Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
21 июля
DongFeng H30 Cross 1.6 AT 117hp
В городском потоке автомобиль выделяется внешним видом, особенно в вечернее время при включенных габаритах. Пластиковые накладки лучше уменьшить по ширине до 30-50 мм, а настоящие, при таких колесах...
4.5
21 июля
Fiat Punto 1.4 77hp MT
Авто купил в 2008 году ! Эксплуатирую нещадно , под такси , пробег 295000 . В бензине не прихотлива, управляемость на высоте, в любые морозы заводится на раз, без всяких прогревов ! Сил хватает и...
4.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
3 ноября 2011 09:26, Статьи

Экспедиция к детям Алтая: долгожданная встреча

Сегодня нас ждал очередной большой отрезок пути с довольно однообразным пейзажем за окном. Правда, иногда по ходу дня нам немного «везло» на бездорожье

Мы публикуем рассказ об экспедиции «Москва — Алтай — Москва»
наших партнеров – компании LAV Productions

День восьмой. Новосибирск — Барнаул

Сегодня нас ждал очередной большой отрезок пути с довольно однообразным пейзажем за окном. Правда, иногда по ходу дня нам немного «везло» на бездорожье, впрочем, Renault Koleos без раздумий съезжали с асфальта в объезды, не заставляя экипажи лишний раз переживать насчет сложности выбранного маршрута. В Барнаул мы приехали рано, и у нас было достаточно времени для того, чтобы выбрать здесь хорошие подарки для ребят. В оба Renault уже загружены новые ноутбуки и принтеры — свободное место буквально тает на глазах...

День девятый. Барнаул — Горноалтайск

Конечно, Алтайский край для нас начинается с родины советского кинорежиссёра, актёра и сценариста, Василия Макаровича Шукшина — с деревни Сростки. Заехали туда, и нас мгновенно окутал колорит и быт здешних мест. Старинный автобус, женщина с бидонами крутит педали своей «Камы», запах дыма из печей... Небольшой мемориал В.М. Шукшину напротив места, где стоял его дом, — к сожалению, сам дом до наших дней не сохранился. Осталась библиотека его имени, которая работает до сих пор. Туман, закат, дорога виляет по красотам волшебного Алтая — вот оно! Началось! Мы в самой настоящей сказке.

Въезжаем в небольшой городок — Горноалтайск, здесь нас ждет ночлег и ужин. Завтра направимся в Турочак — это первый «пункт» с детишками!

День десятый. Горноалтайск — Турочак — Артыбаш

Общая протяженность Чуйского тракта, по которому мы движемся, около 600 км — от Бийска до Кош-Агача. Красота — не самое точное слово, чтобы описать всё, что творится за окном! Здесь спокойствием наполнено всё. Туристов сейчас нет, горные дороги пустые. Загляденье... Вот и указатель — Турочак, расписанный художниками в «местном» стиле.

Вот это приём: у «стелы» нас встретили с подносом, в национальных костюмах , а «хлеб да соль» заменили блинами с икрой! Была еще и водка, но её мы отдали духам Алтая, задобрив их на предстоящий путь. Не затягиваем с приветствием и мчим к ребятам, которые нас уже ждали в муниципальном центре. И мы, и они очень рады встрече. Дети читают стихи, поют песни и с интересом ждут от нас волшебства.

Участница экспедиции Нина Абросова провела небольшой мастер-класс по боксу — забавно, но девчонок это увлекло намного больше, чем мальчишек! Позже работники центра устроили для нас теплое чаепитие с местным травяным чаем с молоком. Как же здесь все вкусно!

Солнце садилось, а это означало одно — нам снова пора в путь! Мы едем, конечно, на Телецкое озеро, по-алтайски — Алтын-Коль. Это самое большое озеро Алтая и одно из крупнейших озер России. Максимальная его глубина составляет около 330 метров. Это позволило озеру занять почетное 25 место среди самых глубочайших озер мира!

Название озера, которое нередко называют младшим братом Байкала, происходит от алтайского племени телеутов. Так же, как и Байкал, озеро очень глубокое, вытянуто между гор и имеет гораздо большую длину, чем ширину. В него впадает порядка 80 рек и ручьев, а вытекает только 1 река — Бия.

Это озеро хранит сотни легенд и до сих пор кажется волшебным. Пожалуй, самое знаменитое озеро республики Алтай, которое во всей красе и в свете солнца мы увидим уже с утра, когда начнем наш путь в удаленный Улаган. А участники экспедиции Саша и оператор Андрей утра не дождались, температуры в 6 градусов не испугались и искупались в «волшебном» водоеме!

День одиннадцатый. Артыбаш — Манжерок

День выдался коротким — мы много снимали у Телецкого озера и ехали неторопливо, преодолевая повороты горных дорог и любуясь пейзажами. Многие турбазы пустуют, закрыты придорожные лавочки с сувенирами и кафе, поэтому нам ничего не остается, как наслаждаться красотами здешних мест без людей. Так даже лучше!

Ночь мы провели на берегу основной водной артерии Горного Алтая — реке Катунь на «лучшей базе города Манжерок»! Катунь в переводе с древнетюркского означает «женщина». Река берет начало на южном склоне Катунского хребта и сливается с рекой Бией.

День двенадцатый. Окрестности р. Катуни

С каждым днём, что мы здесь находимся, уверенность в том, что некий «Алтайский дух» всё-таки существует, растет. Вот, например, река Катунь нашего оператора сегодня не приняла: несмотря на то, что она по-осеннему обмелела и течение бурным в том месте не назовёшь, перейти на отмель в поисках удачного ракурса у Андрея со штативом и камерой не получилось. Оказалось, что температура уже совсем недружелюбная, а камни очень скользкие. Забавный случай произошел недалеко от родника Аржан-Суу: камера вдруг перестала фокусироваться на деревянных «оберегах» местного производства, а стоило отойти и снимать что-то другое — всё было ок!

Сделали короткую остановку у памятника писателю-сказочнику Вячеславу Шишкову. Этот человек объявил, что жениться не собирается, а поедет в Сибирь. И в возрасте 21 года поступил на службу в Томский округ путей сообщения. Так началась экзотическая и суровая жизнь с экспедициями по Нижней Тунгуске, Чуйскому тракту, Катуни, Иртышу, Енисею, Бии, Лене...
 Через реку Катунь переезжали по двум мостам: старому — подвесному деревянному, и новому — железо-бетонному. Первый во всех отношениях «круче» — ощущения во время перехода по мосту захватывающие: то ли из-за сумасшедшего вида на Катунь и её берега, то ли из-за предательского покачивания всей этой конструкции. Вдоль всего Чуйского тракта раньше были расположены 7 «зон» в подчинении Сиблага. Осужденных подряжали в помощь на строительство Чуйского тракта, а один из этих лагерей, находившийся на р. Маюте, был женским.

Уже не за горами родина Кремлевских ёлок — Семинский перевал, самая высокая точка Чуйского тракта. Высота перевала, указанная в официальных источниках (1984 метра), отличается от той, что выдают наши навигаторы — 1715 м над уровнем моря.

Практически сразу за перевалом некогда находился самый маленький населенный пункт Алтая — Зайсанская Елань. Но два года назад деревушку, в которой было всего 3 дома, упразднили, дорожный указатель сняли, и теперь это стало «фазендой» для нескольких жителей близлежащих деревень.

День тринадцатый. Акташ — Улаган — Кош-Агач

Наутро оказалось, что Акташ — живописнейшее место среди заснеженных гор. Из Акташа мы уходим на Улаган — к нашей финальной точке.

Акташ был большим поселком, где кипела жизнь, в XIX веке здесь находилось месторождение ртути, но в итоге добыча ртути не сложилась. Сейчас месторождение закрыто, все шахты затоплены.

Практически сразу, проехав село Акташ, выходим на грунтовую дорогу, уводящую в горы. А вот и первая примечательность здешних гор — «Красные ворота». Это скалы красного цвета, между которых проходит дорога. А легенда гласит о том, что в этих местах проживал некий богатырь по имени Калюк, у которого украл невесту великан! Великан с лёгкостью перепрыгивал через горы с невестой на руках, а Калюк был не так велик, и ему приходилось раздвигать горы плечами, чтобы догнать злодея, и вот в тех местах, где камень красный, он проливал свою кровь. Конечно же, на самом деле, «кровь» — это прозаичная киноварь, то есть ртуть. В горах, в 1800 метрах над уровнем моря, есть настоящее «мертвое» озеро — Чибикель, как называют его местные. В озере нет ничего живого, а виной всему, как нетрудно догадаться, все та же ртуть.

От улаганских озер рукой подать до Улаганского перевала, который находится на высоте около 2100 м, и тут уже лежит снег. А дорога местами покрыта льдом — привет ребятам из Goodyear, машины чувствуют себя на дороге уверенно!

С подъезда к Улагану открывается великолепнейший вид на город — яркое голубое небо и выжженные осенним солнцем холмы, приютившие на себе дома и дворы.

Ну вот мы и на месте. В Улагане нас встретили озорные и полные интереса взгляды детишек, радушные улыбки воспитателей муниципального центра, хорошее настроение и... телята, прямо на дорогах! Местные жители провели для нас экскурсию на курганы недалеко от Улагана.

Побыть с ребятами из муниципального центра удалось совсем недолго, однако встреча была очень трогательной и теплой. Уезжать от гостеприимных ребятишек совсем не хотелось, так что мы условились, что обязательно приедем в гости еще раз, а дети проведут для нас еще пару интересных экскурсий по родным местам.

И снова садится солнце, а значит, нас ждёт дорога дальше. На самом деле, фактический финиш экспедиции запланирован немного дальше — решено доехать до Кош-Агача, крайней точки Чуйского тракта, пограничной зоны Монголии. Чуйский тракт на юг от Акташа к монгольской границе преподносит любителям красивых видов новый пейзаж — Чуйскую степь. От окна невозможно оторвать взгляд, настолько красиво здесь.

Тут ничего не растет, сюда привозят все — даже картошку. Здесь всего 11 поселков и сёл, а это примерно 18 тысяч человек на 20 тысяч километров. То есть меньше одного человека на один квадратный километр.

Спустя полчаса после заката солнца достигнута крайняя точка маршрута — Кош-Агач. Мы проехали весь Чуйский тракт — цель достигнута, и мы можем ехать обратно, домой, в Москву.

Внутри каждого из нас обязательно останется частичка Алтая, как горного, так и степного, — эта гармония пейзажей и самый вкусный воздух — все останется в наших сердцах, а главное глаза детей, в жизни которых, надеемся, мы что-то изменили к лучшему.

Текст LAV Productions,
фото Ани Закандыриной

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
9
Артём Николаев
Как-то все галопом...Ехали-ехали, а у ребятишек побыли всего ничего.. Так что главная цель экспедиции-пиар "Колеоса". В этом случае его надо было не катать по хорошему асфальту Чуйского тракта, а от Улагана рвануть на перевал Кату-Ярык. Всего полсотни км., а зрелище незабываемое! Да и "Рено" бы маленько тряхнул подвесками! Кстати, крайняя точка Чуйского тракта-Ташанта (до нее не доехали ).
СсылкаПожаловаться
Алексей Белослудцев
Этим летом был в тех краях. Природа там не описуемая, её надо почувствовать....
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru