сажал в кабину другого штурмана, а это запрещено». В общем, во внедорожном зачете первая десятка финишировавших отметилась не столько красивой борьбой на трассе, сколько склоками и сплетнями...
И тем отраднее, что среди этой неразберихи без скандалов и подтасовок появился новый лидер — китайская команда Great Wall. В этом году китайцы не только построили быструю машину с 3,2-литровым дизелем собственной разработки (!), но и привлекли под свои знамёна опытного пилота, португальца Карлоса Соузу, который, неожиданно для соперников, «привёз» седьмое место. «В 2010-м я сказал себе — пожалуй, хватит, это мой последний «Дакар», — рассказал Карлос. — Но когда в апреле 2011 года ко мне обратились из компании Great Wall с предложением принять участие в «Дакаре-2012» на внедорожнике Hover, я сказал «да». У меня была возможность протестировать машину в Марокко, и мне понравился и автомобиль, и дизельный двигатель. С таким подходом, какой я увидел у китайской команды, они не успокоятся, пока не выиграют «Дакар». И поэтому я с ними в одной команде».
Второй прототип, стилизованный под внедорожник Hover, пилотировал общительный китаец Джоу Юн, который доехал до финиша двадцатым из 78 преодолевших дистанцию гонщиков, — для сравнения, на «Дакаре» двухлетней давности китайский «ховеровод» приехал только 33-м. «В этом году у нас гораздо более сильная команда, и автомобили ей соответствуют, — прокомментировал успех команды китайский гонщик. — У моего нового штурмана огромный опыт, но и требования огромные. В этом году я очень много учусь, постоянно повышаю свое мастерство... Мне по силам было достичь лучшего результата, но когда экипаж Карлоса Соузы застрял в песках на 11-м этапе, мы дважды помогали ему выбраться. Это стоило нам 50 минут, но командная взаимовыручка на первом месте! 20 место — это неплохо, задачу минимум мы выполнили. Следующая задача — войти в ТОП-10».
Расследования с грузовиками
В грузовом зачете интриги начали заплетаться задолго до начала гонки. Когда главные конкуренты команды «КАМАЗ-мастер», Жерар де Рой и Алеш Лопрайс, показали новые грузовики, соперники ахнули: «Разве капотная компоновка для дакаровских «траков» разрешена?». Но технические комиссары гонки посчитали, что новые «Ивеко» и «Татры» соответствуют требованиям регламента! И хотя конкурентам на бескапотных машинах было понятно, что капотники больше приспособлены для участия в марафоне (они обладают лучшей развесовкой и более комфортны для экипажа, что позволяет увеличить скорость на каменистых участках), протестов никто не подал — убивать интригу гонки раньше времени никому не хотелось. Но сразу после первых спецучастков участники грузового зачета дружно потянулись к судьям...
Самым скандальным судейским решением прошедшего ралли-рейда стала дисквалификация экипажа Эдуарда Николаева, пилота команды «КАМАЗ-мастер». Того самого гонщика, на которого сами камазовцы возлагали главные надежды: 27-летний россиянин выезжал на «Дакар» не только как механик Ильгизара Мардеева и Владимира Чагина, но и как боевой пилот, и даже завоевал бронзового бербера на марафоне 2011 года... Однако взобраться на пьедестал по итогам нынешнего «Дакара» Николаеву помешала темная история, которая произошла на четвертом этапе марафона: «КАМАЗ» под стартовым номером 500 протаранил Toyota аргентинского гонщика Маркоса ди Пальмы. Для грузовика никаких фатальных последствий столкновение не имело — многотонная махина отделалась пробитыми колесами, — и россияне вполне могли продолжить борьбу за пьедестал, но...
Чтобы понять, почему Николаев оказался дисквалифицированным, нужно вернуться на 267-й километр четвертого спецучастка марафона. То, что произошло в пустыне, предельно четко описано в официальном камазовском сообщении: «Перед двигавшимся грузовиком Николаева в густом клубе пыли появились несколько внедорожников на большой скорости. Стандартная ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, который развернуло вследствие резкого торможения и вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения грузовика. Российский пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее, касания избежать не удалось, и камазовскому экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Пострадавших во время аварии не было. Ошибка пилота джипа была настолько очевидна, что организаторы и спортивные комиссары вычли время, потраченное Николаевым на оказание помощи».
А вот местные журналисты, ссылаясь на самого ди Пальму, изложили другую версию произошедшего. Дескать, аргентинец остановился для помощи своему соотечественнику Норберту Фонтане, но стоило пилоту и штурману покинуть салон внедорожника, как их машину протаранил «КАМАЗ». Причем вместо помощи аргентинскому экипажу, камазовцы бросились менять пробитые колёса своего грузовика, предварительно нажав кнопку иритрака — прибора, который позволяет зафиксировать время, потраченное на помощь другому участнику. Кто говорит правду? Ясно одно: российская команда компенсировать потраченное на инцидент с Toyota время не просила — это организаторы сделали сами. А когда выяснили, что ситуация сложнее, чем представлялось сначала, поступили очень странным образом — дисквалифицировали экипаж Николаева.
И снова скандалы, интриги, расследования...
Впрочем, на этом несчастья для камазовцев не закончились: совершенно неожиданно грузовики команды начали вставать из-за поломок двигателей! Двигателей отечественных, производства Тутаевского моторного завода... Сначала на машине дисквалифицированного Николаева, который вне зачета продолжал двигаться по «боевому» маршруту, «размолотило» цилиндры, затем остановился «КАМАЗ» Айрата Мардеева, у которого срезало шестерни привода распредвала. И только бирюзовый грузовик с огромной надписью «ASTANA» на боковине продолжал уверенно удерживать третью строчку итогового протокола. Собственно, этот автомобиль и вызывал наибольшее количество вопросов: почему мотор рычит не по-камазовски? кто такой Ардавичус, который пилотирует этот грузовик? почему в протоколах значится «Team ASTANA», а не «КАМАЗ-мастер»?
«Ты только напиши правду! — Артур Ардавичус, пилот того самого бирюзового грузовика дружелюбен и энергичен. — Наша машина ничем не отличается от синих «КАМАЗов»: такая же рама, подвеска, трансмиссия... Только двигатель другой, американский Cummins. И цвета другие, потому что спонсоры свои, казахстанские». Про свой экипаж и грузовик Артур говорит, не умолкая, спотыкаясь только на одном вопросе: кем казахстанцы приходятся команде «КАМАЗ-мастер», партнерами, арендаторами, друзьями? К счастью, на выручку задумавшемуся гонщику вовремя подоспел бессменный руководитель камазовской дружины Семён Якубов, который безапелляционно заявил: «Артур — полноправный участник команды «КАМАЗ-мастер», на которого возложена важная миссия — испытать в боевых условиях двигатели Cummins, на которые со временем придётся перейти всей команде».
А теперь сдержу обещание написать правду: мне показалось, что экипаж Ардавичуса зачислили под знамёна камазовцев уже во время самой гонки, когда бирюзовый грузовик уверенно обосновался в тройке лидеров. До этого казахстанцы больше напоминали арендаторов: свой кемпер, свой массажист, своя форма... Более того, на бивуаке шёпотом поговаривали, что камазовцы «притормозят» слишком быстрого «чужака» техническими неисправностями! К счастью, этого не произошло, и соседи по союзному государству завоевали заслуженную бронзу, параллельно выполнив и другую задачу — Артур не стесняясь критиковал конкурентов на Iveco, открыто намекая, что машина голландской команды построена с нарушением регламента: «У него другие хода подвесок, и его трансмиссия настроена вразрез регламенту... Мы все это списывали на их профессионализм, но вчера я совершенно случайно узнал, что они хитрят!».
Впрочем, хитрили все. И эти хитрости, достойные арсенала лучших дипломатов мирового уровня, девальвируют фантастическую сложность культового марафона. Участники и болельщики начинают забывать, что занятые позиции и потраченные на прохождение спецучастков минуты в строчках судейских протоколов — это не просто цифры, а титаническая работа команд, бессонные ночи механиков и живые человеческие эмоции. Отныне показанный результат — это демонстрация того, насколько хорошо команда разбирается в тонкостях регламента и умеет подавать протесты... И тут самое время вспомнить слова основателя «Дакара» Тьерри Сабина, который говорил: «До конца гонки может доехать только тот, кто не проиграет самому себе». В этом смысле до конца «Дакара-2012» доехали немногие...
Алексей Кованов
Фото автора, Дмитрия Макарова, организаторов и команд-участниц