Длительный тест Citroen C4. Долгожданная зима

До Европейской части России добрались холода и метели. Самое время рассказать о поведении нашего «подопечного» в таких условиях

Citroen С4 1.6 VTi Exclusive АКПП

Общий пробег — 15 344 км
Пробег с момента начала теста — 7 344 км
Средний расход топлива — 10,2 л/100 км

На Европейской части России окончательно и бесповоротно воцарилась зима. Во дворах и на обочинах дорог появились сугробы, в бачках омывающей жидкости надолго прописалась «незамерзайка», а утренняя «разминка» с щёткой в руках стала привычным делом. Самое время, чтобы рассказать, как подготовлен к зиме хэтчбек Citroen C4, который мы продолжаем тестировать.

content image for: 36096

Начнём, пожалуй, с самого важного — холодного пуска. Настоящих морозов ещё не было (пока бортовой термометр выдавал лишь −12 по Цельсию), но уже проявилась одна не самая приятная особенность. Как гласят инструкции по эксплуатации любой современной машины, прогревать двигатель нужно на ходу. Завёл и поехал потихоньку, не мучая «холодный» мотор высокими оборотами. Обычно это не вызывает никаких проблем, но время от времени С4 брыкается.

content image for: 36096

Сразу после выезда из моего двора расположен светофор. Так вот, если стоять в положении D коробки передач (а это, в общем-то, нормальная ситуация), то иногда двигатель начинает трястись в конвульсиях, холостой ход нестабилен. Словно «троит»! Только переведёшь в P — всё нормально. Можно предположить, что непрогретому мотору просто тяжело справляться с загустевшим маслом «автомата», ибо во время остановки на следующем перекрёстке подобное явление не повторяется. Но проявляется это редко, было всего раза четыре, что ставит под сомнение сию гипотезу. Обычно такое происходит во влажную погоду при температуре около нуля. При этом никаких ошибок C4 не выдаёт.

content image for: 36096

Причём не так давно мы ездили на сервисную станцию, чтобы в рамках отзывной кампании поменять патрубок вентиляции картерных газов на модернизированную деталь с подогревающим элементом. По идее, замена должна была повлиять на скорость прогрева двигателя. Однако описанная выше ситуация возникала и со старым патрубком, и с новым. И, что характерно, эксперименты со сменой заправочной станции и даже октанового числа топлива никак на это не повлияли. Жаль, что ещё не ударили настоящие морозы. Тогда многое стало бы явным. Кстати, судя по первым отзывам владельцев, по гарантии им начали менять и термостаты.

content image for: 36096

А пока заводится Citroen без каких-либо проблем. И, что особенно радует, лобовое стекло быстро освобождается от наледи — система отопления работает без каких-либо нареканий и спустя пару-тройку минут направляет на стёкла тёплый воздух. В копилку С4 стоит занести и регулируемый подогрев сидений — всегда можно выбрать оптимальный режим. Но «барабанчик» управления подогревом расположен в слепой зоне, а индикации его включения нет. Впрочем, к этому привыкаешь.

content image for: 36096

Однако без ложки дёгтя не обошлось. Кнопки климат-контроля слишком мелкие, если пытаться нажимать на них в перчатках (многие используют их в первые минуты езды, пока не прогреется салон и руль). Туда же и «аварийка». Приходится целиться. Кроме того, новый C4 лишён указателя температуры охлаждающей жидкости.

content image for: 36096

Зато в грязевых потоках на московских улицах водитель C4 не потеряет связь с реальностью — боковые стёкла и зеркала пачкаются не слишком быстро, а щётки стеклоочистителей прекрасно справляются со своими обязанностями. Причём неочищенные зоны невелики и не сильно ухудшают обзорность. И только датчик дождя иногда плохо реагирует на летящую из под колёс грязь, но этот грешок водится почти за всеми автомобилями с автоматическими «дворниками» на наших дорогах. Жаль, что регулировки его чувствительности не предусмотрено.

content image for: 36096

Нет проблем и с парковкой после снегопадов — на шипованных шинах Citroen уверенно преодолевает снежные брустверы. И клиренс на деле оказался достаточным, хотя на бумаге цифра 135 мм совсем не впечатляет. Ниже всего «висят» задние пластиковые брызговики, которые и контактируют с сугробами или высокими бордюрами. А большой передний свес при разумных манёврах помех не создаёт. Дополнительную уверенность придаёт и металлическая защита картера, которая входит в базовую комплектацию калужских C4.

content image for: 36096

Грязь парковочным сонарам не помеха — исправно работают и передний, и задний «парктроники». Поэтому система определения доступного для парковки места, а также система контроля «слепых» зон функционируют без нареканий. Только один раз передний радар «сошёл с ума», когда над одним из датчиков нависла сосулька. Кстати, первым помощником я пользовался лишь однажды — в конце концов, можно и самому понять, впишется ли C4 в промежуток между машинами. А вот к жёлтому огоньку в боковом зеркале привыкаешь быстро. Удобно! Особенно в условиях плохой видимости — например, во время снегопада в тёмное время суток. Причём доплачивать за всё перечисленное не нужно — оборудование входит в комплектацию Exclusive.

content image for: 36096

Разница в 80 тысяч между исполнениями Tendance и Exclusive (672 900 и 752 900 рублей) вообще не кажется большой, стоит изучить набор опций. Ведь за эти деньги вы получаете не только пару электронных помощников с передним и задним парковочными радарами, но и двухзонный «климат», программируемый круиз-контроль, электропривод поясничного подпора передних кресел, причём с функцией массажа (!), а сами сиденья щеголяют комбинированной обивкой «кожа-ткань». Кроме того, добавляется вход для USB-устройств и 16-дюймовые легкосплавные диски. Неплохой набор!

content image for: 36096

К примеру, оснащённый подобным образом Ford Focus Trend Sport (но без переднего «парктроника» и комбинированной обивки кресел) обойдётся в 778 100 рублей, а исполнение Titanium — ещё дороже. И уже объявлено, что с середины января цены на Focus вырастут в среднем ещё на 30 тысяч. Но Ford имеет большой и жирный плюс — современную шестиступенчатую роботизированную коробку передач Powershift с двойным сцеплением. А Citroen пока продолжает обходиться архаичным четырёхдиапазонным «автоматом» AL4.

content image for: 36096

Что бы там ни говорили о модернизации, но песенка его спета. В движении C4 с «автоматом» совсем не радует. Задержки, рывки — полный набор! И речь вовсе не о первых минутах после холодного пуска — тогда я и вовсе предпочитал ездить в ручном режиме, переключаясь на 3 тысячах «оборотов», стараясь не напрягать почём зря двигатель и коробку, пока не прогреются. К тому же, четыре «растянутых» ступени делают 120-сильный С4 заметно медленнее, чем с «механикой», ускоряется он неохотно, натужно. А в пробках, наоборот, слишком резко бросается вперёд. Так и прыгаешь — то с дифферентом на корму в момент старта, то клюёшь носом через секунду при торможении. К счастью, есть спортивный режим. В толкучке он ничем не поможет, а вот манёвры облегчает — коробка чаще использует пониженные передачи, поддерживая мотор в тонусе.

content image for: 36096

Но в итоге я окончательно пришёл к зимнему режиму. Преимуществ масса. Во-первых, трогается машина со второй передачи. И это не только облегчает старт на скользких покрытиях, но и избавляет от рывков в пробках. К тому же коробка начинает активнее тормозить двигателем, подтыкая пониженные раньше, чем в режиме D. Например, при падении скорости со 100 до 70 км/ч «автомат» уже не держит четвёртую ступень, а переходит на третью заранее, не дожидаясь, пока его «простимулируешь» педалью газа. И это помогает при последующих действиях. Например, при обгоне или перестроении в более «быстрый» ряд коробка уже не тратит время на переключение «вниз».

content image for: 36096

Сочетание зимнего режима, хорошей настройки противобуксовочной системы и шипованных шин Michelin X-Ice North 2 помогает C4 уверенно трогаться на снегу и льду и не пасовать на неочищенных дорогах. А вот пошалить не удастся — ESP здесь отключается только до 50 км/ч, а потом активируется автоматически. Но работает она эффективно и способна бороться и с заносом задней оси, и со сносом передней. Конечно, законы физики обмануть не удастся, но в разумных пределах она помогает вписаться в скользкий поворот в случае ошибки водителя.

content image for: 36096

Отрадно, что переобувка почти не повлияла на акустический комфорт — шины не перехватили у двигателя звание главного источника шума. Лишь в диапазоне 60-70 км/ч возникает неприятный гул. Но основной минус в другом — зимние шипованные покрышки лишили и без того «лёгкий» и «пустой» руль остатка информативности. Особенно сильно эта нехватка ощущается в скоростных виражах. Впрочем, более подробно об управляемости и ходовых качествах, а также о работе другой электронной «начинки» мы расскажем в следующей, финальной публикации. А пока можно констатировать, что зима в компании с Citroen C4 не должна принести владельцу много хлопот. Во всяком случае, пока не ударили настоящие морозы.

Вадим Гагарин
Фото: Виталий Кабышев

Вадим Гагарин