Четыре пилота Формулы-1 и тестовый конфуз

Только Василий Костин из Авторевю решил сфотографировать необычные амортизаторы c двумя выносными резервуарами, как долговязый инженер закричал: «Снимать нельзя!». И это презентация гоночной машины?

В прошлом году Вадим Гагарин побывал на этапе Trophy Andros, где на льду европейских горнолыжных курортов проходят заезды на полноприводных полноуправляемых автомобилях. Я же перед началом сезона отправился за полярный круг, в центр северных испытаний шинников и автопроизводителей, на ледовые тесты Skoda Fabia. Сложная логистика доставки гоночного автомобиля из Франции — 8000 км туда и обратно автовозом. И... Ивало нас встретил сухим чистым асфальтом, зеленой травой и средней температурой +4. Такого потепления по замерам метеорологов не было последние 50 лет. Впрочем, наблюдать за живостью красок не приходилось: лишь на пару часов солнце забиралось на верхушки деревьев, а после двух по полудню скрывалось где-то в гуще леса.

content image for: 35805

А ведь задумка была великолепна. Никто из участников Trophy Andros не устраивает тестов до начала гоночного сезона — в центральной Европе просто нет льда. Исключение — общий тестовый день второго декабря, перед стартом первого этапа в Валь-Торансе, где организаторы намораживают лед непосредственно перед соревнованием.

content image for: 35805

Skoda Fabia, которую выкатил на аэродром бывший гонщик Формулы-1 Оливье Панис, действительно новая машина. Предыдущий болид под маркой Skoda был построен компанией Exagon 7 лет назад и в свою бытность успел примерить на себя образ... Kia Rio. Как это возможно? Trophy Andros — это соревнование силуэтов, спортпрототипов, построенных на основе пространственной рамы из труб. На раму надеваются композитные панели, внешне похожие на кузова серийных автомобилей.

content image for: 35805

Новый автомобиль построен командой ORECA, которая собирает спортпрототипы для Ле-Мана, двигатели для Skoda Fabia S2000, а также много чего еще. Именно Панис, выступавший в гонках на выносливость за ORECA, а в Trophy Andros за Skoda, свел две компании вместе. В Трофее — жесткий регламент, который ограничивает не только двигатели (рабочий объем, масса поршня, степень сжатия и единый блок управления Magneti Marelli), но и пределы его размещения на раме, а также коробку передач (на выбор всего два варианта). Именно поэтому старые шасси имеют возможность бороться за подиум.

«Пространства для маневра немного. Минимальный вес по регламенту — 950 кг, однако наша значительно легче, поэтому мы догружаем балласт — и центр тяжести ниже и можно поиграть развесовкой, — немного лениво начал Оливье Панис, — Старое шасси было тяжелым и укладывалось по весу впритык, поэтому менять развесовку было невозможно».

content image for: 35805

Но как только тема зашла о его сыне, он оживился:

— Орельен! В этом году он впервые стартовал в Формуле F-4 в Спорт Академии и успел подняться на подиум на этапе в Поль-Рикаре. В следующем году он будет стартовать в NEC (Североевропейский кубок Формулы Renault 2.0). Такой выбор был сделан потому, что в этом кубке разрешены тесты, это для него очень важно.

— Мы увидим вашего сына в Формуле-1?

— Пока Орельен находится в самом начале пути, но я уверен, что рано или поздно он окажется там. Пока он мне про это ничего не сказал, но скоро он это сделает. Что насчет моей карьеры? Летняя программа полностью завершена: слишком много времени уходит на менеджерскую работу с сыном и Шарлем Пиком. Я уверен, Шарль Пик будет в следующем году в Формуле-1. В какой команде? Я не вправе об этом говорить по условию контракта.

Впрочем, уже вечером в кулуарах говорили, что Шарль вероятнее всего станет пилотом Marussia.

content image for: 35805

Только Василий Костин из Авторевю наклонился к Skoda Fabia, чтобы сфотографировать необычные амортизаторы c двумя выносными резервуарами, как между фотоаппаратом и автомобилем возник долговязый инженер: «Снимать нельзя!». И это презентация гоночной машины? Впрочем, издалека и втихую пофотографировать немного разрешили, похоже, досада от неудавшихся тестов подействовала и на инженера. Неудивительно, что про машину он ничего внятного не рассказал.

content image for: 35805

Разговорившийся Оливье Панис попробовал разъяснить: «Проблема прошлой машины была не только в большом весе, но и в подвеске — там, где был чистый лед, мы были неудержимы. Но где появлялись кочки и тем более асфальт, мы проигрывали вечность. На новой машине мы хотели добиться, чтобы подвеска одновременно могла работать и в высокоскоростных поворотах, и в медленных, на больших и малых кочках».

content image for: 35805

С утра в отеле я еле признал Жака Вильнева, чемпиона Формулы-1 1997 года тяжело узнать по фотографиям: невысокий, щуплый, сутуловатый парень в очках. Но как он преображается, когда садится за руль гоночного автомобиля — точные реакции и невероятный контроль над полноуправлямым спортпрототипом. Как раз подошла моя очередь проехаться в качестве пассажира с Жаком... Но после того, как он перебросился парой фраз с инженером, сразу направился в боксы недалеко от аэродрома. Механики были непреклонны — тестовая программа Жака закончена, теперь очередь Поля Бельмондо, сына известного актера (в прошлом он тоже участвовал в гонках Формулы-1).

content image for: 35805

Я специально не поехал первым, чтобы со стороны посмотреть, как едет Поль по сравнению с Жаком. Впрочем, даже девушки из PR-агенства, стоявшие рядом, заметили различия.

Дальше — моя очередь!
После запрета на фотосъемку узлов я боялся, что телеметрия уж точно будет расценена как партизанская диверсия конкурирующих команд (ведь с помощью телеметрии я могу рассчитать даже передаточные числа коробки, которые выбрала команда). Но, похоже, никто не ждал такой наглости. Я быстро установил Дрифтбокс на стекло, но усесться самому было не так легко, ведь «трофейная» машина создана как одноместный спортпрототип, а я должен уместиться на месте балласта! Коленками почти касаюсь подбородка, были бы кочки — точно остался бы без зубов.

content image for: 35805

Невероятно! Законы физики просто не действуют, как будто кто-то взял машину сверху рукой и просто повернул — после прямой машина несется уже боком. Такое просто невозможно с использованием ручника, где начальная фаза заноса задней оси растянута во времени. Даже на смешных узеньких шинах шириной 175 мм (это сделано для того, чтобы поберечь трансмиссию Sadev SL 90-14 без межосевого дифференциала) Fabia показывала перегрузки в повороте до 1,1 G. Но больше всего восхитило ускорение из поворотов, когда Skoda Fabia стабилизировалась после бокового дрифта и выстреливала с 50 до 80 км/ч за 1,3 секунды, в эти моменты продольная перегрузка составляла 0,8 G и я просто не мог оторвать голову в тяжелом шлеме, чтобы посмотреть на щиток приборов. А разгон на больших скоростях практически не снижался — с 80 до 120 км/ч за 2,57 секунды!

Как не слишком мощная машина (по нынешним меркам 350 л.с. мало кого удивят) может показывать такие феноменальные динамические характеристики со средних скоростей? В первую очередь малая масса, но главное — это невероятно короткая КПП, на шестой передаче максимальная скорость едва ли превысит 160 км/ч!

Впервые современная машина Trophy Andros ездит по чистому асфальту, впервые возит с собой пассажира. Поль жалел коробку и переключался с небольшим сбросом газа, так как в коробке уже срезало кулачки на третьей передаче

С места балласта стали еще ярче видны различия между Жаком и Полем. Да, развороты можно списать на поиск предела автомобиля, а заминка при переключениях была связана с неисправностью коробки, но как быть с прокатыванием (когда ни газ, ни тормоз не нажат) перед поворотами и неточной рулежкой. То-то Поль на конференции, посвященной Фабии, охотно рассказывал про его новые проекты в театре и кино.

content image for: 35805

Уже вечером я подошел к Седрику, главе маркетинга Skoda во Франции. О Поле я задал один вопрос: «Почему он?».

— Во-первых, я был его менеджером в 92 и 94 годах, когда он стартовал в Формуле-1, к тому же мне нужен был пилот, который бы смог адаптироваться под Жака, — сделав многозначительную паузу, — ведь они с Жаком будут делить одну машину на двоих — это очень важно.

— Вы пробовали заполучить обратно действующего чемпиона Trophy Andros, Жан-Филиппа Дейро?

— Дейро, мой хороший друг, но знаешь... проблема в том, — Седрик начал говорить полушепотом, — что он местная звезда, и за пределами Франции его не знают, а здесь нужна работа вне трека, и четыре гонщика Формулы-1 — идеальный вариант.

Панис, Вильнев и Лагорс — каждый заявил о претензиях на чемпионство в личном зачете (Бельмондо, похоже, ни на что не претендует). Но в последний день в ресторане Бельмондо с Панисом и Лагорсом веселились от души, а Вильнев не принял ни грамма и весь вечер проговорил с инженером...

21 год на льду

content image for: 35805

Первые заезды на льду в альпийских горах прошли в 1990 году, на следующий год автомобили уже имели полноуправляемое шасси. За это время регламент относительно автомобилей практически не менялся. В календаре — обычно 7-8 этапов. В будущем организаторы хотят вернуть этап в Канаду, а также провести заезды в Китае.

Обычно этапы укладываются в двухдневный формат, однако в сезоне 2011/2012 этапы в Сент-Ди-Де-Вож и Супер Бесс пройдут в один день, равно как и внезачетный в Париже — на стадионе Стад-де-Франс.

content image for: 35805

Чемпионы Trophy Andros прошлых лет:

  • 2006 год: Иван Мюллер — Kia Rio
  • 2007 год: Ален Прост — Toyota Auris
  • 2008 год: Ален Прост — Toyota Auris
  • 2009 год: Жан-Филипп Дейро — Skoda Fabia
  • 2010 год: Жан-Филипп Дейро — Skoda Fabia
  • 2011 год: Жан-Филипп Дейро — BMW 1-серии

Главные конкуренты

content image for: 35805

В первую очередь, это Ален Прост. Четырехкратный чемпион мира в классе Формула-1 выcтупает в Trophy Andros уже 8 лет и за это время дважды становился чемпионом и дважды вице-чемпионом. В этом году на второй машине будет выступать его сын Николя, который несколько лет стажировался в моноклассе электромобилей. Благодаря двум машинам Dacia Lodgy Glace, команда может составить сильную конкуренцию Skoda в марочном зачете.

content image for: 35805

В этом году Жан-Филипп Дейро, спонсируемый французским дилером BMW и Mini, сменит кузовные панели своего спортпрототипа с BMW 1-серии на силуэт Mini Countryman. Однако на основных динамических характеристиках машины это никак не скажется. Трехкратный победитель Trophy Andros является главным претендентом на титул в этом году. Напарником по команде будет Жиль Стивенар.

Также не стоит отметать сильных частников, например, опытного раллиста Жульена Маурина. А вот чемпион GP2 Роман Гросжан в этом году пропускает сезон Трофея вследствие занятости — может место в Lotus уже гарантировано?

Жак Вильнев: Никогда не сдаваться!

content image for: 35805

Жак Вильнев, единственный из пилотов Skoda, кто не свернул летнюю программу выступлений. О ней и о многом другом бывший чемпион серии CART и Формулы-1 поведал нам в последний день тестов. Жак скромен на публике, но в беседе от него не оторваться: прекрасный рассказчик с завидным чувством юмора.

— Жак, поздравляю c успешными стартами в NASCAR в этом году!

— Да, именно в Nationwide Series я пытаюсь попасть последние 5 лет. Очень сложно закрепиться на американском рынке гонщиков. В этом году я проехал две гонки на дорожных трассах. Но проблема в том, что меня не зовут на овалы. А я хочу ехать полный сезон, в том числе и на овалах. Но! Никогда не сдаваться — никогда не сдаваться!

— А тесты на овалах могут помочь?

— Конечно, но нужен бюджет. Я проехал около 7 гонок на овалах в NASCAR: несколько гонок были неплохие. Канада слишком маленький рынок для спонсоров. В целом, спонсоры есть, но бюджеты недостаточно большие для того, чтобы найти место в команде.

— Последние несколько лет ты выступаешь в самых разных кузовных сериях (NASCAR, V8 Supercars, Stock Car Brazil). И нигде не едешь полный сезон. Тебе это нравится?

— Мне нравятся соревнования, мне нравится гоняться. Поэтому, если в мире есть профессиональная гоночная серия, то я в ней заинтересован. Мне охота протестировать различные гоночные автомобили и получить бесценный опыт. Ведь как только я подпишу какой-либо контракт на полный сезон, то времени на переезды по всему миру просто не будет.

— Чем отличаются автомобили NASCAR от V8 Supercars в Австралии?

— Различия существенны. Машины в NASCAR имеют большую мощность и сами очень крупные. Австралийские V8 Supercars более хрупкие, ты не можешь опираться на другую машину во время обгона. Но база одна — это все еще машина с крышей и кузовом.

— Ты следишь за американским чемпионатом с открытыми колесами? За Индикаром?

— Нет, я перестал за ним следить. Мне никогда не нравились моноклассы, с использованием одинакового шасси. Гонки не должны быть такими. Сейчас в Indycar есть сильные пилоты, но многие гонщики ниже среднего уровня, и они не должны быть там. На дорожных трассах это куда ни шло, но на овалах, когда три машины несутся со скоростью 350 км/ч на расстоянии полуметра друг от друга, — это слишком опасно.

Trophy Andros, по сути, спортпрототип, не хотел бы ты попробовать DTM? Есть ли планы на другие серии?

— В DTM тоже слишком много политических игр. Всего пара производителей шасси, большое количество дочерних команд — все это приводит к командной тактике. А в кузовных гонках типа WTCC не так много мощности. Мне будет не интересно управлять таким автомобилем. Если продолжить про другие дисциплины, то в гонках на выносливость только две команды, которые борются за победу.

content image for: 35805

— Ты не скучаешь по Формуле-1?

— Мне просто нравится гоняться. По чему я точно не скучаю, так это по политическим играм в Формуле-1. Было просто невероятно водить машину Формулы-1. Но как только ты вылезал из кокпита — радость пропадала. Мне никогда не нравилась атмосфера Формулы-1. О чем я скучаю, так это о машине. Машина была фантастическая. В NASCAR мне очень нравится, что ты можешь компенсировать недостатки автомобиля и проблемы с настройками с помощью своего водительского мастерства: то, как ты тормозишь, как входишь в поворот, как чувствуешь сжатие подвески. В Формуле-1 так нельзя. Если в настройках что-то не так, то машина просто не едет, и ты ничего не можешь с этим сделать.

В NASCAR старая школа инженеров и никакой телеметрии. Ты выходишь из машины и говоришь инженеру, что не так. Именно так я привык работать в CART, так мы работали и в Williams, когда я начинал. Даже когда появилась телеметрия, мы все равно общались с инженером по старом принципу, и, что интересно, это работало! Например, в Sauber — на 100 процентов доверяют телеметрии. Мне говорили: «Замолчи, садись за руль и гоняйся, мы лучше знаем, что происходит с машиной». Вот это мне не нравилось.

В Trophy Andros огромное количество разрешенной телеметрии, но я ей практически не пользуюсь, потому что состояние трассы постоянно меняется, а я еду боком.

— Не считаешь ли ты трассы Trophy Andros слишком узкими и медленными?

— В целом, они отличные. Я имею в виду, что на них есть возможность обгонять. Да, придется совершить обгон с небольшим контактом, но без всяких грязных штучек.

— Помог ли тебе опыт Формулы-1 в ледовых гонках?

— Конечно, здесь, как и на асфальте, нужна высокая точность, плавные движения.

— Как ты считаешь, почему раллийные гонщики пока не добились большого успеха в Trophy Andros?

— Мне кажется, большинство раллийных гонщиков слишком много скользят, и используют скольжения для того, чтобы погасить скорость. В «Трофее» нужно очень точное руление, к тому же, тебе нужно тормозить, поворачивать руль в одном и том же месте на протяжении нескольких кругов, а раллийные пилоты этого делать не привыкли.

— Как ты оцениваешь свой собственный стиль пилотажа?

— Я агрессивен при обгонах, но сам стиль достаточно плавен. У Алана Проста самый плавный пилотаж, но и в Формуле-1 он отличался таким же подходом, а Дейро, наоборот, очень агрессивен. Каждый пилот имеет свой собственный стиль, и он переносит его с собой в любую категорию автоспорта и, как мы видим, добивается успеха.

Максим Ахтямов
Фото автора и компании Skoda