Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
25 января 2010 12:14, Новости

Авторынок в России - восстановление к 2015 году

Чего греха таить: кризисный год самым пагубным образом отразился на покупательной способности россиян. В 2009-м автомобильный рынок «полегчал» более чем на половину – точнее, на 56%. А если в денежном эквиваленте – то и на все 61%
8 декабря
Subaru Forester 2.0 150hp CVT
Отличное. Но есть наблюдения за 2,5 года эксплуатации. При обгонах будьте предельно внимательны. У вариатора, как выяснилось, есть ступень отскока оборотов при наборе определенных 5000 (как я успел ...
5.0
8 декабря
Volkswagen Passat 1.9 TDI MT
Машина должна была быть идеальной, но вы сталкнетесь с некоторыми неприятностями.​ Первая и основная на ПРАВУЮ НОГУ будет ДАВИТЬ пласмаска боковины причем так что у вас может Заболеть колено( хочется о...
2.8
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Чего греха таить: кризисный год самым пагубным образом отразился на покупательной способности россиян. В 2009-м автомобильный рынок «полегчал» более чем на половину – точнее, на 56%. А если в денежном эквиваленте – то и на все 61%: «спасибо» курсу доллара. Всего же за год было продано 1,4 млн. автомобилей – столько, сколько и восемь лет назад, в 2001-м. При этом объём продаж российских автомобилей сократился на 44% – до 390 тыс. штук, объём продаж иномарок российского производства уменьшился на 38% – до 360 тыс. автомобилей, импорт новых автомобилей сократился на 57% – до 640 тыс. автомобилей. Ну а для того, чтобы выйти на докризисный уровень, России нужно как минимум пять лет. И это при оптимистическом развитии событий. Во всяком случае, так считают аналитики PricewaterhouseCooper.

Так, партнёр и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Стенли Рут прогнозирует рост продаж на 15% до конца 2010 года. Правда, очень осторожно прогнозирует: дело в том, что при пессимистическом развитии событий, рынок, наоборот, потеряет еще 5%. И мы скатимся обратно в XX век.

Честно говоря, мы бы не советовали полностью доверять таким прогнозам, поскольку ровно год назад тот же самый Стенли Рут утверждал, что для России нет в кризисе ничего страшного. Если уровень продаж и упадет, то всего лишь скатившись на уровень 2006 года, а россияне по-прежнему будут мечтать купить новый автомобиль… Год назад партнер PwC полагал, что выросшие таможенные пошлины не особо повлияют на спрос, а в январе 2010-го таможенные пошлины названы среди важнейших факторов, повлиявших на состояние рынка… Правда, пошлины существенно защитили рынок от автохлама: за минувший год в Россию было ввезено всего 12 тысяч бэушных авто.

Вообще, когда эксперты говорят, что рынок после кризиса «стабилизировался», понимать это надо следующим образом: «достиг дна и падать ему уже просто некуда». Примерно то же самое можно говорить и об автомобильном рынке, где во второй половине декабря – первой половине января уровень продаж, наконец, стабилизировался. А вот рост продаж пока не наблюдается: потенциальные покупатели выжидают улучшения финансовых «погодных условий», ждут, когда банки объявят об облегчении требований к заемщикам и заметно снизят ставки по кредитам. «Замороженные» на докризисном уровне зарплаты и на 20% выросший доллар многих заставляют сомневаться в завтрашнем дне.

К тому же и российское правительство пока не желает как-то стимулировать отечественного потребителя, полагая, что автопром уж как-нибудь сам выживет. Думается, что государственное субсидирование кредитов и вводимая с 8 марта программа утилизации старых транспортных средств погоды не сделают: очень уж скромный размах.

Так, планируется, что к участию в этой программе удастся привлечь до 70 тысяч человек… 70 тысяч – это же капля в море! Всего 5% от числа потенциальных покупателей. А на саму программу утилизации выделен всего миллиард рублей (34 млн. долларов – едва ли не самый низкий показатель в мире). Зато на поддержку автопрома (читай – на госзакупки транспорта) выделено 50 млрд. рублей (1,86 млрд. долларов). Для сравнения: в Китае, помимо того, что на утилизацию и компенсационные выплаты выделено свыше 1,6 млрд. долларов (т.е. почти те же 50 млрд. рублей), еще и снизили налог на покупку нового автомобиля. Не потому ли спрос на авто в КНР вырос на 48%, и китайский авторынок впервые в мире вышел на первое место: 10,4 млн. проданных авто.

А в Бразилии налог на покупку нового автомобиля вообще заморозили до марта этого года.

Что же касается компенсаций, то и здесь нас все обогнали. Если в России владельцу сданного в утиль авто полагается ваучер на 50 тысяч рублей (примерно 1,85 тысячи долларов), то в США это – 3500-4500 долларов (105-135 тысяч рублей). Как результат – планируемый прирост как минимум на 10%: программой уже решили воспользоваться 670 тысяч человек. Кроме того, в США при покупке нового автомобиля предоставляется вычет по налогу с продаж и акцизам с суммы, не превышающей 49 500 долларов.

В Германии – 2500 евро (105 тысяч рублей), а на программу утилизации выделено 5 млрд. евро, причем 2 млн. немцев уже выразили желание участвовать в этой программе. То есть местный рынок уже потенциально продал 2 млн. новых авто. Так что германский рынок, в докризисном исчислении равный российскому (те же 2,8 млн. авто), не только не прогнулся, как наш, на 50 процентов, но еще и 20 процентов прибавил…

В Британии субсидирование программы поскромнее: 300 млн. фунтов на выплату компенсаций, размер которых – 2000 фунтов (по 1000 фунтов от правительства и от автопроизводителя). И показатели на рынке, соответственно, скромные.

Россия же пока ничем, кроме «высокого потенциала своего автомобильного рынка (по оценке PwC), особо похвастаться не может. В качестве дестабилизирующих факторов можно отметить зависимость от цен на сырье, обменный курс рубля, банковские процентные ставки, объем автокредитования, уровень ВВП и еще многое-многое другое. Так что немудрено, что на нашем автомобильном рынке кризис отразился едва ли не сильнее, чем где бы то ни было в Старом Свете.

Так все-таки: что же ждет российский авторынок? Честно говоря, ничего хорошего.

Из собственных автомобильных брендов у нас остались «Волга» да «Жигули», причем первая, похоже, готова завершить свою полувековую историю, а последние все никак не могут выйти на уровень первого десятилетия XXI века. То, что поддерживает на плаву былой автогигант – относительно низкие цены на свою продукцию: в условиях кризиса потребитель готов жертвовать качеством.

Но все равно, уже сегодня число выпущенных в нашей стране иномарок составляет 53% всего автопроизводства в России. Так что наша судьба теперь на долгие годы – довольствоваться тем, что производится на дочерних предприятиях внутри страны. Импорт из-за границы сократится весьма и весьма значительно.

А вот к чему бы мы советовали прислушаться – особенно тех, кто сейчас в очередной раз решает, в кого и сколько вливать, - так это к советам Рута о том, как хотя бы не скатиться еще дальше. По мнению эксперта PwC, на сохранение прежних позиций авторынка или на его рост могут рассчитывать только те страны, правительства которых субсидировали не столько производство, сколько спрос. У нас, как вы сами понимаете, с этим делом не ахти. На поддержку льготного кредитования из бюджета в прошлом году был выделен миллиард рублей, в этом году запланированы два. Еще 10 млрд. пойдет на субсидирование программы утилизации… Причем эти 12 миллиардов – примерно четверть государственных дотаций в автопром на этот год. Скорее всего, то будут очередные госзакупки.

Однако куда большую выгоду государству могла бы принести поддержка автокредитования. Для этого не обязательно компенсировать банкам проценты по кредитам – достаточно предоставить государственные гарантии возврата средств. Такие шаги могли бы подвигнуть банки, во-первых, к снижению процентных ставок (пусть не до докризисного уровня, но хотя бы на несколько процентов), а во-вторых, увеличили бы долю автокредитов на банковском рынке. Согласно подсчетам тоже же PwC, оптимистический сценарий ситуации на рынке нас ждет в том случае, если эта доля вырастет с нынешних 15% до 21%. А если же прирост составит всего один процент – произойдет тот самый пятипроцентный откат.

И, наконец, можно было бы прислушаться и к мнению экспертов комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, предлагающих снять ограничения по льготному кредитованию, распространив программу на все автомобили, вне зависимости от того, где они были произведены.

В этом случае, считают эксперты, покупатели сами «проголосуют рублем» за наиболее конкурентоспособные транспортные средства.

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
90
Bob248 bob248
этот бардак напоминает игру в шарик-малик где играет правительство с заводом а вовлекают и дурят простых людей
СсылкаПожаловаться
Denis Sergeevich
Господа интересно почитать Ваши коменты, правда не те которые с оскорблениями и без должного внимания к теме. Как то хочется выразить все таки свое мнение по поводу нашего и не нашего автопрома и в целом по авторынку в России. Понятно и есть некоторое согласие что как и в любой нише рынка присутствует система лобирования своих интересов. Но могу сказать сразу. такая система присутствует в любой стране, а в нашей стране порой такое лобирование идет на пользу покупателям. Чтоб не писать голословно могу привести два примера. В свое время при Ельцине, Россия решила накормить голодный народ дешовой продукцией (Окорочка Буша) (Это для тех кто верит, что если убрать все пошлины на машины, наша страна получит сразу дешовые и качественные иномарки). К чему это привело мы конечно же почувствовали на своих кошельках в последствии, когда после вымирания своего сельского хозяйства ( я говорю сейчас об птицеводстве, в других секотрах произошло примерно тоже самое) почему то дешевые окорочка буша стали резко дорожать (это не связано с какими либо курсами валют и прочее), после вмешательства правительства, ну и конечно же лобирования в стране некоторых интересов, начали сначало с пошлин на ввоз (сейчас вроде вообще хотят запретить ) этот сектор сельского хозяйства начал прилично развиваться и не просто так , а еще и с получением определенного дохода, но при этом балансирование между ввозимой продукцией и производимой в нашей стране дает на рынке приемлемую цену. Вот вам и правительственное вмешательство. Что касается нашего автопрома. Почему то многие не задумываются. что например в австралии, где собственный автопром как таковой отсутствует, цены с европейцами отличаются ооочень прилично (и не только из затого что туда довезти надо, ведь к нам то возят авто из америки и это вообще не дорого). Да и в основной своей массе в европе авто в среднем (я имею ввиду из дешевых) стоит 10000 евро. Так представьте что бы было если бы наш автопром умер ( и не говорите мне что эти автомобили ни кто не покупает, не такой уж богатый у нас народ чтобы покупатать автомобили в кредит по 500 000 , есть статистика о продажах, выйдете по крайней мере на улицу и сами убедитесь, что ездят наши авто, ездят). В нормальное время, когда курс валют был приемлем, того же фокуса, который во все времена стоил не больше 10000$, можно было купить за 500 000 руб., просто дешевых комплектаций не было , как утверждают обученные менеджеры во всех салонах, и это не только форд. А сейчас и подавно все эти дешевые авто перепрыгнули планку в 500 000 и при этом в базе. Что случилось интересно, курс автомобильной валюты наверное резко изменился. А уберите российский автопром со своими дешевыми, пусть и многим не нравящимся автомобилями (кстати Тато нано я думаю тоже многим не нравиться , ОКА тоже многим не нравиться, но господа у нас в стране есть люди которые могут себе позволить хотя бы такую машину, а не за 6000 евро и не тем более 10 и выше, давайте и о них не забывать, живем то мы вместе), уберем китайцев и прочих дешовых производителей типа индусов, что вы получите на выходе - только ежегодно дорожающую японскую и европейскую продукцию , постоянно дорожающую. и будете вечно сидеть в кредитах. А у этих производителей что не рейстайлинг . то обязательно удорожание на 20%. что не новый год обязательное повышение цен в связи с новым годом (о качестве промолчу, слишком большая и отдельная тема). Правительство попыталась простимулировать продажи введя льготное кредитование на автомобили , которые входят в определенную ценовую категорию, но так как кроме наших в эту категорию практически не одна иномарка не попадает (странно , да? а ведь многие иномарки собираются у нас в стране, где рабочая сила дешевле в разы и пошлинами такими не облагаетс ввозными), ему пришлось поднять эту планку, чтоб как то начинать оживлять этот рынок. Скажу больше я против потдержки нашим правительством иностранных производителей ( а введя ставку льготного кредитования на иностранные авто оно это делает), у этих производителей есть свое правительство, вот пусть оно нам и дает льготные кредиты и прочее. А еще лучше пусть Опель продадут иностранцы нам или еще какую нибудь компанию, пока китайцы все не скупили. Я думаю автовазу надо построить завод где нибудь в европе, в бывшей соцреспублике и набрать там специалистов. И от туда вести свое развитие. Там люди еще не забыли что такое качественно выполненная работа.
СсылкаПожаловаться
Геворг Мовсисян
Ye что ж, будем ждать...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Новости Mail.Ru