Jaguar пока тормозит

Jaguar является одним из наиболее динамично развивающихся брэндов в США, но руководство Ford Motor не торопится наращивать производство автомобилей этой марки. Дальнейшая раскрутка брэнда означает новые затраты для корпорации, а она сейчас намерена экономить.

"Нам приятно отметить, что Jaguar и Land Rover оказались самыми быстро растущими брэндами на рынке США, если считать по числу проданных автомобилей, - говорит председатель совета директоров и генеральный директор корпорации Уильям Форд-младший. - Но рост означает новые финансовые проблемы. В случае с Jaguar нам приходится соразмерять стремление компании к росту с ценой этого роста".

Руководство Ford сейчас озабочено задачей общего финансового оздоровления и повышения курса акций. Но впоследствии европейским элитным брэндам, в том числе Jaguar, предстоит сыграть значительную роль в реализации новой стратегии корпорации. Ожидается, что к 2005 г. треть всех прибылей Ford будут обеспечивать европейские подразделения Jaguar, Land Rover, Volvo и Aston-Martin вместе с американским Lincoln. Однако руководители Ford признают, что на данный момент британские подразделения корпорации, образно говоря, не слишком жмут на газ.

Приоритетной задачей для международного бизнеса Ford является снижение затрат. Для ее решения компания расширяет ассортимент комплектующих, совместно используемых разными марками, консолидирует операции по закупкам и логистике. Группу по производству автомобилей класса люкс в корпорации недавно возглавил Марк Филдз, ранее руководивший японским подразделением, Mazda Motor.

Ford не дает разбивки по прибылям отдельных европейских брэндов, но руководители компании дают понять, что Volvo сейчас приносит прибыль, а Land Rover, купленный в 2000 г. у BMW, - нет. Относительно показателей Jaguar ясности нет. Ford приобрела эту компанию в свое время за $2,5 млрд. За последние три года бизнес Jaguar значительно вырос. Компания, производящая полноразмерные седаны и мощные спортивные купе, занимает ключевое место в стратегии Ford в секторе машин класса люкс. Представители Ford и Jaguar заявляют, что компания в перспективе по-прежнему ориентируется на достижение уровня продаж порядка 200 000 автомобилей в год, однако в ближайшее время расширения ее бизнеса не предвидится.

В 2001 г. было продано 100 770 "Ягуаров", по предварительным данным на конец сентября, за девять месяцев 2002 г. уже было продано большее число таких машин. Более половины продаж Jaguar приходится на США. Рост продаж происходил в основном благодаря модели X-type, небольшого седана, разработанного на базе европейской модели Ford Mondeo и находящегося в той же ценовой нише, что и BMW 3-й серии, т. е. от $25 000 до $30 000. Однако в значительной мере рост продаж подогревался дорогостоящими маркетинговыми программами и скидками. Кроме того, экспансия Jaguar в США вызвала осложнения для операций в Великобритании. Сейчас компания пересматривает свою стратегию на рынке автомобилей класса полулюкс, где ей приходится конкурировать с более опытными игроками в лице BMW, предлагающей седаны 3-й серии, и DaimlerChrysler с ее линейкой Mercedes класса С.

В Европе серьезной проблемой Jaguar является отсутствие в ее ассортименте моделей на дизельном топливе. Между тем переход на дизель стал одной из самых заметных тенденций рынка. У Jaguar дизельные модели появятся только в 2003 г.

Руководство Ford возлагает большие надежды на седан XJ, представленный на осеннем автосалоне в Париже. По габаритам эта модель с алюминиевым корпусом превосходит своих предшественников, но весит почти на 200 кг меньше. XJ появится в продаже в начале 2003 г. , ее конкурентами в ценовой нише от $50 000 будут люкс-модели Mercedes, BMW и Audi. Но алюминий дороже стали, и себестоимость изготовления XJ окажется довольно значительной. (WSJ, 30. 09. 2002)