Как заявили «Газете.Ru» в аппарате первого заместителя начальника департамента коммунального хозяйства Москвы Владимира Ушкова, «коммунальные службы сейчас активно готовятся к наступающему сезону». Ведь уже на этой неделе в Москве по вине гололеда произошел ряд аварий. Но бороться с ним будут по-новому. По словам начальника управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Николая Павлова, в сезоне 2002/2003 в столице не будет использоваться реагент «Антиснег». После обработки льда этим химическим препаратом в воздухе оставался стабильный запах уксуса и мочи, астматики начинали задыхаться, а аллергики спешили укрыться в помещении. Препарат убрали с дорог столицы «по просьбам трудящихся». С остальными препаратами на самом деле тоже проблемы, но они в Москве останутся.
Напомним, что до 1994 года на столичных дорогах использовалась пескосоляная смесь. Классическая вариант – 92% песка и 8% технической соли. Отказаться от этого эффективного и дешевого способа пришлось в основном потому, что к весне скопившийся песок забивал канализацию. Поэтому уже с 1995 года на улицы Москвы сыпали техническую соль без песка. Как утверждают представители РосдорНИИ, хлористый натрий – наиболее распространенный в России и за рубежом антиобледенитель. В США на дорожные нужды ежегодно тратят около 10 млн т, в Германии – 1,6 млн, в Англии – 1,55 млн. Однако Москва, перешедшая на соль в чистом виде, столкнулась с другой проблемой. Норма составляет 30 г соли на квадратный метр, однако, привыкнув к песчано-соляной смеси, дорожные службы и соль распределяли щедро – в два-три раза больше нормы. На улицах образовывался тот самый пересол, который мы могли наблюдать на своих ботинках, автомобилях, собачьих лапах.
С прошлой зимы правительство столицы решило полностью перейти на химические реактивы. Их было довольно много. За сезон на улицах столицы оказалось 240 000 т жидкого хлористого кальция модифицированного (ХКМ), 74 400 т хлористого кальция фосфатированного (ХКФ), 57 300 т ацетата аммония («Антиснег»), 57 000 т хлористого магния модифицированного («Биомаг»), 43 000 т средства «Нордикс-Р» и 20 000 т препарата НКММ. Три из них («Антиснег», НКММ и «Нордикс-Р»), считают эксперты, небезопасны для здоровья – их испарения могут вызывать головные боли и приступы удушья. Однако отменили из них только «Антиснег».
Что касается ХКМ, ХКФ и «Биомага», то с экологической точки зрения они безопасны. Но в Москве так и не научились ими пользоваться.
В прошлом и позапрошлом году Автодорожный институт провел по заказу московского правительства два исследования – и в обоих случая не рекомендовал использование таких реагентов. Дело в том, что с ними легко иметь дело лишь при достаточно низких температурах, а при температуре около нуля реагент в сочетании с водой превращается в маслянистую пленку. Тормозной путь на такой поверхности даже больше, чем на льду.
Правильный способ применения, утверждают специалисты МАДИ, довольно сложен. Сразу после снегопада дорогу необходимо очистить от снега, разбрызгать на нее препарат и через 20-25 минут счистить остатки льда вместе с реактивом. В наших условиях, когда весь процесс уборки льда заключается в простом разбрызгивании чего бы то ни было, такие химикаты опасны. В современных московских условиях специалисты рекомендуют использовать метод «белой дороги». Соль рассыпают заранее, до снегопада, и она лежит и дожидается осадков. Как только снег появляется, соль его растворяет. Если снегопад сильный, образуется снежная каша, но колеса автомобилей могут ее пробить и иметь сцепление с асфальтом. Главное – при предварительном рассыпании соли не образуется льда. А кроме того, сыпать надо строго из расчета 30 г на метр – в этом случае соль не будет наносить вреда покрышкам и обуви.
Впрочем, в этом сезоне возврата к простой соли не будет. Московское правительство продолжает эксперименты.