Москвич: история сногсшибательного заграничного успеха ныне покойной марки

Знакомьтесь, новый Москвич!» Такой заголовок на обложке журнала «За рулем» могли прочитать стоящие в очереди у газетного киоска «Союзпечати» солнечным утром 17 октября 1964 года.
content image for: 3554

«Знакомьтесь, новый Москвич!»

Такой заголовок на обложке журнала «За рулем» могли прочитать стоящие в очереди у газетного киоска «Союзпечати» солнечным утром 17 октября 1964 года. Весь десятый номер единственного и, разумеется, популярного советского автомобильного журнала был посвящен рассказу о новой машине, которую начал выпускать Московский завод малолитражных автомобилей. Номер расхватали в считанные часы, экземпляры передавали из рук в руки и зачитывали до дыр. Счастливое было время – сейчас новые автомобили появляются чуть не каждый день, а радости что-то нет...

Работы над созданием нового «Москвича» начались в 1959 году. Прежде всего был радикально пересмотрен кузов 402-го (он же после модернизации двигателя 407-й). Маленький глазастый автомобильчик вырос и приобрел характерные угловатые формы. Изменения в конструкции коснулись и мотора, который получил новый впускной коллектор и двухкамерный карбюратор. Вообще, много чего изменилось: появился иной привод переключения передач, модернизированная подвеска передних колес, тормоза с автоматической регулировкой. Инженеры поменяли конструкцию педального узла, ставшего подвесным, как на всех современных автомобилях, и капота, который теперь открывался по ходу машины. Так было безопаснее и, конечно, неудобнее для ремонта. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы москвичовский капот начал открываться в прежнем направлении. Для «Москвича»-408 был даже предусмотрен генератор переменного тока. И наконец, завод перешел на 13-дюймовые колеса (вместо 14-дюймовых, которые были «Москвичу» великоваты).

Правда, «Москвич» переделали не сразу. С декабря 1962 года по июль 1965-го на заводе выпускалась переходная модель «Москвич-403», имевшая модификации «универсал» и «фургон». Эти машины сохранили неизменной 407-ю внешность, однако уже комплектовались агрегатами и узлами от новой 408-й модели. Была и экспортная модель 408ЭИ с измененной облицовкой радиатора и декоративными молдингами на боковинах кузова.

408-й, производство которого началось в октябре 1964 года, получил хороший прием у советских потребителей. Впрочем, это ни о чем не говорит, выбирать им особенно не приходилось. Но ведь и иностранцам машинка понравилась!
Автомобиль демонстрировался на международном автосалоне в Лондоне, где удачная для того времени конструкция вызвала интерес, а следом за ним и спрос: в 1968 году 55% выпуска МЗМА было продано за рубеж.

Новшества в конструкции двигателя позволили при неизменном рабочем объеме поднять его мощность до 50 л. с. при 4750 оборотах. Максимальная скорость увеличилась до 120 км/ч, а в разгоне до сотни «Москвич» преодолел психологически важный полминутный рубеж: 100 км/ч машина набирала всего за 29 секунд. Эксплуатационный расход топлива остался прежним: 8-10 л на 100 км (правда, с увеличением скорости он рос очень быстро). Уменьшенный размер шин способствовал снижению высоты автомобиля до 1 м 48 см и понижению центра тяжести.

Но сразу же стали обнаруживаться и недостатки. И главный – мощность двигателя даже для того времени была явно недостаточной. И уменьшившийся до 983 кг снаряженный вес не спасал ситуацию. Нарекания вызывал и салон автомобиля, особенно неприятными были его малая внутренняя ширина и низкая эффективность отопительной установки. Увеличенные по сравнению с 407-й моделью габариты, к сожалению, не сделали «Москвич-408» намного вместительнее. Все это постепенно уменьшило продажи за рубежом. Но даже 412-й еще выпускался в экспортной версии ЭИ!

Наряду с базовым седаном с 1967 года начали собирать универсалы «Москвич-426» и грузовые фургоны «Москвич-433». Были также построены два опытных образца «Москвич-Турист» с открытым двухдверным кузовом и посадочной формулой 2+2, комплектовавшиеся жесткой съемной крышей. Конструктивно вопрос увеличения жесткости кузова на скручивание лишили в стиле деревенских механиков: к днищу просто была приварена Х-образная поперечина. Один из автомобилей даже получил систему впрыска топлива с электронным управлением. Дальше прототипов, впрочем, дело не пошло:
партия сочла, что советскому человеку, коллективисту по натуре, не пристало ездить на двухместном открытом авто для эгоистов и развратников.

«Москвич-408» выпускался вплоть до декабря 1975 года (с 1967-го производство этой модели передали «Ижмашу»), многократно модернизируясь: в 1969 году он получил прямоугольные фары, чуть позже – напольный рычаг переключения скоростей вместо «кочерги», на американский манер торчавшей из рулевой колонки. Ну а чем все это кончилось, не мне вам рассказывать.