Американский дредноут для русского генсека

Ровно сто лет назад была основана компания Cadillac, вошедшая в историю мирового автомобилестроения благодаря своим роскошным 16-цилиндровым автомобилям. А у первого «Кадиллака» был лишь один цилиндр диаметром 8 см.
content image for: 721
Сам Антуан де ля Мот Кадильяк, француз, к автомобильной промышленности не имел ровно никакого отношения. Просто он основал в 1701 году будущую автомобильную столицу США, город Детройт. Название же Cadillac подарил компании Генри Мартин Леланд, принявший от Генри Форда разваливающуюся Detroit Automobile Company. Она была создана в 1886 году четырьмя детройтскими бизнесменами – Блейком, Уайтом, Брауном и Мэрфи, пригласившими молодого человека по имени Генри Форд сконструировать легковой автомобиль, пригодный для продажи широкому кругу потребителей. Но юный Форд тогда больше интересовался рекордами скорости, а не количеством покупателей, и при первой возможности покинул друзей-бизнесменов. На его место пришел Леланд, который, начав с одноцилиндрового мотора, сумел провести фирму через знаменитую биржевую панику 1907-го и к 1909 году освоил серийное производство автомобилей уже с четырьмя цилиндрами.

content image for: 721

И тут на быстро развивающуюся компанию обратил внимание Уильям Дюрант, сколачивавший свою General Motors. Cadillac одним из первых вошел в состав корпорации и начал развиваться дальше. В 1912 году на «Кадиллаках» впервые появился электрический стартер. А в 1915-м фирма впервые в мире начала серийное производство легковых автомобилей с двигателем V8.

content image for: 721

В 20-х годах Cadillac занял лидирующее положение на американском рынке автомобилей высшего класса. В 1927 году на рынок выпустили относительно небольшой автомобиль LaSalle, ставший первой машиной, разработанной знаменитым дизайнером Харли Эрлом. Среди технических новинок тех лет выделяются: система уравновешивания коленчатого вала, вентиляция картера двигателя, применение с 1924 года тормозов на все колеса и синхронизированной коробки передач с 1929 г.

В январе 1930-го в нью-йоркском отеле Commodore был представлен лучший Cadillac всех времен – с верхнеклапанным мотором V16 рабочим объемом 7,4 литра и мощностью 150 л. с.

«Кадиллаки» V16 обладали необыкновенной приемистостью и плавностью хода. Их полюбили кинозвезды и сильные мира сего.

На всепогодном фаэтоне Cadillac V16 1931 года ездил нарком обороны Ворошилов.

content image for: 721
До 1940 года сумели построить 3863 таких авто. Однако последствия октябрьского кризиса 1929 года не замедлили сказаться на той части покупателей, для которой предназначались многоцилиндровые «Кадиллаки», и их выпуск начал стремительно снижаться. 1940 год стал последним для V16, накануне второй мировой войны фирма сосредоточила свои усилия на производстве автомобилей V8.

content image for: 721

Классический стиль начал исчезать в 1934 году с появлением независимой передней подвески, а в 1938-м появился Cadillac 60 Special – пятиместный клаб-седан с удлиненным кузовом и – впервые – с тем, что мы называем «багажник». Во время второй мировой войны Cadillac занимался производством авиадвигателей и танков M-5.

На первом послевоенном Cadillac 1948 года появились хвостовые плавники, навеянные реактивным истребителем Р-38.

Они росли до 1959 года, затем постепенно становились все более пологими, пока окончательно не исчезли в 1970 году. В 1950-м «Кадиллаки» серий 60 Special и 62 получили в качестве опций полностью автоматическую коробку передач – если не считать Oldsmobile с автоматом, которых выпустили крайне мало, это была первая серийная АКПП. С 1953 года начался выпуск роскошных и динамичных Eldorado. Первый открытый белый Eldorado использовался Эйзенхауэром во время инаугурации. На выставке Motorama 1954 года был показан Cadillac El Camino с четырьмя передними фарами, впоследствии ставшими стандартом на всех американских авто. Модели 1958 года получили пневматическую подвеску всех колес (правда, потом от нее отказались из-за частых поломок).

content image for: 721

В 1967 году увидел свет переднеприводный Cadillac Eldorado с убирающимися фарами и прямоугольными формами кузова, ставшими олицетворением нового американского автомобильного дизайна. В 1970 году компания выпустила самый большой серийный двигатель V8 для легкового автомобиля – рабочим объемом 8,2 литра.

Именно такой Cadillac Eldorado 1972 года тогдашний американский президент Ричард Никсон преподнес Брежневу.

Топливный кризис середины 70-х больно ударил по огромным мощным автомобилям. Однако Cadillac моментально сориентировался, выпустив в 1975-м небольшой, но роскошный Seville c 5,7-литровым V8 на новой базовой платформе X-car. На этой платформе построили также Chevrolet Nova, Pontiac Venture, Oldsmobile Omega, Buick Apollo. К 1978 году нефтяные страсти улеглись, и Cadillac вновь увеличил объем своих моторов до 7 литров.

Тогда же на Seville впервые был применен бортовой компьютер,

а через год на базе этой машины появился новый небольшой переднеприводный Eldorado.

content image for: 721

В восьмидесятые Cadillac продолжает экспериментировать с повышением топливной экономичности своих машин. Разрабатывается система автоматического отключения одного или нескольких цилиндров в зависимости от условий эксплуатации. В 1983 году фирма выпускает Cadillac Cimarron с четырехцилиндровым двигателем, разработанный в рамках проекта создания семейства компактных автомобилей GM. С 1985 года с введением новой серии Fleetwood фирма почти полностью переходит на передний привод. Последующие годы характеризуются борьбой «Кадиллака» за сохранение в производстве дорогих и престижных автомобилей и введением в программу дешевых, сравнительно небольших машин. При этом новые «Кадиллаки» все более становятся похожими на западноевропейские и японские автомобили.

content image for: 721

Сегодня Cadillac предлагает четыре серии автомобилей с моторами V8, являющихся продолжателями классических традиций, однако они заметно потеряли в габаритах, массе и мощности. Самым популярным по-прежнему остается Sedan De Ville, более престижный Seville предназначается консервативным американцам, не желающим покупать импортные машины, а самые состоятельные приверженцы марки могут купить себе пятиместное купе Cadillac Eldorado и Cadillac Escalade с шестицилиндровым мотором в 349 л. с. – внедорожник, созданный на основе Chevy Tahoe.