Гран-При Венгрии: победа к юбилею

Гонка на Хунгароринге получилась удивительной. Трасса то подсыхала, то снова шел дождь. Это любимые условия для Дженсона Баттона

Гонка на Хунгароринге получилась удивительной. Трасса то подсыхала, то снова шел дождь. Это любимые условия для Дженсона Баттона — он и победил в итоге, хотя несколько раз чуть было не столкнулся со своим партнером по команде Льюисом Хэмильтоном.

content image for: 34893



Для Баттона этот Гран-При в любом случае был необычным. Во-первых, о Венгрии у него сохранились приятные воспоминания. Именно здесь, на Хунгароринге, он одержал свою первую в карьере победу. В 2006 году британец выступал за команду BAR-Honda, и тот успех был сродни чуду — Дженсон стартовал с 14-й позиции на трассе, которую сравнивают с Монако, потому что здесь невозможно обгонять. Но тогда асфальт щедро поливал дождь — первый за 26-летнюю историю гонки раз, когда она оказалась «мокрой», а в таких условиях происходит всякое.

content image for: 34893

Во-вторых, нынешняя гонка должна была стать для Дженсона юбилейной, 200-й в карьере. По этому случаю в боксы McLaren зашли и основатель команды Williams, сэр Фрэнк Уилльямс, и руководитель команды Mercedes Росс Браун — за них в своей время выступал Баттон (вместе с Брауном Баттон выиграл в 2009-м титул и только после этого перешел в McLaren). Заходили и пилоты Ferrari, и даже глава Формулы-1 Берни Экклстоун. Все поздравляли Дженсона, но в голове держали тот факт, что почти никогда в истории пилотам не удавалось выигрывать «юбилейные» гонки. К тому же Баттон пока уступает в этом году Хэмильтону, и трудно было представить себе, что ситуация кардинально изменится.

content image for: 34893

К тому же нынешний Гран-При Венгрии, и «по обычаю», и по всем прогнозам метеорологов должен был быть «сухим». В таких условиях Баттон пока не может соперничать на равных со своим партнером по команде McLaren Льюисом Хэмильтоном. Быть к нему близко — да, но быть быстрее и выигрывать у него — нет. Дождь ожидался в ходе тренировок, но в итоге получилось все наоборот: практики прошли по сухой трассе, и все сюрпризы пришлись на воскресенье.

content image for: 34893

Тренировки показали — легкой жизни у команды Red Bull больше не будет. Хэмильтон обе пятничные сессии закончил лидером. Лидер австрийской команды и всего чемпионата Себастьен Феттель вроде бы проигрывал немного (в районе полусекунды), но ни о каком тотальном превосходстве уже не было речи. Более того, он был настолько недоволен балансом машины, что в ночь с пятницы на субботу механики работали до пяти утра — переустанавливали и перенастраивали заднюю подвеску. Вообще говоря, ночью в Формуле-1 введен «комендантский час», к машинам приближаться запрещено, но разрешены четыре исключения по ходу сезона. Так вот, Red Bull первым из топ-команд решился использовать «джокер».

content image for: 34893

Могло показаться, что это сработало. По крайней мере, в квалификации Феттель снова был лучшим, принеся «конюшне» 12-й подряд поул. Но это оказалось последним успехом немца в этом Гран-При. Да и победа в квалификации казалась какой-то неубедительной: да, Себастьен, продемонстрировал чудеса пилотажа и «выжал» из автомобиля все что мог, но Хэмильтон, который показал второе время, во время решающей попытки ошибся в последнем повороте! Не случись такого, поул был бы у него. В довершение всех бед команды Red Bull ее второй пилот, Марк Уэббер, завоевал только шестое место на старте — у австралийца и шины плохо прогрелись, и, что главное, сломалась система управляемого заднего антикрыла, и всю длинную прямую Марк терял в скорости.

content image for: 34893

Лидер команды Ferrari, Фернандо Алонсо, который в предыдущих двух гонках один раз выиграл и один раз был вторым, квалификацию провалил — оказался лишь пятым и впервые в сезоне проиграл дуэль Фелипе Массе. Перед стартом гонки испанец признался: думать о борьбе за титул уже нет смысла, нужно нацеливаться на победу в каждом отдельном Гран-При. Предполагал ли Фернандо, что у него есть шансы на победу здесь, в Венгрии? Возможно, но McLaren смотрится сильнее... Так и вышло.

Гонка получилась восхитительной — может быть, самой интересной за всю историю Хунгароринга. Все воскресенье стояла прохладная погода. Дождь шел утром, потом прекратился, но снова начался незадолго до старта. Первые круги шли по влажной трассе, но она быстро подсыхала. До финиша дождь еще пару раз начинался, но каждый раз был коротким — достаточным для того, чтобы намочить траекторию, но не таким сильным, чтобы сделать выгодным переход на дождевую или даже промежуточную резину. В общем, это были любимые условия Баттона — когда от пилота требуется тончайшее чувство машины и филигранное пилотирование, а машина скользит при любом неосторожном движении руля. Все пилоты Формулы-1 это умеют, но, как показывают последние годы, Дженсону такое удается лучше всех.

content image for: 34893

Несмотря на то что Льюис Хэмильтон в итоге финишировал четвертым, гонка получилась бенефисом команды McLaren. Хэмильтон вынудил ошибиться Феттеля и вышел в лидеры уже на четвертом круге, а Баттон обогнал немца в борьбе за вторую позицию десятью кругами позже. Начиная с этого момента британцы отрывались от остальных. Причем большую часть гонки, пока трасса подсыхала, нельзя было сказать, что у Баттона были какие-то шансы — отрыв между ним и лидером стабильно держался в районе 7 секунд. Развязка наступила за 30 кругов до финиша, когда внезапно пошел дождь и Льюис ошибся.

Хэмильтона развернуло. Он быстро сориентировался, вернул автомобиль в «нужное» положение, но этого оказалось достаточно, чтобы Баттон прошел его. После этого гонка для Льюиса начала превращаться в триллер. Сначала, спустя 10 кругов после потери лидерства, он возвращает себе первую позицию, обойдя Баттона. В тот момент над трассой снова пошел дождь, и машины скользили как на льду — никто не решался переобуться в «промежуточную» резину. Спустя круг Баттон контратакует, выходит в первом повороте в лидеры, но через несколько сотен метров Хэмильтон выходит на первую позицию опять. Каждый раз это была борьба колесо в колесо — на мокрой трассе и на сликах.

content image for: 34893

Но еще через минуту гонка для Хэмильтона закончилась. Он принял решение перейти на «промежуточную» резину — как и Марк Уэббер, как и Виталий Петров, который боролся в конце первой десятки. И все на этом проиграли — им пришлось спустя пару кругов возвращаться на слики опять. А Хэмильтону еще и отбывать штраф — за опасную ситуацию на 40-м круге. После своего разворота Льюис начал движение, не убедившись в отсутствии «помех» и в итоге едва не вынес с трассы Пола ди Ресту.

Баттон победил. Второй раз в сезоне и в который раз в условиях дождевой гонки. После финиша руководитель команды McLaren Мартин Уитмарш восхищался своим пилотом: несмотря на хаос, который царил на трассе, Дженсон все время оставался спокойным и рассудительным, и при выборе стратегии в команде ориентировался прежде всего на его слова и ощущения.

content image for: 34893

Феттель продолжил результативную серию. Да, немец проиграл третий Гран-При подряд, но на его счету в этом году нет ни одного схода. Более того, из 11 гонок десять он закончил на подиуме. А то, что побеждают все время разные пилоты, идет Себастьену только на руку — его отрыв в общем зачете не сокращается. Между ним и Уэббером уже 85 очков, а Хэмильтон, который идет третьим, проигрывает Феттелю 88 очков. Такие отрывы отыгрываются, но крайне редко.

Теперь командам предстоят летние каникулы длиной в месяц. Затем — гонка в Спа-Франкоршам. И она, скорее всего, тоже порадует красивой борьбой – Гран-При Бельгии редко обходится без интересных событий

Результаты Гран-При Германии-2011
Положение в личном зачете
Положение в Кубке конструкторов
Иван Коваленко