Porsche Panamera Turbo S. Громовержец

Знакомимся с самым мощным, самым быстрым и самым дорогим пятидверным Porsche на «безлимитном» автобане в окрестностях Мюнхена

Происходящее заставило меня вспомнить институтские будни в МАДИ. Я смотрю на распиленный турбокомпрессор и кручу в руках небольшое турбинное колесо на валу, а «преподаватель» торопит: «Ну, посмотрел? Передавай на соседнюю парту». Как на лабораторной работе! Только сидим мы не на уроке, а на презентации новейшего Porsche Panamera Turbo S, и о своём детище рассказывает Кристиан Хайсельбетц, ответственный за силовые агрегаты всей линейки Panamera.

content image for: 34619


Да, отныне почётную роль флагмана возложили на Panamera Turbo S. И это было неизбежно: «911-й» ещё в позапрошлом поколении обзавёлся маленьким, но таким нескромным шильдиком, то же самое можно сказать и про Cayenne. И, не сомневайтесь, скоро будет и новый. Разве можно было забыть о «Панамере»? Попутно Panamera Turbo S становится ещё и самым мощным Porsche в истории. Конечно, при условии, что дверей у машины больше двух. Так в чём же отличие Turbo S от «простой» Turbo?

content image for: 34619

Разница в характеристиках не так заметна – немцы вывели на слайде ТТХ обеих версий. 550 сил против 500, 800 Н∙м (в режиме overboost) вместо 770, разгон до «сотни» сократился на 0,4 секунды (3,8 с), а максимальная скорость выросла с 303 до 306 км/ч. Но почувствовать это всё на ходу – почти нереальная задача. Для этого нужно сразу пересаживаться из одной модификации в другую. И ехать не по дорогам общего пользования, а по гоночному треку, вооружившись секундомером.

content image for: 34619

Впрочем, секундомер уже и так входит в стандартное оснащение Panamera Turbo S – за пакет Sport Chrono дилер не попросит доплаты. Не требуется заказывать и адаптивные биксеноновые фары, и активные стабилизаторы PDCC, и систему управления тягой PTV Plus. Тут же и пневмоподвеска с тремя настройками жёсткости (PASM), и «музыка» Bose, и 20-дюймовые колёсные диски. Всё, за что нужно доплачивать, покупая «обычную» Panamera Turbo, уже включено! Статус топ-модели обязывает: заказываешь Turbo S – и не ломаешь голову, какие ещё нужны опции.

content image for: 34619

Но свобода выбора всё же осталась. Это и цвет кузова, если кого-то не устраивает эксклюзивная для Turbo S окраска Agate Grey, и другие варианты колёсных дисков, и аудиосистема Burmester c 16-канальным усилителем и 16 же динамиками. Но карбоно-керамические тормоза PCCB Porsche приберегла. И дело не только в цене, хотя PCCB и весьма недёшевы (412 тысяч рублей!) Возможно, вы не поверите, но по запросу на Turbo S могут поставить 19-дюймовые колёса с... «экологичными» шинами – сниженное сопротивление качению помогает снизить расход топлива и выбросы углекислого газа. Но в таком случае тормоза PCCB просто не влезут – они рассчитаны под 20-дюймовые диски.

content image for: 34619

Сдаётся, это самая бесполезная опция для Turbo S. Слишком цинично выглядит упоминание об экономии топлива и уменьшении выбросов, когда под капотом ждут не дождутся 550 «лошадей». Насколько, говорите, сократится расход? 0,2 л/100 км в смешанном цикле (11,3 л вместо 11,5) – капля, которая потонет в бурлящем потоке горючей смеси, пожираемой V-образной «восьмёркой» с двумя турбинами. А все ухищрения, позволяющие не выбрасывать в атмосферу лишние 5 граммов СО2 (265 против 270 г/км), будут многократно перечёркнуты единственным стартом с использованием launch-control.

content image for: 34619

На самом деле, это всего лишь кость в пасть окончательно потерявших голову экологов, готовых обвинить автомобили во всех смертных грехах, глобальном потеплении, неурожае бананов на Аляске и даже смещении с орбиты какого-нибудь спутника Сатурна, но при этом совершенно не задумывающихся о проблемах производства и утилизации батарей так любимых ими электромобилей. Уловки, пока ещё позволяющие каким-то чудом вписывать этих монстров в требования «Евро-5» и дающие нам возможность нажать на правую педаль и разогнаться с места до 200 км/ч за 12,9 секунды. И это, чёрт подери, не шутка – Panamera Turbo S тратит на это упражнение всего на секунду больше, чем умопомрачительный 612-сильный Porsche Carrera GT!

content image for: 34619


Но до «безлимитного» автобана было ещё далеко – сначала нам предстояло преодолеть полторы сотни километров по изумительным дорожкам. Закрученные, с перепадами высот, в живописных лесных массивах. И вновь Panamera порадовала. Мы уже отмечали прекрасную управляемость хэтчбека Porsche в нашем зимнем тесте версии Turbo, да и на автодроме под Петербургом довелось поездить на разных модификациях «Панамеры».

content image for: 34619

Практически двухтонный Turbo S (снаряжённую массу удалось удержать на отметке 1995 кг) играючи справляется практически с любыми поворотами и разве что в «шпильках» при переборе скорости против физики не попрёшь – Porsche немного соскальзывает передней осью наружу, но если заправить «морду» рулём и чуть раньше открыть дроссель, то машина докручивается внутрь! Класс! Чувствуется, что активный дифференциал хорошо дружит с системой PTV Plus. Причём для этого вовсе не требуется выбирать самый экстремальный режим Sport Plus.

content image for: 34619

К слову, «баловался» сменой режимов я исключительно для того, чтобы почувствовать разницу между ними. Нажатие на кнопку меняет алгоритм работы трансмиссии (переключения становятся быстрее), двигателя (изменяются отклики на газ и обороты смены передач) и подвески (регулируется жёсткость). «По умолчанию» PDK быстро уходит на высшую ступень ради экономии топлива, благо что тяги у мотора выше крыши. Нажимаешь Sport – коробка сбрасывает передачу-две, а амортизаторы становятся более «мускулистыми».

content image for: 34619

И, признаться, уже этого достаточно, ибо Sport Plus становится избыточным на обычных дорогах: спортивный «выпуск» распугивает прохожих и животных, а Panamera прыгает вперёд, стоит только прикоснуться к педали газа. И PDK гораздо активнее удерживает низшие передачи и заставляет двигатель рявкать сочными перегазовками. Но в спортивных режимах сильно ухудшается плавность хода специальные клапаны уменьшают объём каждого пневмоэлемента подвески вдвое (с 2,2 до 1,1 л). Кроме того, в режиме Sport Plus Panamera опускается на 25 мм.

content image for: 34619

Кристиан (сам он, кстати, владеет Panamera 4S) сошёлся со мной во мнении, что при штатных режимах можно забыть о кнопках. Если хочется «позажигать», то выбираешь Sport, а самая экстремальная программа нужна разве что в условиях гоночного трека. Впрочем, много ли владельцев Panamera Turbo S поедет на трассу? А вот махнуть из Мюнхена во Франкфурт за пару часов – это запросто! И какое счастье, что часть нашего маршрута была проложена по немецкому автобану с отсутствием ограничения скорости.

content image for: 34619

Это впечатляет куда сильнее старта с использованием launch-control. Да, Turbo S фантастически быстро «рвёт» с места, но из-за высокой массы и комфортабельной обстановки на борту ощущения от разгона приглушаются. А вот следить за стрелкой спидометра пассажирам со слабой психикой не рекомендуется: 100, 150, 200, 250 – такое ощущение, как будто «Панамере» абсолютно всё равно, с какой скоростью она рассекает воздух!

content image for: 34619

Максимум, который продемонстрировал мне цифровой спидометр, – 274 км/ч. Это далеко не предел, просто автобан был отнюдь не пустынным, а левый ряд, который «тащился» 200-220 км/ч, не всегда быстро уступал дорогу. При этом внутри – тишина и покой! Как в бизнес-классе в широкофюзеляжных лайнерах. Радует и курсовая устойчивость – благодаря отличной аэродинамике и настройкам рулевого управления (в «базе» Turbo S оснащается усилителем Servotronic с изменяемой мощностью – на высоких скоростях руль становится более «тугим») мчишься совершенно спокойно, не вцепившись в «баранку».

content image for: 34619

Вот что хотел донести Кристиан – за обедом он рассказал мне, почему разница в максимальном крутящем моменте между Turbo и Turbo S не так велика. Для разгона на высоких скоростях определяющее значение имеет мощность, поэтому при работе над двигателем Turbo S основное внимание было уделено именно приросту «лошадей». Заодно я узнал, что 800 Нм – это ещё и порог, после которого Porsche не может обеспечить надёжную работу роботизированной коробки PDK (а все Turbo S оснащаются только PDK)! Но немец тут же исправился: «PDK не была ограничивающим фактором, мы и не собирались превышать планку 800 Нм. А если потребуется, то мы модернизируем этот узел». Интересно, как скоро им это понадобится?

content image for: 34619

Так или иначе, даже если Porsche выпустит ещё более мощную версию (хотя уже сложно предположить, какое ещё обозначение можно придумать? Turbo SS?), это всё будущее. А сейчас парадом командует Panamera Turbo S. И машина, в первую очередь, привлекает не набором оборудования и не скоростью. Ведь «обычную» Panamera Turbo можно дооснастить всем перечисленным оборудованием и даже заказать самую дорогую опцию – увеличение мощности двигателя до 540 л.с. за 800 756 рублей. Но шильдик Turbo S на заводе на него не установят. И буква S означает в данном случае только одно – «статус». А что ещё, кроме статуса, важно покупателям во флагманской «Панамере»?

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Porsche

АЛЬТЕРНАТИВА

Может показаться, что у Porsche Panamera Turbo S на российском рынке нет конкурентов. Однако на самом деле это не так, особенно если немного расширить рамки поиска и добавить, скажем, Ferrari FF. Да, итальянский суперкар имеет всего две двери, но при этом у него достаточно вместительный четырехместный салон, система полного привода и масса других достоинств. Включая, конечно же, потрясающий 6,3-литровый мотор мощностью 660 л.с., благодаря которому автомобиль может нестись по автобану со скоростью 335 км/ч (у Panamera Turbo S – 306 км/ч). Хотя время разгона 0-100 км/ч у двух моделей примерно одинаков: 3,7 с у Ferrari и 3,8 с у Porsche. Цена Ferrari FF тоже впечатляет – 15 268 932 рубля! Для сравнения, Panamera Turbo S стоит 9 914 000 рублей, хотя мотор тут, конечно, не такой мощный («всего» 550 л.с.).

content image for: 34619


Если наличие четырех дверей для вас принципиально, то имеет смысл рассмотреть в качестве альтернативы Panamera Turbo S заднеприводный Aston Martin Rapide. На втором ряду кресел там не так просторно, как в Porsche, но зато «Астон» встречается на наших дорогах намного реже. Цена Rapide составляет 10,3 миллиона рублей. Но при этом надо учитывать, что с формальной точки зрения правильнее было бы сравнивать Rapide не с 550-сильной Panamera Turbo S, а с Panamera Turbo – под капотом Aston Martin стоит мотор мощностью 477 л.с., а у «просто Turbo» стоимостью 8 315 000 рублей двигатель выдает 500 л.с.

content image for: 34619


Но, пожалуй, самым сильным соперником 550-сильной Panamera является Mercedes-Benz CLS 63 AMG: просторный и удобный салон, отменная управляемость, 514 л.с. под капотом. Правда, CLS 63 AMG чуть медленнее Panamera Turbo S, если сравнивать паспортные данные. До 100 км/ч CLS 63 AMG разгоняется за 4,5 с (у Panamera Turbo S, напомним, 3,8 с). «Живых» машин у дилеров, правда, нет – они появятся осенью. Но зато уже известны цены. Так, базовая версия CLS 63 AMG стоит 6 590 000 рублей, что заметно дешевле Panamera Turbo S. Но надо учитывать, что речь в данном случае идет о модели в довольно простом оснащении, если так вообще можно говорить об автомобилях за такие деньги. Так, за систему бесключевого доступа придется доплачивать, не будет и специальных «динамических» сидений. По словам продавцов Mercedes-Benz, если CLS 63 AMG «нормально оснастить», то он обойдется примерно в 7,5 млн рублей.

content image for: 34619


Справедливости ради стоит отметить, что и в Panamera Turbo S тоже за многие «навороты» надо платить. Адаптивные спортивные сидения – 65 065 руб., вентиляция передних и задних сидений – 108 442 руб., музыкальная система Burmester High-End Surround Sound – 169 511 руб. И в итоге «правильная» Panamera Turbo S обойдется примерно в 11-11,5 млн.

Дмитрий Гайдукевич

Вадим Гагарин