Volkswagen up! Завоевать Европу!

Тестируем самый маленький Volkswagen на тесных улочках Рима

Выпуски новостей не сулили ничего хорошего: небывалая гроза с ливнями устроила в Риме настоящий потоп. По телевизору показывали кадры с плавающими машинами и закрытым метрополитеном. Но нам обязательно нужно было попасть в Вечный город уже на следующий день. Где, как не в столице Италии, тестировать одну из важнейших новинок года в самом компактном сегменте автомобилей? А именно – Volkswagen up!

«Мальки» в гамме Volkswagen уже были – это, например, хэтчбек Lupo, дебютировавший в 1998 году. Lupo продержался на конвейере до 2005 года. А что потом? Ничего! Два года немцы были в поиске (временную меру в виде латиноамериканской «бюджетной» модели Fox в расчёт не принимаем) и в 2007-м выкатили на сцену любопытный концепт-кар up! (название пишется именно так). Производство машинки считалось делом решённым – нельзя же игнорировать столь популярный в Старом Свете класс, доля которого на рынке сейчас растёт впечатляющими темпами.

Но концепт up! был слишком далёк от реальности. Надувные сиденья, куча электронных «прибамбасов» и, внимание, оппозитный двигатель... сзади. Как у классического «Жука»! Неудивительно, что ждать серийной версии «апа» пришлось целых четыре года. Представили серийный up! на автосалоне во Франкфурте чуть больше месяца назад. Естественно, мотор был на привычном месте и приводил в движение передние колёса. Кресла, разумеется, тоже оказались обычными. Зато Volkswagen не стал ограничиваться одной лишь трёхдверкой: на стенде показали и пятидверную «внедорожную» модификацию сross up! с увеличенным клиренсом, которая дополнит производственную программу в будущем.


В отличие от техники, внешне Volkswagen up! мало чем отличается от прототипа – деталями и только. И вот линейка из белых, чёрных и красных «апов» встречает нас в Риме. На удивление, природа быстро сменила гнев на милость (хотя, если верить новостям, стихия ушла бушевать на север итальянского «сапога») – на улице солнце и плюс 20 по Цельсию. Отличная погода для близкого знакомства! И никаких следов вчерашних катаклизмов.

Тяну за ручку двери красного хэтчбека и... попадаю в царство Volkswagen. Характерная передняя панель, блок управления кондиционером и головным освещением, подрулевые рычажки, кнопки, боковые зеркала – всё это знакомо по многим моделям концерна. Оживлять салон «апа» призвана глянцевая вставка в цвет кузова, но на «нашей» машине не было и её – обычный светлый (и жёсткий) пластик. Так что настроение задавал разве что приборный щиток с огромным спидометром. А вот отсутствие регулировки руля по вылету озадачило.


Пока up! доступен с единственным бензиновым двигателем объёмом 1,0 литра. Разница лишь в мощности – 60 и 75 «лошадок». Для начала мы с коллегой выбрали 60-сильный up! Поворот ключа и... по кузову пошла характерная вибрация. И, хотя Volkswagen заявляет, что инженеры много внимания уделили опорам силового агрегата, а двигатель up! является самым лёгким в классе, от особенностей конструкции никуда не деться. Три цилиндра! Но наши размышления прервал пожилой итальянец на старом Fiat 500, подкативший сзади и выразивший свой гнев посредством клаксона. Поехали!

На ходу up! ничуть не «игрушечный». В парковочных режимах руль почти «невесомый», а в движении «наливается» – тут использован электроусилитель. Порадовало внятное сцепление, а то у многих моделей концерна ход левой педали слишком велик. Нет особых претензий и к коробке передач – привод немного «вязкий», но с самим включением проблем никаких. Посетовать можно разве что на не очень хорошо «осязаемый» правый передний габарит. И насторожили тормоза. В пробках и городской толчее всё хорошо, но если замедляться со скоростей выше 60 км/ч, то нога будто во что-то упирается, педаль неожиданно оказывается жёстче, чем ожидаешь. Похоже, усилитель тормозов новой конструкции, эффективность работы которого зависит от силы и резкости нажатия, потребует привычки.

И даже со столь скромным «табуном» под капотом up! оказался неожиданно шустрым. В сумасшедшем городском движении – а Рим в этом отношении ничуть не лучше Москвы – фольксвагеновский «колобок» находится в своей тарелке. Он легко срывается с места и спокойно вписывается в разноцветный поток малолитражек. Причём для этого не нужно судорожно работать рычагом КПП, здесь вполне «взрослый» передаточный ряд. На автостраде проверили – вторая передача упирается в «отсечку» почти на 100 км/ч.

Тянет моторчик и впрямь отменно. На высшей ступени up! ускоряется даже с 50-60 км/ч, пусть и медленно-медленно. Конечно, это при условии, что дорога не поднимается в гору – тогда придётся переходить на пониженные. Но и «легальные» 130 км/ч на магистрали up! набирает без чрезмерных усилий. В общем, признаём – для городской машинки возможностей литрового двигателя хватает. А ведь это 60-сильная версия!

Второй момент, который реально удивил в «апе» – внутри очень тихо для машины такого класса. Прослушивается лишь характерный рокот мотора, да и тот становится навязчивым только при ускорениях «в пол» на высоких оборотах. И подвеска, которой достаётся на орехи на неровных римских дорогах и брусчатке, не досаждает «буханьем» и лязганьем. А в те короткие моменты, что удавалось разогнать up! до 120-130 км/ч, я отметил низкий уровень аэродинамических шумов. Похвально! Видимо, не зря немцы заявляют коэффициент Cx 0.32, а это неплохой показатель для такой «коробочки».

Позже я сменил красный хэтчбек на белый с более мощным двигателем, но разницы не ощутил, ибо маршрут второй части программы уже не включал в себя скоростные трассы, а в городе характер у обеих машин одинаков. Заглянул в характеристики – на пиковую мощность в 75 лошадиных сил мотор выходит при 6200 об/мин против 5000 у 60-сильного варианта. Крутящий момент и вовсе такой же. Так что вся прибавка исключительно «вверху».

Маршрут я упомянул не случайно, организаторы проложили его через центр Рима. Полюбоваться Колизеем, монументом Витториано и другими достопримечательностями мы смогли сполна – пробки! И только тогда я обратил внимание, что up! вызывает неподдельное любопытство у итальянцев – заглядывают внутрь, оборачиваются. Удивительно, ведь у них есть народный любимчик – Fiat 500. Что ж, в Италии на долю машин сегмента «А» приходится 20% автопарка. И одними «фиатами» сыт не будешь.

Причём немцы подготовились к борьбе не только с «пятисотым» или Renault Twingo, но и с успешным трио близнецов Citroen C1/Peugeot 107/Toyota Aygo. На общей с up! агрегатной базе уже созданы SEAT Mii и Skoda Citigo. Выпускаться они будут на одном заводе в неподалёку от города Братислава (Словакия) и поступят в продажу в Европе уже к концу текущего года. Включая, естественно, и Volkswagen up! В общем, планы грандиозные.

Но оправдаются ли они? В Volkswagen излучают оптимизм. Для них up! не просто маленькая машинка. Это бренд, призванный подчеркнуть индивидуальность владельца. Поэтому они не только сделали несколько вариантов исполнения up! – в поддержку запущена целая линейка аксессуаров, включая одежду и мелкую утварь. Немцы хотят сделать up! иконой марки. Такой же, какой в своё время стал «Жук» или «Гольф».

И у них есть все шансы! Цены на Volkswagen up! в Германии стартуют с 9 850 евро. Дорого? Не спешите с выводами. Renault Twingo стоит от 9 990 евро, Citroen C1 – от 10 090 евро, Fiat 500 – от 11 400 евро, а, чтобы стать владельцем Toyota iQ, нужно выложить минимум 12 050 евро. Причём гамма up! будет только расширяться – в следующем году появится ещё и модификация, которая питается сжиженным природным газом. Выбросы углекислого газа у неё составляют всего 79 г/км, а это важный показатель для европейцев. Кстати, о покупателях. Кто они? По мнению маркетологов Volkswagen, не менее половины up! будут покупать молодёжь и пожилые люди. Первым важна индивидуальность, а вторую категорию привлекут низкие расходы на содержание и интересные финансовые программы на тамошних рынках.

Но можете ли вы представить, что в России стало модным ездить на 60-сильном хэтчбеке длиной 3,5 метра? А покупка машины за 10 тысяч евро для пенсионера фактически непосильная задача. К тому же, в аналогичную сумму обойдётся седан Volkswagen Polo. С двигателем 1.6, полноценным багажником, увеличенным клиренсом и нормальным задним диваном – на бескрайних российских просторах это пока ценится гораздо больше, чем удобство пользования в городе или низкие налоги (экологической составляющей у нас и вовсе нет). Поэтому решение о поставках up! на наш рынок пока не принято. Ходят слухи, что концерн будет «щупать почву» с помощью Skoda Citigo (она дешевле). Так это или нет, мы узнаем не раньше середины 2012 года. А пока посмотрим, завоюет ли up! Европу.

Безопасность


Техника


Вадим Гагарин

Фото автора и компании Volkswagen
Volkswagen Up!
Вадим Гагарин