Видеть ветер

— Во-о-он там, видишь ветер? — И опытный капитан махнул рукой куда-то, где вода была чуть другого цвета. Вижу? Ветер?! Нет, не вижу. Я вообще привык, что ветер невидим, он либо есть, либо нет, и если есть, то везде...

— Во-о-он там, видишь ветер? — И опытный капитан махнул рукой куда-то, где вода была чуть другого цвета.
Вижу? Ветер?! Нет, не вижу. Я вообще привык, что ветер невидим, он либо есть, либо нет, и если есть, то везде...

content image for: 34498

Автомобильные журналисты в большинстве своем люди хоть и «технические», но любопытные. А работа-то довольно однообразная. Машины, машины... Сколько ж можно. Поэтому часто мы хватаемся за каждую возможность попробовать что-то еще. Что-то новое. Хоть снегоход, хоть вертолет. Поэтому приглашение от компании Land Rover на «журналистскую регату» было очень кстати!

content image for: 34498

Кто из нас в детстве не мечтал пройти под парусом, если не по морю, то хоть по водохранилищу? Да только не многие эту мечту воплотили... Сейчас и возможностей-то стало больше, но... Как в песне: «И все это будет, но только потом. Когда я чуть-чуть расквитаюсь с делами...» Такие мечты мы легко откладываем на потом, но не забываем о них насовсем.

content image for: 34498

Регата — это звучит серьезно! Не просто покатушки. Соревноваться нам предстояло на яхтах класса «четвертьтонник». Длина — чуть больше 7 метров, масса — около полутора тонн. Конечно, «за руль» нас не пустят, для этого нужно быть яхтсменом, но и матросы должны выполнять свою работу четко: команда есть команда. Этому нам и надо научиться.

content image for: 34498

Гонка должна была проходить по всем правилам: старт, обход дальней метки, возврат, финиш. Старт дается сходу: за 3 минуты до сигнала яхты собираются около линии и лавируют, стараясь точно в момент старта пересечь воображаемую прямую. А еще надо не дать понять соперникам, что ты задумал, а еще надо не оказаться в ветровой тени от их парусов, а еще... Представляете, если автомобильные гонки будут так стартовать?! Это ж какая зрелищность будет! Судья — исполнительный директор федерации парусного спорта МО. Наш капитан — Вячеслав Гришаенков, мастер спорта, стаж под парусом — 29 лет. Большинство же из нас на палубу такой яхты ступили впервые, так что учить нас всему пришлось «с нуля». Из каких-то давно забытых книжек всплыли даже названия — гик, грот, стаксель, спинакер... В течение тренировочного часа мы пытались запомнить, какая веревка за какой парус отвечает, как этим всем управлять и как в суете не столкнуть друг друга за борт.

Вячеслав Гришаенков
Вячеслав Гришаенков

С ветром, прямо скажем, было поначалу не очень хорошо. Но это и есть мастерство капитана: увидеть, почувствовать, откуда придет хотя бы небольшой порыв. Чуть темнее вода, чуть сильнее рябь — и начинается ювелирная работа. «Чуть потрави! Чуть! Чуть я сказал! Это на 2 сантиметра, а ты аж 10 стравил!!!» Яхта может бессильно замереть от любого неверного движения, от лишнего перемещения по палубе. Упавший в воду конец веревки — почти преступление!

content image for: 34498


Но потом задуло получше, и гонка приобрела более динамичный характер. Стали ярче проявляться особенности тактики каждого из капитанов, слаженность действий команды. Наш капитан гонял нас, что называется, «без дураков», и он, и мы выкладывались по полной. Конечно, главная заслуга в победе — за капитаном, но и у матросов работы хватало — чуть подуло, ставим спинакер, убираем стаксель, переставляем его при поворотах, потом — «проделать зарядку в обратном порядке».

А еще — интересно же! — попытаться понять логику действий, почему мы идем так, а остальные иначе, почему именно сейчас поворачиваем, почему... Да там оказалось столько «почему», что я и не предполагал раньше. Тактика гонки сродни шахматам.

content image for: 34498

Три из четырех гонок мы выиграли, в последней пришли вторыми с минимальным отставанием! Очки начисляются в соответствии с занятым местом: первое место — одно очко, второе — два, и так далее. Так что в итоговом протоколе у нас 5 очков и почетное первое место. Медали, дипломы и ощущение того, что это свидание с парусным спортом не должно быть последним.

Приобщиться к этому не так сложно. Хотя и достаточно дорого. Сначала надо получить «права». Это около полутора месяцев обучения и 25 000 рублей. Плюс практика. Потом можно покупать саму яхту. Тут пределов нет. Но только год стоянки яхты обойдется в сумму около 50 000 рублей. Еще паруса, веревки, навесной мотор, прочее оборудование.

content image for: 34498

Да, вода таит в себе массу опасностей. Но главная — это некий неизученный наукой, но хорошо известный яхтсменам заразный вирус. Который будет непрерывно сверлить мозг — а может, и старая кухня в квартире еще ничего, а лучше новые паруса купить?.. А если обождать с ремонтом, то яхту новую...

Можно все это и не покупать — и начать с аренды яхты. В Московской области это от 2000 рублей в час за яхту на 3-5 человек. Так что удовольствие вполне доступное, и мечту детства вполне можно реализовать. «Но только потом...»

Леонид Айзикович
фото автора и Land Rover

Леонид Айзикович