В наступившем году компания Geely хочет вывести на российский рынок сразу три новинки, а также поменять подход к ведению бизнеса в нашей стране: свернув сотрудничество с местными дистрибьюторами, китайцы открывают собственное представительство, как это уже сделали почти все производители развитых стран. За подробностями сотрудник Авто Mail.Ru отправился в Шанхай.
В прошлом году о Geely говорили много. Еще бы, ведь это китайское предприятие — далеко не самое крупное и сравнительно молодое — стало владельцем компании Volvo. Это первое столь серьезное событие на мировой арене с участием автобизнеса из КНР, а главное, принципиально новые для китайцев возможности использования европейских технологий в собственных разработках. Забегая вперед, скажу, что, по заверениям представителей Geely, технологии Volvo пока не планируется использовать в собственных китайских моделях, так как это сильно повысит их стоимость. Но лишь пока... А первым шагом интеграции китайцев и шведов станет строительство завода Volvo в Китае, который будет производить машины как для внутреннего рынка, так и для экспорта в другие страны.
Для российского рынка значимая новость другая: открывая представительство в России, компания Geely планирует гораздо активнее, чем раньше, расширять ассортимент поставляющихся к нам моделей. Сейчас официальные дилеры Geely продают лишь компактные седаны MK и модель гольф-класса Vision. Тем временем в КНР в прошлом году в производство пошла целая гамма новинок от малолитражек до моделей бизнес-класса.
Противоречивые новинки
Сборочные цеха Geely пока еще не так впечатляют, как современные западные и японские предприятия, но вот в конструкторском бюро есть на что посмотреть. В просторном зале выставлены несколько десятков кроссоверов, компактвэнов, огромных люкс-седанов и даже спорткупе. Невозможно поверить, что столь широкая гамма моделей создана буквально за последние пару лет. Помнится, четыре года назад, рассказывая о концепте Geely FengYin, самым мягким определением, которое корреспондент Авто Mail.Ru смог подобрать для него, было слово «неоднозначный». Сейчас все уже по-другому. Да, в новых кузовах все еще можно угадать, какие иностранные аналоги использовались в качестве прообраза, но теперь работа конструкторов выглядит гораздо более добротной. Правда, большинство показанных нам моделей относятся к категории экспериментальных разработок».
Но на асфальтовой площадке на территории завода в Лучау нас ждала самая свежая серийная новинка марки Geely — миниатюрный хэтчбек SC-5, вставший на конвейер в конце 2010 года. Эта модель внешне напоминает популярный у нас Chevrolet Aveo. По ее виду очень заметно, что китайский производитель учится на хороших примерах и постепенно избавляется от «детских болезней». В дизайне уже нет прямого копирования иностранных аналогов, и даже, пожалуй, есть попытка сделать автомобиль со своим лицом. Черные «бивни» под фарами — не такая уж изящная, но, по крайней мере, узнаваемая деталь. Гамма модификаций включает три двигателя: атмосферники объемом 1,3 и 1,5 л, развивающие 92 и 106 л.с. соответственно, а также 1,3-литровый турбомотор мощностью 129 л.с.
Но стоило завести двигатель и сделать круг по полигону, как впечатления поменялись. Салон скрипит, подвеска допускает пробои даже на не очень крупных неровностях. Такое ощущение, что это еще не серийный экземпляр, а ходовой макет. А ведь SC-5 уже во всю сходит с конвейера... Странно, очень странно. Правда, надо сразу сказать — дата поставок SC-5 в Россию еще не определена. Будем надеяться, что покупатели получат автомобили уже после «работы над ошибками».
Во втором полугодии 2011 года на наш рынок выйдет крупный хэтчбек D-класса Emgrand EC7, а также седан на той же платформе. Их нам представили на заводе в Нинбо. На китайском рынке Emgrand считается отдельной маркой под крылом Geely — своеобразным люксовым подразделением, как Lexus у Тойоты. Но у российских дилеров новинку, скорее всего, будут называть все же Geely.
Короткое знакомство с грузной пятидверкой оставило гораздо более приятные ощущения, чем поездка на SC-5. Салон собран заметно качественнее, посторонних шумов нет. В отделке использован неплохой пластик и приличная кожа.
Времени, отведенного на поездку по территории завода, хватило лишь на то, чтобы почувствовать, что 1,8-литровый двигатель обладает нормальной тягой. И вариатор этой машине подходит, а подвеска довольно сносно проглатывает исскуственные неровности, не допуская пробоев.
Emgrand отличается неплохим оснащением: уже «в базе» есть АБС, кондиционер и две подушки безопасности. За доплату — мультифункциональный руль и кожаные сиденья с электрорегулировками. В списке опций — мультимедийная система с сенсорным экраном, DVD и навигацией. Впрочем, в России навигатор, вероятно, работать не будет.
Если цена этой модели в России окажется менее 500 000 руб., то Emgrand EC7 может оказаться интересным вариантом. А если его стоимость будет приближаться к 550 000 — 570 000 руб., то тут уже появляются такие конкуренты, как Renault Fluence. И выбор в пользу «француза» очевиден. Надеемся, что представители Geely прислушаются к нашим рекомендациям.
Раньше других моделей — уже в ближайшие полгода — на наш рынок выйдет компактный хэтчбек MK Cross, созданный на базе уже продающегося у нас седана. Название новинки намекает на то, что модель представляет собой нечто среднее между малолитражкой и кроссовером. Этот автомобиль можно назвать аналогом, скажем, Ford Fusion. То есть привод только на передние колеса, но клиренс повышен, свесы укорочены, а кузов частично защищен накладками из некрашенного пластика. Правда, у китайцев не обошлось без парадоксальных решений: окантовка колесных арок — не черная, а хромированная.
В остальном перед нами знакомый Geely MK с тем же 1,5-литровым мотором мощностью 94 силы. Продающиеся сейчас седаны стоят от 309 000 руб. до 359 000 руб. и конкурируют с продукцией АвтоВАЗа. Пока, правда, не слишком удачно.
Инженерные амбиции
Слушая Виктора Янга, руководителя пресс-службы Geely, выступавшего на пресс-конференции, и глядя на малопонятные слайды с иероглифами, я безуспешно пытался понять, действительно ли в компании уже готовы сделать тот инженерный рывок, который совершили в свое время корейцы. Ведь от экспертов автобизнеса не раз звучало мнение, что китайская индустрия еще долго не будет способна на это. Мол, наладить качественную сборку в КНР возможно, а для того чтобы довести до ума собственные разработки, китайцам не достаточно инженерного потенциала.
Одной из главных претензий к китайским моделям является безопасность. Под внешне современным кузовом скрывается довольно хлипкая начинка, подтверждение чему можно увидеть, посмотрев ролики краш-тестов китайских машин, выложенные в Интернете. Виктор Янг, как будто угадав мои мысли, парирует: «Наша новая малолитражка Gleagle GC2 Panda по результатам краш-тестов признана самой безопасной компактной моделью среди китайских брендов. В испытаниях по методике C-NCAP она заработала пять звезд». Возможно, объяснение таких хороших показателей кроется в том, что Geely Panda, по мнению некоторых экспертов, является достаточно точной копией Toyota Yaris.
А может быть, дело в другом. С учетом тех темпов, которыми развивается китайская промышленность, предприятия из КНР сейчас многое могут себе позволить. Тот, кто покупает Volvo, скорее всего, ставит столь же амбициозные задачи и в области собственных разработок, а значит, уже может приглашать любых самых квалифицированных инженеров и быстро наверстывать отставание.
Российский рынок под китайским соусом
Слово «Geely» по-китайски означает «счастливчик». Была ли счастливой судьба китайских моделей, которые поставлялись на российский рынок в последние годы? Первые официальные дилеры китайских брендов появились в нашей стране в середине «нулевых» годов, но уже в 2008 году, как только разразился кризис, марки из КНР стали покидать нашу страну. Так, например, исчезла казавшаяся когда-то амбициозной марка Hafei, а летом 2010 года закрылись дилеры BYD. Канули в небытие салоны малоизвестных марок Changfeng, Landwind, JMC и Dadi. На этом фоне дела у Geely складывались неплохо, но и не без серьезных потрясений.
Эта марка пришла в Россию в 2007 году. Вначале дистрибьюторские права получил холдинг «Инком-Авто», но ему не удалось завоевать сердца покупателей брендом Geely. Уже через год роль ключевого партнера китайцев перешла к компании Red Dragon, входящей в группу Рольф. Этот дистрибьютор взялся за дело всерьез: в 2008 году дилерская сеть насчитывала 29 автоцентров в 26 городах России, а на следующий год количество салонов увеличилось вдвое.
В 2009 году, когда продажи всех западных марок разом сократились вдвое, дистрибьютор быстро сориентировался и стал реализовывать машины почти по демпинговым ценам. Бизнес пошел в рост, и марка Geely стала самой продаваемой среди «китайцев» в России. А вот 2010 год обернулся катастрофическим падением. В то время как Chery и собираемые на ТагАЗе аналогичные модели под маркой Vortex совершили большой скачок. По итогам года рейтинг продаж китайских моделей в России выглядит так:
* — с учетом легкого коммерческого транспорта.
Нет сомнений, что именно провальные результаты продаж, которые демонстрировал дистрибьютор марки Geely, начиная с прошлой весны, подтолкнули компанию к решению взять ситуацию в свои руки и открыть представительство в России. В полную силу оно заработает в первом квартале этого года. Ну а потребителей, разумеется, волнует другое: окажутся ли цены на новинки от Geely привлекательными на фоне конкурентов, улучшится ли сервис и гарантийное обслуживание, повысится ли качество. Пока китайцы отвечают уклончиво.