Таможня осталась без приказа

Во вторник вступают в силу новые таможенные ставки на подержанные иномарки. Но сами таможенники пока что не знают, что делать: приказа ГТК, регламентирующего новый порядок работы, никто из них не видел. В таких условиях у них остается пространство для маневра. За соответствующее вознаграждение, конечно.

Неясно, действуют ли новые ставки в отношении автомобилей, которые успели пересечь границу до 1 октября, либо дедлайном является время заполнения таможенной декларации. Такая неясность, очевидно, может привести к злоупотреблениям со стороны таможенников, которые могут в зависимости от ситуации «назначать» тот или иной дедлайн. Благосклонность таможенников, как показывает практика, обходится в 400–600 долларов – правда, сейчас, во время ажиотажа, ставка «помощи таможеннику» может вырасти. Мы связались с рядом фирм, занимающихся организацией туров за машинами, чтобы узнать их мнение на этот счет. В результате выяснились интересные подробности – например, от менеджеров компании «Навигатор» мы узнали, что машины, которые ввозятся по таможенным депозитам, внесенным до 1 октября, можно будет растаможить по старым тарифам до 3 октября. По словам предпринимателей, эта информация поступила с Домодедовской таможни. Но владелец старой иномарки, поверивший этой информации, всеми правдами и неправдами внесший депозит до 1 октября и ожидающий дешевой растаможки, окажется разочарован. На таможне в проезде Добролюбова, где проходит таможенную очистку большинство ввезенных москвичами автомобилей, корреспонденту «Газеты.Ru» заявили, что согласно действующему законодательству размер пошлины высчитывается исходя из ставок, действующих на момент оформления таможенного приходного ордера – фактически после того, как машина пройдет через все необходимые процедуры на таможне.

Впрочем, признались добролюбовские таможенники, ситуация с новыми пошлинами для них тоже не слишком приятна – с завтрашнего дня по закону они не имеют права таможить машины по старым ставкам, однако никаких ведомственных инструкций о новом порядке оформления до них не доходило. Таможенная неразбериха может сыграть на руку тем, кто еще не успел ввезти автомобиль. Не секрет, что на границе в конце сентября стояли многокилометровые очереди из нерасторопных автомобилистов – при определенной сноровке они могут воспользоваться несовершенством законодательства. Тем более что подход к таможенникам найти можно. Сейчас на литовских таможенных постах, которые в последнее время пользуются особой популярностью у российских автомобилистов, скопились тысячи машин. Больше всего машин следует через Кибартай. На посту Кибартай, например, сейчас очереди на проезд ожидает более 300 машин, на посту Нидос скопилось 230 автомобилей, на посту Панемунес – 47. Как нам рассказали перегонщики, чтобы проехать через пост Кибартай, приходится ждать по 10–20 часов. Примерно столько же – на остальных постах, пропускающих машины в Россию. Для сравнения, чтобы проехать из Литвы на территорию Белоруссии, надо ждать всего полчаса. Разумеется, можно проехать и быстрее – надо лишь знать, кому и сколько заплатить. Похожая ситуация на калининградских и приморских таможенных постах. В западном анклаве России на таможне стоят по 300 машин ежедневно, а таможенники Владивостока просто не успевают оформлять ввезенные авто. По словам Сергея Ерошенко, начальника Владивостокской таможни, за последние два дня его подчиненные оформляли по 530 автомобилей, в то время как обычная норма составляет 200–250 машин. На причале владивостокского порта разгрузка машин идет сразу с двух судов. Впрочем, автовладельцам может и не повезти – необходимые ведомственные инструкции ГТК могут появиться в любой момент.